Смекни!
smekni.com

Творчество и любовь как фундаментальные аспекты экологии человеческого духа (стр. 28 из 40)

И вновь страшась гнева Татьяны ничего тетя Фрося товаркам не предъявляла,а только рассказывала,охала,да вздыхала. Те же прыскали в сморщенные старческие кулачки,когда выводила Фрося Димку погулять: а никак в нем поселился дух Царицыного воздыхателя?! Но при внеурочных появлениях Татьяны робели старушки и очень-очень чинно с нею расклани­вались. Татьяна бросала на них слегка грозный царственный взгляд,но тут же сменяла его светлая улыбка и отходили от оцепенения старческие сердца. А вслед звучало шепотом: Ну,Царица,истинная Царица. Дай ей Бог...(а уж что - каждая думала,наверное,свое).

Такова была Татьяна Анисимовна Котова,для Испытателя - просто Татьяна."

Из моря житейского,уважаемый терпеливый читатель,выйдем теперь на брега философской мысли [122].

Философия любви "открыта" в России Вл.Соловьевым. Его эротическая квинта выросла из штудий Платона и определила пять путей движения русской мысли о любви.

Первый,"адский путь",характеризует разврат и аномалии пола. Этому вопросу уделяли внимание также Бердяев и Карсавин. Саморазрушение развратного сознания описывалось Флоренским. Второй,"путь живот­ных",представляет физику Эроса. Пальма первенства на этом поприще при­надлежит фрейдизму и изучению сферы бессознательного. Вышеславцевым Б. рассмотрена "этика сублимации",а Жураковским А. - теория гениальности как сублимированной "половой энергии". Третий,"человеческий путь" - философия брака. Этот аспект,в частности,представляется Розановым

В.,Жураковским А.,Троицким С. Четвертый, аскетизм "по ангельскому чи­ну",реализован как тема Вечной Женственности. Полемическое отношение к духовному Эросу демонстрирует С.Булгаков. Пятый,"совершенный и оконча­тельный истинно перерождающей и обожествляющей любви". В эротической утопии Соловьева Вл. установлена теология восстановления целостного человека в единстве трех,разобщенных в его дольней судьбе,начал: "ис­тинного андрогинизма",духовной телесности и богочеловечности. Затем Флоренский объясняет этот процесс в терминах "восхождение" - "нисхожде-

ние",а большинство философов религиозного ренессанса - в контекстах

мирового диалога Бога и человека.

Русская мысль ХХ века повита интуициями Вл.Соловьева. Последова­тели охотно выращивали самостоятельные ментальные ответвления из вет­вей его системы,но немногие к завершению пути остались с Учителем. Происходило самоотрицание традиции: целые системы философского знания (антропология,персонализм,философия мифа и имени) образуют своды уже далеко в стороне от исходного мировоззренческого топоса.

Любовью жив человек - такова вечная сентенция. Эпатирующую цер­ковь плоти и религии семьи сотворил В.Розанов. Человек предстал как носитель эротического здоровья. Содержание Эроса выводится из глубины личного быта.

Эрос предстает "язычником" по природе,поэтому русской христианс­кой философии в сфере эротических интуиций предстояли серьезные испы­тания на верность святоотеческому преданию.

Ярким приверженцем "четвертого пути" является С.Булгаков. Так,по поводу любви одновременно к двум партнерам он пишет:"Это красивое уродство,легко переходящее в извращенность,обычно сопровождается дон­жуанской потребностью новых переживаний влюбленности. Оно свойственно натурам артистическим,художникам и поэтам,которые нередко рождают сво­их детей в мире "астральном",смешивая его с духовным. Этот духовный склад находится в связи и со своеобразным нарушением духовного и эро­тического равновесия...при особенной жажде жизни,"метафизическом эго­изме",монадности"([122],с.313).

В этом отразилась борьба двух типов эстетики жизни: романтичес­ко-символического,в котором жизнь превращается в искусство (личное от­ношение - по модели литературного сюжета,театрализация поведения,бо­гемный эстетизм,игра в ролевые маски,"демонизирование" реальности) и православно-аскетического,в соответствии с которым "не только частное произведение творчества,но и вся жизнь человеческая должна стать обре­тением гениальной темы и талантливым ее исполнением" (с.314-315).

Любопытно как Ходасевич описал жизненную безнадежность эстетизи­рованного Эроса: в бытовой манере В.Брюсова ("Огненный ангел") он отк­рыл род эстетической эротофагии,нечто вроде эротического вампиризма.

Символистскому переряживанию жизни в искусство противостоит при­ведение слова и поступка,мысли и высказывания,идеала и биографии к адекватным соответствиям. Никому это не удавалось до конца: человек жизни и человек искусства не могут обменять свои статусы без остатка. Тем напряженнее русская философия Эроса проводила поиск такой структу-

ры,которая могла бы стать универсальной и по сложности своего внутри­человеческого задания,и по ее возможности оказаться онтологической па­радигмой богочеловеческого процесса. Такая структура была найдена средствами эротического логоса. Это минимум соборности: "Бог","ты","мы" и т.п. За другим существом признается безусловное зна­чение,в действии принцип выхода за пределы эгоистического сознания. По Гипиус З.: Эрос - строитель мостов меж сердцами единственных. По Фран­ку С.: любовь есть счастье служения другому. По Бердяеву: любовь реша­ет проблему перехода одного существа к другому и всему миру.

