Смекни!
smekni.com

Тема: Введение (стр. 43 из 75)

Тема: География народных промыслов Подмосковья

Тип урока: ярмарка - аукцион

Цели и задачи:

  • познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;
  • выявить художественную и культурную ценность народных промыслов;
  • вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;
  • раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, их историко-культурную значимость;
  • изучить творческие проблемы художественных промыслов, их ведения и расширения;
  • частично осветить особенности народных промыслов, их педагогическую значимость;
  • предоставить возможность учащимся познакомиться ближе с некоторыми видами народных промыслов Подмосковья;
  • привить любовь к истории и географии родного края, художественным ценностям.

Оборудование: карта Подмосковья, схема-карта географии народных промыслов Подмосковья, выставка литературно-художественных изданий о народных промыслах, различные виды изделий народных промыслов Подмосковья, плакаты.

Ход урока.

I. Вводное слово учителя с выступлениями учащихся

Учитель: Сегодня наш урок-ярмарка посвящен народным промыслам Подмосковья, на котором мы постараемся раскрыть их историко-культурную значимость.

1-й уч-ся:

“Внимание, внимание!
Народное гуляние!
Торопись честной народ,
Всех вас ярмарка зовет!”

Учитель: Ярмарка – своего рода Душа Народа Русского, особенный мир со своим укладом, порядками, традициями. Но все это неразрывно связано и совпадает с традициями народа и Руси – России. Причем лучшими и яркими:

“На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет”.

Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко в глубь веков.

У разнообразных художественных промыслов и ремесел Подмосковья богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа.

Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием ремесла. Почти каждый дом Московском посаде был одновременно и мастерской ремесленника.

Много веков минуло с той поры, когда Русь стала известна западным соседям “как страна городов”. Первоначально слово город означало “огороженное, защищенное место, крепость”. Позднее возле этих стен стали возникать промышленные предприятия, которые населял всякий торговый и ремесленный люд. Как говорится, “умелые руки голодными не останутся” - ремесло всегда было в почете. Россия в праве гордиться замечательными мастерами.

Среди народных умельцев особое место принадлежит мастерам “потешных дел” - игрушечникам. Народная игрушка, сочетающая в себе древние традиции (наследие предков) и индивидуальное творчество мастера обязательно несет в себе отпечаток времени и местности, где была изготовлена, что находит выражение в выборе материала, стиля, сюжета. Наиболее характерными, подсказанными самой природой материалами, с которыми обычно имели дело русские мастера-игрушечники, являются дерево и глина.

Промыслы деревянной игрушки возникали повсеместно, но признанным историческим центром “потешного промысла” в нашей стране стал Сергиев Посад, расположенный на живописных холмах Подмосковья, возле стен знаменитого монастыря Троице-Сергиевой Лавры. Наш город называют столицей игрушечного производства, игрушечного царства. Сохранилась легенда, что первую игрушку сделал Сергий Радонежский, 600 лет назад.

Сергиеву Посаду и району по праву принадлежит одно из самых высоких достижений в области народного искусства. Резьба и роспись по дереву, резьба по кости, роспись по выжиге – это основные виды промыслов, которые прославили Сергиев Посад в веках, как один из ярких очагов традиционного народного искусства.

Сергиев Посад известен так же и как родина русской матрешки – разъемной куклы с забавным сюрпризом.

В непосредственной близости от Сергиева Посада находится село Богородское. Искусство резьбы по дереву возникло в Богородском три века назад. Ныне это яркий художественный центр народного творчества.

Все свои изделия ремесленники привозили на ярмарку…

На нашей ярмарке мы постарались представить большую часть товаров народного промысла не только Сергиева Посада, но и всего Подмосковья.

2-й уч-ся:

“Ярмарка открыта,
Народом площадь вся покрыта.
Вся деревенская краса,
Вот так и мечется в глаза…”

Учитель: Как не возможно себе представить ни один старинный российский город без колокольного звона, так не возможно его представить без криков уличных торговцев. Крик был и вывеской, и рекламой.

3-й уч-ся:

“Коль на ярмарку пришли,
Так гуляйте!
Неразменные рубли – разменяйте!”

