Смекни!
smekni.com

Творчество и любовь как фундаментальные аспекты экологии человеческого духа (стр. 13 из 40)

ребности познания определяют как духовность человека,а степень соци­альной альтруистической потребности сочувствия,потребности действовать ради других - как свойственную ему душевность.

Голос совести - это голос духовности. Норм и порожденных ими представлений о долге может быть много,но невозможно себе представить несколько "совестей". Голос совести - есть голос Истины в той мере,в какой она оказалась доступна данному человеку.

Потребность следовать нормам,принятым в данном обществе,эмоцио­нально переживается как чувство долга. Совесть дает о себе знать каж­дый раз,когда реализуемый поступок задевает потребность в Истине или альтруистическую потребность Добра.

Потребность в истине и потребность в добре (альтруизм) представ­ляют главнейшие мотивационные источники деятельности сверхсознания и,соответственно,творчества. Дело искусства,по мнению В.С.Соловь­ева,воплощать в ощутительных образах тот самый высший смысл жизни,ко­торому философ дает определение в разумных понятиях - идея добра. Ху­дожественному чувству непосредственно открывается в форме ощутительной красоты то же совершенное содержание бытия,которое философией добыва­ется как истина мышления,а в нравственной деятельности дает о себе знать как безусловное требование совести и долга. Достоевский утверж­дал,что любая правда в искусстве не должна быть лишена "нежности",а отцы церкви идут еще дальше,полагая,что только правда,связанная с лю­бовью,есть подлинная правда. Сказанная с ненавистью она правдой быть перестает - весьма поучительно. Вот представьте,что вы,уважаемый тер­пеливый читатель,с настоятельной искренностью втолковываете несчастно­му горбуну сколь он неказист. Вроде бы,исходя из канонов физической красоты человеческого тела,все правильно,но насколько жестоко...Да можно ли такое и правдой назвать?!

Логически обдумывается лишь то,что необходимо сказать,а какие средства при этом избрать,подсказывает интуиция. Подсказываемое ею ра­зум не сверяет с нравственными нормами: без вмешательства человека все уже проверено его нравственностью. Нравственно лишь то,что совпадает с нашим чувством красоты и с идеалом,в котором вы его воплощаете,- счи­тает Достоевский. По Гегелю,истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте.

Сверхсознание - это первоисточник всякого прогресса в развитии человеческой цивилизации,в завоеваниях науки,в откровениях искусства,в совершенствовании этических норм. Представление о сверхсознании не

умаляет роль сознания ни в постановке задач перед ищущим человеческим

умом,ни в отборе предлагаемых сверхсознанием решений. Важны и функции

подсознания,вооружающего сверхсознание запасами ранее накопленного

опыта - "личностным знанием".

Любое творчество начинается с постановки проблемы,подлежащей ре­шению. Логика возникновения задачи может быть вполне осознаваемой,но иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зави­сит от степени одаренности первооткрывателя. Шопенгауэр: талант попа­дает в цель,в которую никто попасть не может,а гений попадает в цель,которую никто не видит. Тут снова не логика,а чувство - язык нео­сознанного психического,попросту говоря - интуиции.

Поскольку сверхсознание оперирует опытом,накопленным сознанием и частично зафиксированным в подсознании,оно в принципе не может поро­дить гипотезу,совершенно свободную от этого опыта. В голове первобыт­ного гения не могла родиться теория относительности. Гений нередко опережает свое время,но дистанция этого опережения исторически ограни­чена. Смешны и наивны надежды дилетанта в любой области творчества оказаться автором "безумной" идеи,прокладывающей новые пути развития науки и искусства,а потребность вооруженности (компетенции) представ­ляет один из важнейших мотивационных компонентов творческой одареннос­ти.

Напрашивается аналогия: розыскной собаке дают понюхать вещь,при­надлежащую разыскиваемому,и только после этого она устремляется на по­иск. Чем подготовленнее пес и чем сильнее запах разыскиваемого,тем больше шансов на успех. Иллюстрация может быть почерпнута из науч­но-технической практики автора трактата. Приходилось решать технологи­ческие задачи в разнообразных производственных отраслях,но подход был один и тот же. Автор обходил производственный участок,начиная с пери­ферии и неспешно приближаясь к проблемному узлу. Причем,это не было обычным обследованием производства: происходило "вхождение "автора в "ауру" (если так можно выразиться) техпроцесса. Отрешаясь от мельтеша­щих перед глазами деталей,стремился проникнуться искренним уважением к этому аппаратурному скопищу,расхваливая про себя его мыслимые и немыс­лимые достоинства. Спустя час-два,а то и три-четыре,блужданий среди таких кажущихся напрочь бездушными монстров,приходило ощущение,что они "оживают" и вступают в некое "общение". Наконец,вдруг ощущалось:"соба­ка зарыта здесь" - где-то тут,а не в ином месте,опорная точка для при­ложения "рычага" уже конкретной научно-технической мысли,всего накоп-

ленного инженерного опыта. Метод срабатывал в семи-восьми случаях из

10 (попадание в "яблочко"),но и остальные два-три случая были "дважды два - это пять,а не стеариновая свечка".

