Смекни!
smekni.com

Творчество и любовь как фундаментальные аспекты экологии человеческого духа (стр. 10 из 40)

Универсальные константы не были придуманы,изобретены по соображе­ниям целесообразности - физика была вынуждена с ними "смириться",при­нять их как неизбежное следствие совпадения результатов всех специаль­ных измерений,и - самое существенное: все будущие измерения приведут к тем же константам. Физика требует принятия допущения о существовании реального,не зависящего от человека мира,который люди не в состоянии воспринимать непосредственно,а лишь через призму своих органов чувств и опосредованных ими измерений. Насколько жалкими и маленьки­ми,бессильными должны себе казаться люди,если помнить о том,что Земля есть лишь мельчайшая пылинка в поистине бесконечном пространстве Космоса. В то же время,удалось познать,что во всех процессах природы царит универсальная закономерность - это делает ученым честь.

Законы природы,например закон сохранения энергии,тоже не изобре­тены человеком,а их признание навязано ему извне,как некая непреложная данность. Великие мыслители преклонялись перед мирозданием. Так Имма­нуил Кант ни перед чем не испытывал такого глубокого благоговения,как перед видом звездного неба.

Ну,а то,что фотоны,образующие луч света,ведут себя как разумные существа,вам ни о чем не говорит? - Из всех возможных траекторий они всегда выбирают самую короткую из приводящих к цели. Это ведь или чу­до,или природой правит разумная,преследующая определенную цель воля. Иначе говоря - Господь Бог. Аналогично Лейбниц и Мопертюи на основании так называемого принципа наименьшего действия сочли,что они сумели найти в нем осязаемый признак проявления Высшего Разума,всемогуще господствующего над природой.

Таким образом,развитие исследований в области теоретической физи­ки исторически наглядным образом привело к формулировке физической причинности,которая обладает явно выраженным телеологическим характе­ром. Независимо от воли людей на Земле господствуют определенные зако­номерности. Они представляют разумность мироустройства,которой подчи­няются природа и человечество,но ее истинная суть есть и будет для лю­дей непознаваема,т.к. они узнают о ней лишь благодаря своему специфи­ческому восприятию с помощью органов чувств,которое никогда не удастся отключить.

Для продвижения вперед науке необходим творческий поиск новых связей,идей и проблем,не выводимых из одних только результатов измере­ний,а выходящих за их пределы - прежде всего имеются в виду умозрение и интуиция. Может быть тогда углубится понимание того,как осуществляет управление природой правящий ею Всемогущий Разум. - Вот это будет настоящее творчество!

Если быть благоразумными,то можно обнаружить,что религия и наука признают разумный миропорядок,независимый от человека. Сущность этого миропорядка нельзя непосредственно наблюдать,а можно лишь косвенно познать или предположить его наличие. Для этого религия пользуется своеобразными символами,а точные науки - своими измерениями,основываю­щимися на восприятии. Итак,Божество,к которому религиозный человек пы­тается приблизиться при помощи религиозных символов,равноценно,по-су­ществу,той проявляющейся в законах природы силе,о которой ученый в оп­ределяющей мере получает представление с помощью своих органов чувств. Так отчего бы нам не слить воедино эти два подхода,чтобы сформировать мировоззрение,наиболее адекватно отражающее сущность Мироздания?!

Религия и естествознание играют в человеческой жизни различные роли. Естествознание нужно человеку для познания,религия - для то­го,чтобы действовать. Религиозному человеку Бог дан непосредственно и первично - это его жизненная основа. Ученый же приходит к Богу посредством мышления,он устремляется к Его миропорядку как к высшей,вечно недостижимой цели своего творчества. Бог стоит в конце естествознания,на его вершине.

Для практической деятельности требуется принимать волевые решения до полного познания управляемого объекта. Иногда принятие решения тре­буется мгновенно. Тут бессильны долгие рассуждения. Более того - они приносят пагубные плоды. Требуется только определенное указание,кото­рое может быть получено,опираясь на непосредственную связь с Богом.

Она одна может дать внутреннюю опору и устойчивый душевный мир,который человек должен расценивать как наивысшее жизненное благо. Итак,интуи­ция - это от Бога, а соответственно к последнему относится и такой "прикладной инструментарий" как интуитивная логика, сопрягающая религиозное чувство с научным подходом.

Религия и естествознание не исключают,а дополняют и обуславливают друг друга. Глубокой религиозностью были проникнуты самые великие естествоиспытатели всех времен - Кеплер,Ньютон,Лейбниц. Этот факт го­ворит сам за себя и косвенно указывает на использование последними ин­туитивной логики,позволяющей "выходить" сознанию непосредственно в ин­формационные поля. В то же время,между наукой и религией есть неанта­гонистические противоречия. Они вполне естественны. Ведь насколько знания и умения нельзя заменить мировоззренческими убеждения­ми,настолько же нельзя выработать правильное отношение к нравственным проблемам на основе чисто рационального познания. Эти пути не расхо­дятся,а идут параллельно,сходясь в бесконечности у одной и той же цели.