4-й уч-ся:

“Эй, народ, честной да удачливый,
На нашу ярмарку поворачивай.
Все ряды с утра позахвачены.
Уйма всякого добра,
Всякой всячины!”

5-й уч-ся:

“Что душа твоя желает,
Все на ярмарке найдешь,
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!”

6-й уч-ся:

“Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары.
Не товары – сущий клад,
Разбирайте на расхват.”

II. Основная часть урока.

Открытие ярмарки-аукциона

1-я группа

Группы учащихся в русских народных костюмах предоставляют товары народных промыслов Подмосковья и кратко излагают интересный, заранее подготовленный ими материал об истории отдельных промыслов по плану:

- реклама продукции;

- место и время зарождения промысла, предпосылки его возникновения;

- история развития промысла;

- художественные особенности промысла: сюжеты и продукция;

- мастера, прославившие промысел;

- сегодняшнее положение промысла.

“Сергиев Посад – город русской игрушки. Матрешка.”

Крик-реклама:

“А кому игрушки надо?!
Детям радость и услада!
К взрослым счастье и покой
В дом придут с такой семьей!”
“Это вам не “Чупа-чупс”!
Развивайте русский вкус.
Каждая матрешка
Загадочна немножко”.

История промысла (по плану)

2-я группа

“Богородская резьба”

Крик-реклама:

“Посмотрите, как стройна
Богородская резьба,
Деревянные фигуры
Мастер выполнил с натуры!”
“Это вам не безделушки!
Настоящие игрушки!
А какое выражение
И прекрасное движение!”

История промысла (по плану)

3-я группа

“Абрамцево-Кудринская резьба”

Крик-реклама:

“Возникла эта резьба не случайно,
В ней скрыта лесов наших тайна,
В ней каждый изгиб воплощение вкуса,
И без нее в доме пусто и скучно”.
“Для дома! Для каждого!
Ну-ка взгляни!
Узор от природы
С собою возьми!”

История промысла (по плану)

4-я группа

“Жостово”

Крик-реклама:

“Подходите! Посмотрите!
Краем глаза вы взгляните!
На металле яркий цвет,
Сочный, праздничный букет!”
“Эй, не зевай!
Прямо перед носом –
Дивные подносы.
Красок разноцветье –
О весне, о лете!”

История промысла (по плану)

5-я группа

“Гжель”

Крик-реклама:

“Молоко и лед! Кто возьмет?!
Ягоды, цветы дивной красоты!
Предлагаем каждому
Посуду очень важную!”
“Подходи, народ, не зевай!
Торопись, народ, занимай
Очередь за чашками, супницами,

Вазами с цветами искусными!”

История промысла (по плану)

6-я группа

“Шали Павловского Посада”

Крик-реклама:

“Это вам не просто шали!
Это Подмосковья дали!
Каждый в красоте такой
Будет чуточку другой!”
“Как? Вы до сих пор не знали
Про прекраснейшие шали?
Подходите, примеряйте,
И на праздник надевайте!”

История промысла (по плану)

7-я группа

“Миниатюра Федоскина”

Крик-реклама:

“Подходите! Поглядите!
Краски яркие купите!
Настроение цвета возьмите,
Красоту рисунка оцените!”
“Радует богатством и весельем,
Свежим и веселым настроением!”

История промысла (по плану)

III. Заключение. Закрытие ярмарки

1-й уч-ся:

“Всем спасибо за внимание,
За задор, веселье, смех,
За огонь соревнования,
Созидающий успех”.

2-ый уч-ся:

“Вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: “До свидания,
До счастливых новых встреч!”

IV. Подведение итога

Учитель: Изделия народных промыслов, их нарядность, художественная содержательность создают атмосферу праздника, вызывает у человека приподнятое настроение.

Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными “действующими лицами” в торжественных случаях.

Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служат прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи. А небольшие сувениры – знаки памяти о национальной культуре народа или даже целой страны.

И на основе всего услышанного и увиденного по художественным ремеслам и промыслам, можно сделать следующие выводы:

  • искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формировавшееся веками;
  • искусство народных промыслов является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить;
  • уникальность художественных традиций здесь состоит еще в том, что на этой земле сошлось, по крайней мере, два мощнейших творческих потока, связанных с монастырскими и крестьянскими традициями.

Тема: Хозяйство Центральной России