Смекни!
smekni.com

Творчество и любовь как фундаментальные аспекты экологии человеческого духа (стр. 3 из 40)

Многие же натуралисты (и автор трактата в их числе) придерживают­ся точки зрения,что мировоззрение - это целостный взгляд на мир,прису­щий каждой конкретной личности. Этот собственный взгляд в подавляющем большинстве лишь фрагментарно осознается человеком (как говорят фило­софы,подвергается рефлексии). Весьма трудно ясно и адекватно выразить словами сущность своего мировоззрения (личный опыт автора - тому сви­детельство).

Мировоззрение человека в значительной мере формируется его куль­турной средой. Поэтому уместно говорить не только о мировоззрении лич-

ности,но и о мировоззрении,свойственном конкретной культуре. В миро­воззрение конкретного человека входит,в частности,взгляд на науку. И конечно наука не должна разлучаться с истиной [60].

Картина мира целостна,а не состоит только в представлении о том,как устроен природный мир или общество. Мировоззрение включает в себя представление о человеческой природе,месте человека во Вселенной и смысле его существования. Уже поэтому наука не может быть единствен­ным и даже главным источником картины. Целостное мировоззрение присуще каждому человеку,в том числе и далекому от научных интересов. Уже поэ­тому не следует создавать впечатление,что мировоззрение есть часть или сторона науки.

Когда речь заходит о проблемах,которые связаны с человеческими отношениями,эмпирическими и эстетическими ценностями,вообще с областью проявления духа,то опора на достижения науки оказывается довольно шат­кой - в этой сфере наука не наработала никаких рекомендаций,соизмери­мых по значению и глубине с опытом мировых религий и философской мыс­ли. Это однозначно побуждает к синтезу науки с религией и искусством в деле построения "научной картины мира". Решающую роль на этом поприще может и должна сыграть философия,раскрепощенная от каких бы то ни было догм. Единственным "рулевым" на поприще созидания частного и общего мировоззрения может быть совесть,являющаяся мирским проявлением Пра­ведности.

Как ни пытался автор "трактата" отыскать в трудах традиционной науки систематизированного и убедительного осмысления места совести в человеческой жизни,выявления подлинных ценностей,на которые можно ори­ентироваться в жизни,открытия смысла человеческого существования - все это оказывалось вне пределов ее компетенции. У традиционной науки просто нет средств,чтобы обо всем этом рассуждать,тем более - ставить эксперименты или давать обоснованные рекомндации. Вряд ли,отказавшись даже от презумпции редукционизма,эволюционизма и рационализма,такая наука способна хоть как-то обосновать или убедительно опровергнуть ре­лигию. Лучшие умы науки размышляли над проблемой соотношения религии и естествознания [61].

Будучи поборниками редукционизма,идеологи "забывают",что его со­зидатель - Ньютон в космологии предполагал существование Бога-Творца,а помимо математических методов использовал в познавательных целях Свя­щенное писание,пытаясь,в частности,расшифровать пророчества Даниила. Эволюционизм почерпнут из космогонической теории Лапласа (Солнечная

система образовалась сама собой под действием законов сохранения энер­гии,импульса и момента импульса из первичной газовой туманности) и распространен "идеологами" на живую природу. Рационализм им был подс­казан программой создания универсального алгоритма вычисления истины Лейбница.Но они "забыли" о разработанном им же учении о монадах - вос­ходящей последовательности неделимых духовных единиц,каждая из которых управляет определенным фрагментом видимого мира.

Таким вот методом была построена к концу прошлого века научная картина мира,которая с тех пор практически не изменилась,хотя нау­ка-исследование ушла тем временем далеко вперед. Даже самим естествен­ным наукам специалисты по "научной картине мира" нанесли немалый урон. Это они,в частности,называли генетику расистским измышлением.

Но может быть идеологи интуитивно ухватили самую суть дела и те­перь их обобщения подтверждаются лучше и полнее,чем сто лет назад? - Отнюдь,мягко говоря - это не совсем так. Физике открылась ложность ре­дукционизма. Выяснилось,что ньютоновская концепция материи неверна. Увы,нет двух миров - классического (ньютоновского) и квантового. Мир один-единственный и он - квантовый,самая общая характеристика которого

- "антиредукционизм". Идеальное (квантовое) оказалось реальнее матери­ального (классического-ньютоновского). Это уже сродни не догматам ес­тественно-научного фундаментализма,а космологическим представлениям индуизма,согласно которым материя есть "майя" - иллюзия.

Пси-функция квантовой физики не может быть зафиксирована прибо­рами,то есть является невещественной данностью.Но жизнь Вселенной есть именно жизнь пси-функций. Все законы природы по сути есть не что иное как уравнение Шредингера в действии,а они определяют лишь эволюцию пси-функций - материя в них не фигурирует.

