Смекни!
smekni.com

Творчество и любовь как фундаментальные аспекты экологии человеческого духа (стр. 12 из 40)

Представители творческих профессий - изобретатели,ученые,писатели

- много раз отмечали,что ответственнейшие этапы их деятельности носят интуитивный характер,не контролируются сознанием и волей. "Я уповаю на подсознание" - признается писатель Грэм Грин. Нередко у художника воз­никает ощущение какой-то внешней силы,управляющей его творческой мыслью. "Главные герои выходят из глубин нашего подсознания: когда мы пишем,оно управляет творчеством,помогает нам"(Г.Грин). "Кто-то дикту­ет,а я записываю"(А.Шнитке). Нечто подобное приходилось испытывать и автору трактата.

Обычно сознание определяется как знание человека об окружающем мире и о себе самом,которое с помощью слов,математических символов,об­разов художественных произведений может быть передано другим людям. "Языковая форма является не только условием передачи мысли,но и прежде всего условием ее реализации. Мы постигаем мысль уже оформленной язы­ковыми знаками"(Э.Бенвенист).

Подсознание - все то,что было осознаваемым или может стать осоз­наваемым в определенных условиях. В частности,это ставшие убеждением социальные нормы ("веление долга","зов сердца","чувство вины" и т.п.). Можно говорить об отсутствии в подсознательном творческого нача­ла,предполагающего преодоление ранее сложившихся норм,но автору трак­тата с этим трудно согласиться,основываясь прежде всего на интуитивной логике.

Сверхсознание - неосознаваемое рекомбинирование ранее накопленно­го опыта,которое пробуждается и направляется доминирующей потребностью в поиске средств ее удовлетворения. За сознанием остаются функции фор­мулировки проблемы,ее постановки перед познающим умом,а также вторич­ный отбор порождаемых сверхсознанием гипотез,сперва путем их логичес­кой оценки,а затем в горниле экспериментальной,производственной и об­щественной практики.

По мнению автора трактата,интуитивная логика - это проявление

согласованного действия сознания,подсознания и сверхсознания. Сверх­сознание побуждается к действию задачей,которую перед ним ставит соз­нание,натолкнувшееся на проблемную ситуацию. Надсознательное является плодом "подключения" субъекта к не зависящим от его сознания формам логики развития науки. Исходя из изложенных в [1] положений,сознание,в основном, - порождение физического тела,подсознание - астрального,над­сознание - ментального.

Если сознание вооружено речью,символикой математических формул и образным строем художественных произведений,то неосознаваемое психи­ческое сообщает сознанию о результатах своей деятельности переживанием чувств,то есть эмоцией. Эмоция является отражением мозгом человека ка­кой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения,кото­рую субъект оценивает,непроизвольно и зачастую неосознанно сопоставляя информацию о средствах,времени,ресурсах,прогностически необходимых для достижения цели,с информацией,поступившей в данный момент. Эмоция ин­тегрирует удовольствие и реальность,- это язык сверхсознания. Одно из высших проявлений интуитивного восприятия - красота.

Она ускользает от нас,как только мы пытаемся объяснить ее слова­ми,перевести с языка образов на язык логических понятий. Красота есть нарушение нормы,отклонение от нее - вот почему она является функцией сверхсознания. Ощущение красоты возникает каждый раз,когда полученное превышает неосознанно прогнозируемую норму. В то же время,красивое - это сведение сложного к простоте. Красота в науке возникает при соче­тании трех условий: объективной правильности решения,его неожиданности и экономичности.

Способность к восприятию красоты есть необходимый инструмент творчества. Если эмоции играют роль "пеленгов" поведения,то эстетичес­кое чувство возникло в процессе антропогенеза и исключительно в инте­ресах творческой деятельности человека. Человек обнаруживает красоту в явлениях природы,воспринимая их как творения Природы,перенося на них критерии своей творческой деятельности. Интуитивная логика - незамени­мый метод постижения красоты.

Поскольку интеллектуальный прогресс есть расширение сферы познан­ного,есть освоение новых пространственно-временных сред,творческая де­ятельность предполагает не только открытие и утверждение нового,но и преодоление ранее существовавших норм. Академик П.А.Ребиндер счи­тал,что науку делают веселые люди-жизнелюбы,нытики же и пессимисты,как правило,неудачники,ибо они не способны к творчеству. - Экстравагант-

но,конечно,но что-то в этом есть.

Основной язык сверхсознания - голос совести. По мнению автора [90],охранительную функцию,обеспечивающую человечность творческой дея­тельности мозга,несут социальные нормы,переставшие осознаваться и пе­решедшие в сферу подсознания (то,что перестало осознаваться,переходит в сферу подсознания). Именно они сообщают об их нарушении чувством ви­ны,голосом совести. Хорошо усвоенные нормы под влиянием идеологии ста­новятся убеждениями,тем более прочными,чем убедительнее и непротиворе­чивее было их рациональное обоснование.