В картине мира Флоренского используется триедичный принцип Эро­са:"двое пред лицом Третьего"(Бога). Им создается этика литургического Эроса,в жертвенных контекстах которого каждое "Я",как в зеркале,видит в образе Божьем другого "Я" свой образ Божий. - Таков иконический Эрос Флоренского.

Не обойдена и тема Танатоса в Эросе. Русская философия смерти в наиболее напряженных проблемных узлах сопрягается с философией Эроса. По Троицкому С.: брачная любовь жертвенна,это любовь мученическая. Русская социальная философия одержима идеей жертвенности,она возведена в идеальный принцип и стала сильнейшим аргументом большинства типов антропо- и космоидеи. Любовь и смерть оказались взаимно обращенными конфигурациями бытия,проецируемыми на всю глубину внутреннего человека и на всю высоту обнимающего его Космоса. Эрос стал вестником смерти,а Танатос - преизбыточествующим Эросом. Красавин Л.:"Любовь всегда есть насилие,всегда жажда смерти любимой во мне." По Бердяеву же,любовь есть творчество и воскресение.

В завершение остается согласиться с Успенским П.: История культу­ры - это история любви! На такой возвышенной ноте,уважаемый терпеливый читатель,мы окончим краткий экскурс в отечественную философию любви. "Держава любви" столь обширна и многообразна,что в ней найдется прибе­жище для всех страждущих душ "маленьких людей". Ярчайшим примером "спасения в любви"является роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"[123].

Одно из любимых произведений автора трактата,этот роман по содержанию весьма неоднозначен. Так,не находится что дельное возразить буйной критике произведения со стороны духовенства [124]. Действительно,чувс­твуется пристрастие М.Булгакова к могущественному Сатане-Воланду. - Что поделать: кто-то же из земных творцов,к которым несомненно принад­лежит Михаил Афанасьевич,должен погружаться и в эти загадочные "пучи­ны" Мироздания,освещая их мощью своего таланта. Нет,автор трактата не

бросит за это кажущееся "кощунство" камень в блестящего Мастера.

В "Мастере и Маргарите" Булгаков прошел по сопряжению Света и Ть­мы,обращая свой взор и туда,и сюда. Не всем дано благополучно идти по "лезвию бритвы" - Мастеру это удалось,как и незабвенному Ивану Ефремо­ву [70].Тема же любви в романе воистину чарует душу. Именно на обуст­ройстве тихого счастья Мастера и Маргариты приходят к полному согласию Иешуа (Иисус Христос) и Воланд (Антихрист,Сатана). Так пусть же и в наше беспутное время Мироздание будет благосклонно к способным любить "маленьким людям"...

Иллюстрацией безмерной значимости Любви в судьбе "маленького че­ловека" служит приложение к настоящему трактату - "Моя возлюбленная - Звездная Ночь",которое также предлагается вниманию уважаемого терпели­вого читателя.

Но как можно повествовать о Любви без поэзии?! - Посему в заклю­чение несколько прелестных строф:

Сквозь волны - навылет!

Сквозь дождь - наугад!

В свистящем гонимые мыле,

Мы рыщем на ощупь...

Навзрыд и не в лад

Храпят полотняные крылья. (Э.Багрицкий) Таков сейчас наш подлунный мир,таково бытие "маленьких людей". Но

зато... Если ты собьешься с дороги,

брошусь тропкой тебе под ноги, -

без оглядки иди по ней.

Если ты устанешь от жажды,

я ручьем обернусь однажды, -

подойди,наклонись,испей. (М.Алигер)

Такая вот Любовь...И еще:

Идти сквозь вьюгу напролом.

Ползти ползком. Бежать вслепую.

Идти и падать. Бить челом.

И все ж любить ее - такую! (Н.Майоров)

Наконец,последнее:

О,как тебя я презирала Я по дорогам зашагала,

За то,что путь у нас один! От слез и радости слепа.

За то,что по читальным залам Меня теснила и толкала

За мною следом ты ходил! Густая пестрая толпа.

За то,что поезд слишком редко Но дальше глуше год от года

Возил нас в дальние края, Воспоминанье прежних дней.

За то,что стала тесной клеткой Теперь богата я свободой.

Любовь и преданность твоя. Скажи мне,что мне делать

Но,став отчаянной и смелой, с ней?

Себя измучив и тебя, (Л.Румарчук)

Я вырвалась...

На этом,уважаемый терпеливый читатель,мы прекратим следовать тро­пой повествования и остается только представить вашему вниманию скупые строки заключения по трактату.

"Соблюдай естественность "Всем,кто сомневается: Луна -

и сохраняй единое" твердая,за это ручаюсь.