Смекни!
smekni.com

Творчество и любовь как фундаментальные аспекты экологии человеческого духа (стр. 2 из 40)

16. Россия больна "эгрегорной болезнью",недугом Духа,ударившим и по бренным телам россиян. Главное: не происходит единения Науки,Рели­гии и Культуры,а без расцвета такого триединства (желательно под эги­дой Русского космизма) россиянам на благие перемены надеяться нечего.

Распродав природные богатства и сплавив за бесценок на Запад интеллек­туальный потенциал,мы можем на краткое время насытить свою плоть,но при этом станем духовным быдлом. Русский космизм - тот духовный путь,который может вывести наш народ из кошмара,каковым для него ока­зался практически весь ХХ век.

17. Творчество и Любовь - средства обустройства экологии челове­ческих душ. Велика роль морально-этических и эстетических принципов в космизации общества: они обеспечивают истинное единство человека и природы,обуславливают неразрывную связь индивида с совокупностью Ми­роздания. Нравственность распространяется на всю природу. Именно спо­собность к творчеству - гарант надежных взаимосвязей слоев ноосферы и слоя физического бытия человека.

18. Творчество - основной "инструментарий" постижения сущности Мироздания. Именно творческое сознание способно к сотворчеству с ноос­ферой,Синклитом Мира. Человек-творческий должен отринуть суетную,ме­лочную,меркантильную повседневность,овладеть фундаментальными законами бытия,слиться в неразделимое целое со средой своего обитания.

19. Традиционная наука не в состоянии создать полноценную "карти­ну мира". Необходимо привлечение религиозного и эзотерического зна­ния,а также художественного (образно-интуитивного) творчества. Образы искусства емче и многоаспектнее,чем афоризмы теософем или философские рассуждения. Откровение льется по многим руслам. Праведность - единс­твенный приемлемый подход к решению глобальных проблем постижения сущ­ности Мироздания вообще и ноосферных процессов,в частности. Гармония веры,разума и творчества бесспорна! - если подходить с позиций интуи­тивной логики.

Исходя из этих воззрений,автор трактата предпринимает попытку построения "Картины Мира",воспринимаемой глазами просвещенного "ма­ленького человека",а также изучить философию последнего.

Как отмечалось выше,воззрения автора не были восприняты однознач­но,вследствие чего возникла необходимость в заочной дискуссии с оппо­нентами.

Прежде всего,оппоненты считают,что воззрения автора трактата поп­росту "не научны". - Безусловно,автор не является приверженцем орто­доксальной традиционной науки,более того - считает очень многие плоды ее деятельности пагубными,а подходы и оценки,нуждающимися в корректи­ровке. Автор относит себя к приверженцам зарождающейся научной дисцип­лины,имя которой эниология [46]. Поскольку в области эниологии отсутс-

твуют устоявшиеся традиции и формальные нормы,свои научные притязания

автор излагает в форме трактата,весьма нехарактерной для традиционной

науки (но на то эниология и "нетрадиционная" наука,изучающая аномаль­ные явления подлунного мира и всего Великого Мироздания). Как свиде­тельствуют прелестные образцы трактатов различных времен и народов [47,48],они предоставляют авторам возможность излагать достаточно строгие мировоззренческие,религиозные и научные положения в относи­тельно свободной и легкой для уважаемого читателя художественной фор­ме. Осуществляя вожделенный синтез подходов науки,религии и художест­венной литературы,автор предоставляет возможность достаточно простран­но и откровенно высказаться действующим лицам своих преимущественно неопубликованных художественно-публицистических повествований. - А от­чего бы и нет? Пусть-ка "пофилософствуют" в меру своих наклонностей и возможностей. Вот Диоген-Бронетанковый,действующее лицо повести [40],и излагает свой не совсем тривиальный подход к рассмотрению истории за­рождения и развития Русского космизма до Николая Федорова,так ска­зать,обнажает гносеологические корни русской космической мысли ([1],с.3-20),а автор трактата позволил себе лишь несколько прокоммен­тировать "Диогена".

- В чем нетривиальность? - философ-начетчик впал бы в неистовый гнев от "каши",устроенной "Диогеном" из материалистов и идеалистов,ме­тафизиков и диалектиков,непримиримых "западников" и "славянофилов". - Автор же трактата вослед "Диогену" повторяет: всех их связывает единая принципиальная общность,имя которой - Русская Космическая Мысль! В то же время,ими всесторонне обосновывалось и утверждалось триединство: религия-наука-искусство. Они,каждый по-своему,охватывали безбрежье от макрокосмоса Вселенной до микрокосмоса человеческих душ. Посему всем им место именно там - в синклите Русского космизма.