Наука преимущественно пользуется разумом,а религия - верой,но смысл творческой работы и направление прогресса полностью совпадают. Преодо­левая скептицизм и догматизм,неверие и суеверие,синтезируя умозрение с откровением - к Богу!" - Автору трактата не остается ничего иного как присоединиться к точке зрения оратора.

Судя по основательной профессиональной работе [86],пылкийи несколько взбалмошный оратор из [40] излагал пусть не бесспорные,но дельные мысли. Автор трактата позволит себе остановиться на этой пуб­ликации несколько подробнее,дополнив своими комментариями.

Итак,духовный мир человека включает в основном такие феномены как познание,миф,религия,философия, наука, право, политика, идеология, мо­раль,искусство. Он охватывает сознание,подсознание и надсознание. Рассмотрению этих категорий посвящено немало работ [97-100].Духовный мир динамичен благодаря системе духовной деятельности. Конкретно-исто­рические формы духовного мира возникли по ходу его развития в резуль­тате специализации и дифференциации человеческой деятельности. В то же время,как отмечается в [86],имеют место определенные сложности в фор­мальностях классификации духовной деятельности. В частности,чем был духовный мир Пифагора и его сподвижников: мифом,религией,мо­ралью,искусством или наукой? Перед автором трактата невольно возникает вопрос: можно ли и нужно ли "рвать на части" этот классический образец синтетического творчества,в котором познавательное,нравственное и

эстетическое неразделимы?

Как оценить процесс специализации и дифференциализации,его ито­ги? - Автор трактата придерживается точки зрения,что результат резко отрицателен: весь духовный мир,некогда гармоничный и единый,по сути дела превратился в разбегающуюся вселенную. Бытие же требует,чтобы ци­вилизация,культура,технология и рынок [101] образовали единую прочную структуру.

Плоды дифференциации оказались пагубны прежде всего в духовном производстве - творчестве. В то же время,производство знаний за последние четыре столетия,особенно в ХХ веке,совершило колоссальный рывок вперед. Несравненно менее впечатляющи успехи искусства. Созда­ется впечатление об отсталости нравственного начала - и в этом основа нынешних зол. "Разделение труда" в духовной деятельности привело к ут­рате личностной многогранности,к уродливой однобокости развития лю­дей,причем степень последней обычно тем больше,чем выше класс специа­листа [86]:"Гений должен согласиться культивировать в себе осла". Де­формированная гениальность в науке и технике породила атомную бомбу. Искусство,объединившись с нелучшими результатами нравственного произ­водства,тоже создало оружие "массового поражения" - типа секс-бомбы и иных тлетворных творений.

Исследование духовного мира испокон веков было делом философии [86,102-106]. Успехи ее,увы,не всеобъемлющи. Дело в том,что с расщеп­лением духовного мира начинают соответствующим образом деструктиро­ваться и его философские исследования: позитивисты отдали предпочтение анализу познавательного начала,науки,а экзистенциалисты - анализу эстетического начала и т.д. При этом каждый стремился нарисовать свою картину мира в целом,в чем явно не преуспели. Поэтому,прежде чем да­вать рекомендации по восстановлению утраченного единства мира челове­ческого духа,философия должна начать с восстановления собственного единства.

Искусство может быть эстетичным средством познания. Оно почти всегда играло некую познавательную роль. Однако,это осуществлялось в нем лишь на эмпирическом,описательном уровне,зачастую непреднамерен­но,в виде своего рода неизбежного побочного процесса (автор трактата в своих повестях [36-40] делает это целенаправленно). Автор пытался в меру сил и возможностей продолжить лучшие традиции художественной ли­тературы,давшей в Х1Х-ХХ веках плеяду творцов,чьи произведения отлича­лись ярко выраженным исследовательским характером. Г.Мелвилл и

Л.Н.Толстой,Ф.М.Достоевский и Ф.Кафка,В.В.Набоков и А.Камю,Т.Манн и

Л.Андреев,М.Булгаков и Г.Гессе,И.Ефремов и А.Азимов - эти и иные ху­дожники-мыслители в качестве объекта исследования избрали наиболее сложный из известных человеку предметов - самого человека.Формулирова­лись и проблемы личности (ее сложнейшей структуры,развития и деграда­ции) и проблемы взаимоотношений между человеком и обществом,человеком и Мирозданием. Рассматривались проблемы смысла и цели жизни,смер­ти,посмертного бытия. Характерно,что литература подчас ставила такие вопросы раньше,а иногда и вникала в них глубже,чем соответствующие на­уки (психология,социология и иные).