Смекни!
smekni.com

Социология культуры (стр. 42 из 64)

Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству.

Культурная репрезентация - связанность культурных феноменов и социальных процессов, интегрирующая общественную систему в единое целое, проявляющаяся либо как моностилистическая (т. е. каноническая), либо как полистилистическая (множественная). Культурная репрезентация не только способствует культурной интерпретации тех или иных общественных явлений, но и предопределяет форму и способ их социальной онтологичности, т. е. реального бытия.

Культурная инерция англ. cultural inertia; нем. Kulturelle Beharrung. - тенденция некоторых элементов культуры сопротивляться изменениям, к которым они не могут адаптироваться, и сохраняться, несмотря на утрату значимых социальных функций.

Культурный опыт[141] - это те нормы, ценности, установки, образцы поведения, способы деятельности (причём слово «деятельность» здесь нужно понимать в самом широком смысле, как любую форму материального и духовного освоения человеком мира), которые специфичны для данной социокультурной общности. Культурный опыт является одновременно результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества и вхождение в них новых индивидов. Информация, заключённая в культурном опыте, и составляет сущность культуры.

Культурная экспансия[142] (от лат. expansio — распространение), расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Человечество во второй половине XX в. явилось свидетелем беспрецедентной культурной экспансии США, которая происходила во многих странах мира. После Второй мировой войны она коснулась стран Западной Европы, в 60-е годы —

Японии, в 70-е — стран Латинской Америки, в 90-е — России. Распространение культурной экспансии с запада на восток называется вестернизацией, которая представляет собой культурную диффузию западноевропейского и американского образа и стиля жизни, как и сопутствующих им ценностей, обычаев, символов и культурных артефактов (фильмов, видеокассет, компьютерных программ, книг и др.) в восточноевропейские, латиноамериканские, исламские, африканские и азиатские страны.


Культурный конфликт159 - критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отд. личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом, между разными сообществами или их коалициями. Культурный конфликт специфичен именно своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренческих и религиозных установок, традиционных норм и правил осуществления той или иной социально значимой деятельности и т.п., т. е. в конечном счете различием в социальных опытах конфликтующих сторон, закрепленных в параметрах их идеологии (индивидуальной или групповой). Проблема культурного конфликта неразрывно связана с проблемами культурной толерантности и комплементарности, с интересом к иной культуре (в ее групповом или персонифицированном воплощении) и поиском точек ценностных совпадений или пересечений.

Социокультурный кризис160- нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, согласованности и взаимодополнительности в функционировании ее различных подсистем, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что в конечном счете ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности и консолидированности сообщества, деградации нормативно-регулятивных функций культуры, разрушению ее соответствующих механизмов. Наблюдаются два непременных условия: накопление критической массы населения, кровно заинтересованного в сохранении или восстановлении тех или иных форм своей социальной интегрированности (политической структуры, религиозного единства и т.п.), а также формирование новой консолидирующей людей идеологии (или функциональное обновление традиционной), достаточно четко формулирующей целевые установки требуемой социальной мобилизации.

159 Флиер А.Я. Конфликт культурный // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2 т. Т.1. СПб., 1998. С.

325.

160 Флиер А.Я. Кризис социокультурный // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2 т. Т.1. СПб., 1998. С.

330-331.

Культурный лаг[143] относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологией. Понятие культурного лага ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение. Это закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры. Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к соц. дезорганизации, конфликтам, разрушению экологической среды и т. д. Культурный лаг описывает такую ситуацию, когда в обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло.

Диверсификация культуры[144] - распадение, расчленение единой культуры на составные части. Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая культура распадается на множество культур. Распадение не обязательно сопровождается катастрофой и гибелью народа, хотя подобное случалось в истории. Диверсификация культуры может быть частичной и представлять собой не что иное, как увеличение степени разнообразия культуры. Диверсификация культуры выражается в форме разветвления доминирующей культуры на множества субкультур. Подобный процесс надо оценивать скорее позитивно, поскольку нередко он ведет к образованию многочисленных субкультур и увеличению культурного разнообразия.

Культурный отбор[145] - измерение культурного процесса, которое может рассматриваться с точки зрения формирования и трансформации данной культуры или с точки зрения влияния культуры на человечество в целом. Согласно эволюционистской концепции С.Л. Брейса, люди занимают культурную экологическую нишу, и культурная жизнь может так же влиять на биологическую эволюцию человека, как в прошлом — природные условия (посредством естественного отбора). Так, С.Л. Уошберн предполагает, что за счет культурного отбора могло произойти вымирание наиболее раздражительных индивидуумов, не сумевших приспособиться к существованию в новой культурной среде, что, возможно, отразилось в изменении формы черепа в ходе эволюционного развития современного

Homo sapiens.

С точки зрения формирования культуры Р. Бенедикт отметила, что в любой культуре человеческий потенциал неизбежно реализуется не полностью. Каждая культура — лишь частичное проявление возможной культурной жизни. Более того, культура есть целое, не сводимое к сумме своих частей. Ее элементы соединяются в соответствии с определяющими

образцами, «мотивами, эмоциями и ценностями, институционализированными в культуре». Заимствование элементов из других культур и усвоение новшеств, возникших внутри нее, определяются тем, насколько эти элементы соответствуют господствующим образцам. Они же определяют и формы проявления этих новых черт в культуре. Таким образом, культура как организованное целое оказывает избирательное воздействие на природу претерпеваемых ею трансформаций.

Маятниковые движения (в теории культуры)[146] — периодические переоценки ценностей в рамках устойчивой цивилизации, достигшей уровня, при котором «дух» может мыслиться вне нераздельной связи с «буквой» и традиция сохраняется при решительном изменении всей «буквы», символики, знаковой системы. Идея маятникового движения возникла из концепции двух видов циклических движений: циклизма на основе невыполненной исторической задачи, и циклизма на основе ее выполнения.

Культурный шок[147][148] первоначальная реакция индивидуального или группового сознания на столкновения индивида или группы с инокультурной реальностью. Ситуация культурного шока - это ситуация конфликта между привычными для индивида ценностями, нормами, языком, повседневными практиками, характерными для той среды, которую он покинул, и теми ценностями, нормами, языком, повседневными практиками, что характерны для новой среды, в которой он оказался.

Культурная адгезия (от лат. adhaesio - прилипание) - сложившееся в результате стечения исторических обстоятельств и существующее в силу традиции устойчивое сочетание культурных черт, не связанных между собой функционально, напр., празднование Нового года, соединяющее в себе элементы светской и религиозной культур.

Культурная депривация[149] — отсутствие соответствующих культурных ресурсов, например, языка и знания. Понятие использовалось для объяснения ограничений в образовании рабочего класса и детей этнических меньшинств.

Оно имело особое влияние в конце 1960-х — начале 70-х гг. в США и в Великобритании. Проекты "Хедстарт" (США) и "Приоритетные сферы образования" (Великобритания) были разработаны для детей из рабочих семей ввиду отсутствия родительского внимания, неудачной семьи и соседей, а также неадекватного обеспечения соответствующим культурным опытом. Эта теория дефицита несостоятельности в образовании подверглась сильной критике, потому что предполагает личное несоответствие. Некоторые социологи считают данную проблему относящейся к культурным различиям, ибо школа включает социальные ценности, отличающиеся от ценностей и идей представителей рабочего класса.