Таким образом,наивысшей реальностью бытия является универсальная пси-функция,управляющая всей Вселенной как единой и целостной системой

- так называемая актуальная бесконечность в функции объективного твор­чества.

Нейман математически доказал,что классическая модель Вселенной существовать не может! Какими бы ухищрениями ни пытались свести мир к наглядным понятиям - заведомо ничего не получится. Только признав главной мировой реальностью умозрительное,обретаем шанс понять поведе­ние чувственно воспринимаемого. Узлы тех нитей,на которых держится ви­димое,завязываются и развязываются в невидимом. Идеалисты всегда были убеждены в этом. Сугубо материалистическое решение основного вопроса

философии становится в высшей степени сомнительным. Пси-функции же

весьма родственны лейбницевским монадам.

Главной опорой эволюционизма служит теория естественного отбора - дарвинизм. Современные биологические науки основательно поколебали его позиции. Принцип отбора,лежащий в основе дарвинизма,распространившийся на все общество,имел чудовищные последствия - апофеоз классовой борь­бы,противостояние с природой,расизм,лысенковщина - самый уродливый ва­риант дарвинизма. В настоящее время идеологическая суть дарвинизма прояснилась для многих. Глобальный кризис привел к осознанию невозмож­ности борьбы как средства развития. Идеологи и натуралисты повсеместно используют идею сотрудничества в качестве основополагающей,а это дела­ет постулаты дарвинзма - борьбу за существование и отбор,непривлека­тельными.

Однако,помимо "эволюционизма" дарвинизма,есть еще эволюционизм Берга и Тейяра,Вавилова и Мейна. По С.В.Мейену,познание включает ре­дукцию как рабочий метод и поэтому возникновение редукционизма вполне понятно. В то же время,это обязательно ведет к большим просчетам,если редукционизм претендует быть универсальным методом познания. Ох как непрост путь "от зерен фасоли к зернам истины" [62].

Каждая теория опирается на логику и факты. Как известно,имеет мес­то логика индуктивная и логика обобщения. Способность ума к обобщению загадочна. Тенденция сближать индуктивную логику с логикой вероятност­ных предсказаний,по мнению традиционной науки,ведет к апофеозу нестро­гих рассуждений - такая "логика" для познания почти ничего не дала и полезна лишь как первое приближение к проблеме. Вторым приближением представляется разграничение функций формальной логики (доказательство истинности или ложности утверждения каким-то путем найденного,т.е. до­казательство-проверка) и индуктивной логики (обобщение частных примеров

в общее утверждение,которое затем предстоит проверять на истинность).

В последнем случае значительную роль играют аналогии.

Вернадский сформулировал гипотетический закон постоянства биомас­сы. Современные изотопные исследования показали,что общая масса всех живых существ Земли миллиарды лет тому назад была точно такой же,как и ныне. Это значит,что живая природа возникла сразу во всем своем объеме и многообразии,ибо иначе она не могла бы выжить.

Абсурдность рационализма открылась математике. Ею показано,что само понятие истинности логически невыразимо. Расстояние от выводимос­ти до истинности настолько громадно,что ролью строгой логики в деле

познания можно просто пренебречь. Логика нужна лишь для придания ре­зультату общепонятной и убедительной формы,а механизм получения ре­зультатов совсем иной. Недаром же математики нередко говорят: сначала я понял,что теорема верна,а потом начал думать,как бы ее доказать.

Таким вот образом постепенно вскрывалась ложность научной картины мира,ставшей одной из главных причин людских бед и кризисов.

Безобиден ли редукционизм,если он ведет к охлократии,вослед за которой неизбежно приходит власть тиранов? Уродливы и плоды эволюцио­низма. Он побуждает смотреть на человеческую историю как на закономер­ное восхождение от дикости к цивилизации,а отсюда происходят все формы расизма и национализма,терзающие нашу планету. По чисто произвольным критериям одни народы объявляются другими народами стоящими на более ранней стадии развития,а ранний,с точки зрения эволюционизма,есть бо­лее примитивный,неполноценный,недочеловек.

Рационализм - это духовный яд,который русские испытали на себе в большей мере,чем кто бы то ни был. В свое время нам сказали: учение Маркса всесильно,потому что оно верно. Марксисты заявляют,что опреде­ляющим является критерий практики. Однако,в жизни они свое учение,не опробовав даже на лягушках,вознамерились приспособить ко всему челове­честву.

В былом у науки от успехов закружилась голова и появилась иллюзия собственного всесилия - именно поэтому она объявила свою монополию на истину. Сейчас,войдя в пору зрелости,она стала постепенно возвращаться к тому миропониманию,которое когда-то было дано человечеству через Откровение. К этому надо возвратиться уже на новом уровне,наполняя об­щие религиозные и этические истины конкретным содержанием,уточняя и дополняя.