По-видимому,сохраниться сколько-нибудь длительное время может лишь то сообщество,где мотивация эгоизма и альтруизма сбалансированы в оптимальном для данной общности соотношении. Группы,члены которых ли­шены психофизиологических механизмов сочувствия,сострадания,взаимопо­мощи,обречены на исчезновение. Требуется иллюстрация? - Пожалуйста,из моря житейского,из повседневности,из бытия "маленьких людей" времен перестройки [110]. "Интеллектуалы" не раз осуждали автора трактата за использование в своих опусах понятия "маленький человек" - мол,это принижает космическую сущность последнего и создан-то человек по обра­зу и подобию Божьему. Однако,автор трактата остался при своем мнении: "маленький человек" имеет место быть и он о нем будет писать. В чем же неприметная особенность сущности "маленького человека"? - Обратимся к очерку [110].

Итак,1992 год. Жила-была пожилая женщина. Работала уборщицей в кабаке,платили ей неплохо - полмиллиона чистыми. На жизнь хватало вполне. В далеких 40-х была изрядным стрелком из пистолета,посему ува­жительно подержала в руках "Макарова",случайно обнаруженного среди оружия в кабинете Хозяина кабака за деревянной панелью.

Жила с любимым сыном в собственной ухоженной квартире. Сын - единственная ее отрада,добросовестно работал в НИИ,чем она виайне гор­дилась,был добр и внимателен к ней. Но вдруг объявилась красотка-не­вестка,которая ей ох как не глянулась: чувствовало материнское сердце

- гулящая. Это не помешало уступить "молодым" обе комнаты,а самой,нес­мотря на протесты сына,переселиться на кухню. Сын души не чаял в своей избраннице,но скоро ее притязания стали приводить к ссорам (из-за две­ри доносился пронзительный гневный девичий голос). А когда сын уезжал в командировки и старушка работала в кабаке "в ночь",по утрам дома об­наруживала в помойном ведре окурки "Мальборо",хотя невестка не курила и гостей вроде как не было. По комнатам витал незнакомый запах резкого

мужского одеколона. Значит кто-то в отсутствии сыночка... Мать этому не удивилась и дальнейшее,оказывается,было уже у нее самой давно обду­мано.

Ночью "Макаров" из тайника Хозяина перекочевал в карман ее поно­шенного пальто. Мать почувствовала облегчение,почти счастье. Навсегда и без сожаления рассталась со своим благополучным последним местом ра­боты. В неурочный предутренний час она проникла в родную квартирку. Невестку и ее любовника,которых застала в постели в самый не подлежа­щий сомнению момент,мать застрелила профессионально: одной пулей на двоих - учили в былом хорошо. В четыре утра разбудила соседей,те выз­вали милицию.

Такова судьба "маленького человека" и ее печальное завершение. А теперь выслушаем "мента",следователя,проработавшего в органах около тринадцати лет,пытающегося(как и автор трактата) постичь глубины сущ­ности отечественного "маленького человека": "Я всегда ненавидел убийц. А этой,понимаешь ли,боюсь. Ловлю себя на том,что во время дознания не смотрю ей в глаза. Жуткая баба,железная. И равнодушная. Ко всему и ко всем,кроме сына,даже к собственной жизни. Поглядел бы ты на нее,когда мы вместе с муровцами приехали в этот кабачек и изымали оружие. Как на нее смотрел Хозяин! А ей - хоть бы хны. Сидит себе на стуле и улыбает­ся счастливой такой улыбкой,безумной почти. Я в тот момент Хозяину да­же посочувствовал,хотя ненавижу этих подонков и по долгу службы и во­обще. И впервые,кажется понял,каким страшным может быть простой чело­век. Или это только к тому,старому поколению относится? Лучше бы толь­ко к тому..." - Да,уважаемый,таков наш простой(понимай - "маленький ") человек. Это становой хребет русского народа,его "черная кость" и алая кровь.Иррациональная беззаветность служения идее,чаще всего неосознан­ной,но проницающей все существо - определяет действия "маленького че­ловека". Готовность пожертвовать всем: повседневным благополучием и жизнью вообще, - венчает эту тенденцию. Это он сломал хребет Наполеону Бонапарту. Это он свернул шею Гитлеру. Это тот "джокер",который выложит

истерзанная Россия в неравной шулерской игре с ненасытным англосак­сом,вновь свирепеющим германцем,с исламским и иным националистом,трек­лятым так называемым "новым русским" и прочими,маячащими во мраке. Тре-

пещите.

Процесс развития невозможен без накопления новых знаний об окру­жающем мире и о самих себе,то есть без поиска Истины. Индивидуальную выраженность в мотивационной структуре данной личности идеальной пот-