Смекни!
smekni.com

Творчество и любовь как фундаментальные аспекты экологии человеческого духа (стр. 9 из 40)

Поэтому рассмотрение вопросов творчества как экологической ниши духовного человеческого бытия не будет в достаточной мере достоверно без учета религиозного чувства и мировосприятия. Кроме того,автор трактата ведет поиск как в форме,так и сути изложения своего фи­лософского мировосприятия,которые бы облегчили исполнение скромной познавательной и просветительской миссии, возложенной на себя в ка­честве основной цели написания опусов.

Способность к творчеству невозможна без высоких образов,а они ко­ренятся в вере. Ведь "культура" происходит от слова "культ". В то же время,вера не отменяет искусства. Наконец,в пределе,каждая минута повседневной жизни человека - это творчество. Немаловажно осмыслить и русский национальный образ Истины,во всяком случае попытаться это сде­лать. В ее основе,судя по всему,надличная,мистическая идея. К сожале­нию,у нашего народа стихийная широта взяла верх над духовной глубиной. Ведь уже к началу Х1Х века народ остался без миросозерцания. Как счи­тает Д.Андреев,непоправимый ущерб в этом плане нанес Петр Первый [2].

По мнению Достоевского,человек - явление сверхприродное. Поэтому есть основания предполагать,что только "всматриваясь в небо" можно на-

деяться на возрождение русского народа. Русским чужда мистика расы и

крови. Им близка мистика Родной Земли. Природа русского человека про­тиворечива: ему свойственна и жалость,и жестокость,и бунт - и смире­ние. Воистину:"Две бездны - два лица России" [79].Будем надеяться,что "православный меч" послужит благому делу [80]. Русский устремлен к Граду Грядущего: поэтому ему не мил Град Сегодняшний. Ох,сколь многое в малом и великом происходит под действием этой неприметной,скрытой "пружинки". Непросто традиционной науке разобраться в национальном ха­рактере русских [81,82].

При этом следует иметь в виду,что нелогичное для человеческого разума может оказаться вполне "логичным" для Божьего провидения - Божьего промысла. Интуиция - путь к более глубокому проникновению в сущность этого промысла. Сочетание интуиции и логики,логики и интуи­ции,использование их как единого целого,- является основой творческого метода автора трактата,сформулированного как "интуитивная логика". Пе­реход от логического разума к интуитивному стал как никогда злободнев­ным.

Автор трактата занимается преимущественно наукой,пытаясь (в меру сил и возможностей),исходя из рациональных воззрений,продвинуть ее границы в сторону иррационального познания,поскольку не усматривает здесь антагонистических противоречий по сути - их ученые создали искусственно,"противоестественно". Постоянно присутствовало стремление перевести в плоскость науки ряд воззрений,в настоящее время являющихся достоянием эзотеризма. Духовным фундаментом для творчества,по мнению автора трактата,является просвещенная религиозность. Счастье - удел духа! Бездуховного счастья не бывает. Бездуховная жизнь проходит да­ром. И в то же время,человек определяется не столько суммой верований и убеждений,сколько суммой поступков.

Рассмотрению сопряжения "познания" и "веры" посвящено немало раз­ноплановых работ [25,61,83-96]. Ну,а вниманию уважаемых терпеливых чи­тателей предлагается фрагмент еще не опубликованной повести [40],в ко­тором действующее лицо,один из многочисленных столичных научных работ­ников,излагает плоды своих размышлений. Автор трактата надеется,что они не противоречат отмеченным выше профессиональным публикациям.

"Отношение к религии испокон веков внутренне тревожило множество людей,жаждущих душевного мира и одновременно стремящихся к познанию. Они стремились быть в ладу со своей совестью,обрести прочную духовную основу - что важнее всего в жизни. Но есть и отказывающиеся от занятий

религией и довольствующиеся этикой,диктуемой непосредственным

чувством. Последних должно быть меньшинство,поскольку впечатляющие

уроки всех времен и народов указывают на то,что именно наивная,непоко­лебимая религиозная вера дает наибольшие стимулы к творчеству как в науке,так и в искусстве и в литературе. Верить - это значит принимать нечто за бесспорную истину. Естественно-научное познание природы расшатывало эту веру и достигло на таком поприще немалых пагубных пло­дов. Нарастали критические отношения к религиозным представлениям,ко­торые противоречили естественным законам природы. Разумное равновесие религиозных и научных воззрений,увы,так и не установилось. Конец ХХ века настоятельно стимулирует устранение этой пагубной данности чело­веческого сообщества. Человечество вдруг прозрело и обнаружило себя на грани гибели.