К тому же,автор трактата упорен в утверждении,что его подходы к обсуждаемым вопросам именно научны(при определенной экспансии в погра­ничную область: рациональное - иррациональное).По мнению автора,тради­ционная наука больна "естественно-научным фундаментализмом". Она по отношению к паранормальным явлениям ведет себя подобно старухе из пуш­кинской сказки о рыбаке и рыбке: вот вынь ей и положь,чтобы была стро­гая воспроизводимость эффектов,а паранормальная "рыбка" вовсе не наме­рена ей подчиняться - у нее са-а-авсем иные законы ("бабке" надо бы их постичь). Разве наука не неотъемлемая часть культуры [49]? Уж ясно,что ей не сужден "царский путь"[50],философы задумываются над образами на-

уки в русской культуре [51]. Да и вообще,как Русский космизм возможен

без веры?!

Ортодоксальная наука обязана всемерно наращивать свою экспансию в сферу паранормальных явлений все более и более постигая их,а не высо­комерно отбрасывать последние как нечто несостоятельное. Практика бы­тия людского того требует. Как тут не вспомнить о Тейаре де Шардене: духовнике-ученом [52] и об идущих от психофизики к моделированию ду­ши[53]? Надеюсь,уважаемый читатель позволит привести некоторые примеры специфической работы интуиции из скромной практики автора трактата.

Так,в школьные годы ему удавалось на контрольных уроках решать математические задачи,используя приемы,которые еще не преподали. Учи­телей удивляло то,что школяр потом не мог им объяснить ход решения,при этом они были убеждены в невозможности списывания или чьей-либо подс­казки. Оказывается,решение приходило "само собой",если плотно-плотно закрыть пальцами уши,зажмурить глаза и бездумно посидеть какое-то вре­мя.

Или пример более поздней поры. В студенческие годы автор трактата занимался на кафедре научно-исследовательской работой,изучая,в част­ности,термолиз сульфита серебра. Получался сущий ералаш. Наконец,руко­водители порекомендовали ему "плюнуть и забыть" плоды своих несусвет­ных исканий. Однако,студент "уперся" и доказал,что "ералаш"-то воспро­изводим! Поэтому подключили к исследованию еще одного сотрудника,кото­рый независимым методом подтвердил "аномальность" термолиза сульфита серебра. Свидетельство тому - публикация той далекой поры [54]. Не раз приходилось бросать незавершенными работы,когда получалось "неизвестно что". А тут втемяшилось в голову: это закономерность и все,никакой ло­гики. - "Интуиция" называется. Так вот совершенно случайно автор трак­тата вынужден был начать размышлять над методом постижения среды оби­тания,который затем сформулировал как "интуитивная логика" (ниже этот вопрос будет рассмотрен подробнее).

Вокруг положения о необходимости сокрушения естественно-научного фундаментализма,последующей экспансии науки в сферу паранормальных яв­лений,принятия ею за данность эзотерического знания,творческого усвое­ния и осмысливания религиозных откровений периодически вспыхивают ост­росюжетные дебаты [55-58]. Признается,что возможность метафизического или априорного постижения действительности не только не утратила своей ценности,но в настоящее время приобретает все большую актуальность.

Осознается,что наука отнюдь не нечто однородное. Она включает две

совершенно различные познавательные общности: наука-исследование и на­ука-мировоззрение. Первая представляет собой объективно-достоверное знание,предельно проверенное по содержанию и максимально систематичес-

кое по форме. Второе - это так называемая картина мира,самостоятельная концепция,основанная на трех философских презумпциях: редукциониз­ме,эволюционизме и рационализме. Все три "презумпции" как единое це­лое,в частности,усматриваются еще у Декарта. Следует также отме­тить,что при создании "научной картины мира" виды движения материи выстраиваются от низших к высшим: механический,физический,биологичес­кий,социальный.

Редукционизм предполагает,что низшие формы бытия более реаль­ны,чем высшие (сводимые к комбинации низших). Из эволюционизма следу­ет,что сложные формы бытия естественным образом,то есть под действием незыблемых законов природы,не ставящих перед собой никаких целей и ра­ботающих автоматически,образовались из простых исходных форм. Рациона­лизм - убежденность во всемогуществе человеческого разума,наиболее полным воплощением которого являются математика и логика. Ра­зум,мол,может сделать человека властелином Вселенной.

Такое мировоззрение,в принципе,не противоречит религиозному взгляду на мир,а являет собой вид религиозного миропонимания - де­изм,утверждающий,что Бог задал законы природы и не вмешивается в их реализацию. Монады Лейбница предполагают Бога активного,управляюще­го,что уже является теизмом,приближающимся к пантеизму,в котором Бог растворен в природе. Это достаточно удалено от канонического христиан­ства. Ну,а в современности наука: власть и коммуникация [59].

К сожалению,картину мира пытаются создать преимущественно не про­фессиональные ученые,а идеологи. Они используют из научного знания лишь то,что им подходит для построения концепции,а остальное замалчи­вается.