Вот,например: выпуск опытно-промышленной партии капсулированного карбамида в грануляционной башне. Был уже готов техно-рабочий проект узла распыления капсулирующего материала: эдакий монстр,включающий пятьдесят-шестьдесят форсунок,расположенных по периферии,и паутину коммуникаций - все это нагромождение в нижней части гранбашни. У авто­ра трактата "сигнальная система" сработала на десятки метров выше,на "макушке" башни,у центробежного гранулятора. Шесть форсунок с прими­тивной подводкой расходуемых материалов обеспечили полное капсулирова­ние гранул карбамида в момент их вылета из "волчка" гранулятора. Опыт­но-промышленные работы показали безукоризненность техрешения.

Мотивация творчества в огромной мере определяет продуктивность последнего. Судя по всему,существуют глубокие связи между потребностя­ми,сознанием и неосознаваемыми проявлениями высшей нервной деятельнос­ти.

Нельзя лгать подсознанию,оно всегда знает правду. Подсознание тя­готеет к витальным потребностям,к инстинктивному поведению. Это осо­бенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях,когда нет времени для рационального анализа обстановки.

Сверхсознание в решающей степени принадлежит идеальным потребнос­тям познания и преобразования окружающего мира. По Льву Толстому: при­чина появления настоящего искусства - внутренняя потребность выразить накопившееся чувство. Причина поддельного искусства - корысть. М.Приш­вин отмечает: любовь и творчество требуют от человека выхода из се­бя,чтобы любить нечто больше себя.

Чрезвычайно изобретательным может быть и негодяй. Дело в том,что сверхсознание всегда "работает" на удовлетворение потребности,устойчи­во доминирующей в иерархии мотивов данной личности. Гений и злодейство совместимы. Великий художник или ученый может быть честолюбив,скуп,иг­рать на бегах и в карты: для науки важно лишь,чтобы в определенные мо­менты бескорыстная потребность познания истины,правды овладевала всем его существом. Именно в эти моменты доминирующая потребность включит механизмы сверхсознания и приведет к результатам,не достижимым путем чисто рациональных построений. По С.Цвейгу: перо гения всегда более велико,нежели он сам.

Подсказка,аналогия,служащая непосредственным толчком для мгновен-

ного озарения - это всегда отклик мотивационной доминанты на собы­тие,безразличное для тысяч наблюдавших его людей. Только Ньютон долж­ным образом отреагировал на падение яблока. Случай благоприятствует подготовленному - это правило творческой деятельности мозга подтверж­далось множество раз. Многие изобретатели отмечают,что самая первона­чальная догадка возникает в виде расплывчатого образа,а не в словах или точных математических знаках. Образ идеи просится из души,терзая эту душу (Ф.Достоевский).

Автор трактата наблюдал нечто подобное при изучении комплексооб­разующей способности низкомолекулярных мочевино-формальдегидных соеди­нений (МФС).Не было логических физико-химических предпосылок к образо­ванию МФС прочных комплексов с катионами металлов и анионами. Одна­ко,стихия интуитивного "убеждения" настоятельно побуждала к проведению исследований в этом направлении. И результаты пришли: сначала в виде имеющих практическое значение в различных отраслях эффектов [107,111-113],а затем в теоретической их интерпретации (образование комплексов переменного состава с полимерными лигандами,закономерности взаимодествия,характерные для аддуктов и композиционных материалов). Механизмы комплексообразования,составы комплексов оппоненты могут ос­паривать сколь угодно долго,но от практических-то эффектов никуда не уйти (они несомненно есть и в определяющей мере являются плодом интуи­тивной логики,а не естественно-научного фундаментализма). Необходимо признать,что очень многое в решении этой проблемы так и осталось на уровне интуитивных догадок (однако,автор трактата не видит в том ниче­го зазорного - увы,таково его мировоззрение).

Зависимость феномена подсказки,непосредственно провоцирующей оза­рение,от мотивации доминанты объясняет почему именно потребности бес­корыстного познания,стремления к правде и красоте должны преобладать в иерархии мотивов личности,претендующей на открытие в области науки и искусства.

Заключительный этап творческого акта - отбор генерированных сверхсознанием гипотез. Изобретатель (творец) должен быть в двух ли­цах: один образует сочетания,другой - выбирает соответствующее его же­ланию и что он считает важным из произведенного первым.