Ведь атеистическое движение,объявившее религию преднамеренным об­маном и выдумкой властолюбивых священников (увы,Церковь и духовенство дали обильную питательную среду для таких инсенуаций),усердно исполь­зовало естественнонаучные познания для разлагающего влияния на все слои народов по всей земле. С полной победой атеизма жертвами уничто­жения стали бы не только наиболее ценные сокровища общечеловеческой культуры,но и надежды на лучшее будущее. Расправа с церквями,храмами и монастырями на просторах России - тому свидетельство.

Итак,может ли образованный человек,получивший естественнонаучную подготовку,быть одновременно и истинно религиозным? - Религия - есть связь человека с Богом. Она основана на благочестивом страхе перед не­земной силой,которой подчиняется человеческая жизнь и которая держит в своей власти наше благо и наши страдания. Найти согласие с этой си­лой,снискать ее благосклонность - вот постоянное стремление и высшая цель религиозного человека. Лично я обрел душевный покой в повседнев­ности лишь после утраты каких бы то ни было сомнений в Боге.

Корень религии - в сознании отдельного человека. Но ее значение простирается далеко за пределы сознания одного человека: религия преи­мущественно действенна для большого сообщества,в конечном итоге - для всего человечества. Бог правит одинаковым образом во всех странах и во всей полноте человеческого бытия. Это объединяющая сила невероятной мощи.

При большом различии между народами и условиями их жизни,внешние проявления религиозности в разных частях света сильно варьируются - поэтому в ходе истории возникло много разновидностей (христи-

анство,буддизм,синтоизм и т.д.) религии. Наиболее общим для всех рели­гий является представление о Боге как о личности или о ком-то подобном человеку. Поклонение Богу приобрело внешне символический характер. Святость непостижимого Божества придает святость постижимым символам веры. Отсюда возникли существенные стимулы для искусства,оно получало мощный импульс к развитию,ставя себя на службу религии,и выходило на пути деградации,отвергая ее. Величайшие памятники культуры возникли именно под религиозным влиянием.

Религиозный символ (христианский крест в том числе) никогда не представляет собой абсолютной ценности,а является всего лишь более или менее совершенным указанием на Высшее,непосредственно не доступное восприятию. Без символов было бы невозможно взаимопонимание и общение между людьми. Это касается не только религиозного,но и любого челове­ческого общения. Ведь даже язык сам по себе является не чем иным,как символом для выражения мысли,то есть чего-то несравненно более высоко­го,чем сам язык. Общаясь,люди создают друг друга. Однако,никогда не следует забывать,что даже самый священный символ имеет человеческое происхождение,создан силой обращенного к небу воображения. Сколь мно­гое удалось бы созидать,творить,если бы можно было сплотить драгоцен­ные силы в сфере религиозной деятельности вместо того,чтобы стремиться уничтожить друг друга. Что ужаснее и безобразнее религиозных войн? Что "безбожнее" кровавого утверждения веры?

Покоится ли Высшая Власть,стоящая за религиозными символами и придающая им значение,лишь в душе человека и угасает вместе с ним или же она представляет собой нечто большее? Живет ли Бог только в душе верующего или же Он правит миром независимо от того,верят в Него или нет? - Такова принципиальная дилемма,которую никогда не возможно будет объяснить "чисто научным путем",во всяком случае естественно-научный фундаментализм на этом поприще немощен абсолютно,а его ярые апологеты всегда будут представлять собой совершенно жалкое зрелище. Логи­ческие,основанные на фактах,заключения,увы,весьма ограничены в возмож­ностях. Напротив,ответ на этот вопрос есть всецело дело религиозной веры: Бог существовал еще до того,как человек появился на Земле,Он от века держал в своих всемогущих руках верующих и неверующих,Он восседа­ет на непостижимой человеческому разуму высоте и будет там же,когда Земля со своим человечеством канет в небытие. Когда я смотрю на Млеч­ный Путь,на россыпи созвездий,осознаю: сие сотворено не хаосом,а со­вершенством...

Какие ограничения религиозной веры пытается ввести наука,особенно в одиозном ее проявлении - нетерпимом ко всему "антинаучному" естест­венно-научном фундаментализме? - Всякое научное и физическое,в част­ности,измерение является воспроизводимым,т.е. его результат не зависит от индивидуальности измеряющего,а также от времени и места измере­ния,как и от прочих сопутствующих обстоятельств. Но есть нечто решаю­щее для результатов измерения,находящееся за пределами наблюдателя,а это необходимым образом приводит к вопросу о наличии реальных причин­ных связей,не зависящих от последнего (прежде всего сие относится к важнейшим универсальным физическим константам,характеризующим состоя­ние Вселенной,малейшее изменение которых приведет к ее крушению). Тут только "тупой доцент",отпетый догматик не ощутил,что Вселенную слепил талантливый "экспериментатор" - Господь Бог,величайший из Творцов.