Смекни!
smekni.com

Б. В. Марков философская антропология (стр. 57 из 98)

В трехтомном исследовании Фуко, посвященном истории сексуаль­ности, можно выявить целый ряд обвинений против психоанализа119.

Во-первых, тактика борьбы с детской сексуальностью парадоксаль­ным образом приводила к увеличению расстройств. Действительно, ес­ли усиление мер борьбы с супружеской неверностью при определенных обстоятельствах приводит к уменьшению разводов, то якобы либераль­ная медицинская практика, основывающаяся не на негативных санк­циях, а на позитивных рекомендациях, усиливает слежку и контроль взрослых за детьми. Фактом является то, что эпидемия детского она­низма возникает именно во время расцвета психоанализа. Поневоле закрадывается подозрение, нет ли в этом чего-то общего с последствия­ми христианской борьбы с плотскими грехами: и в том и в другом слу­чаях аномалии необходимы для усиления контроля за душами людей. Поэтому убеждение Фуко в том, что научные рекомендации, даваемые с целью предохранения от сексуальных отклонений, на деле приводят к формированию невротиков, имеет под собой серьезные основания.

Во-вторых, охота за периферийной сексуальностью, так же как и борьба с детскими извращениями, ведет лишь к укреплению перверсий и тем самым к деформации тела. Раньше содомия, гомосексуализм, зоофилия и т. п. практиковались в особых условиях казармы, тюрьмы, войны и т. п., при этом само сексуальное наслаждение оставалось обычным, а различались лишь способы его получения; теперь же извращенная сексуальность затрагивает феноменологию телесности и может иметь место в условиях нормальных, даже супружеских, отношений.

118 Делез Ж., Гватари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990.

119 Foucault М. Der Wille zum Wissen. S. 40-50.

В-третьих, медицинофикация сексуальных отклонений, проявляю­щаяся прежде всего в их кодификации и классификации (гомосексуа­листы, эксгибиционисты, фетишисты, садисты, мазохисты, авто-мо-носексуалисты и т. д. и т. п.), устанавливает порядок там, где его рань­ше не было. Создается дискурс, продуцирующий теоретические модели и имеющий специальные операциональные правила, связывающие ин­дивидуальную сексуальность с теми или иными теоретически сконст­руированными образцами извращений. Медицинское просвещение при­водит к подгонке индивидов под сконструированные модели, к интен­сификации дремавших ранее зон тела.

В этом отчетливо видна тенденция цивилизации конструировать но­вое сексуальное тело и овладевать им путем контроля за наслаждением, что позволяет власти создавать новую реальность и угнетать ее. Если посмотреть в целом на результаты сексуальной революции, то они вы­глядят весьма удручающе. Научная и художественная литература, эроти­ческие видеофильмы привлекают взор к запретному, чтобы потом ин­тенсивнее включались механизмы морального осуждения, чтобы подро­стки и взрослые почувствовали стыд и ощутили вину. Этот традицион­ный механизм рационализации чувственности на основе самодисцип­лины и самоконтроля оказался деформированным современным госу­дарством, которое переступает пределы своей компетенции и стремится закрепиться во всех сферах жизнедеятельности. Эротическое чувство спе­циально интенсифицируется и извращается, а власть на этом фоне угро­жает скандалом и разоблачением. Начиная с XIX в. число играющих в эту игру постоянно увеличивается, в нее втягиваются дети и родители, ученики и учителя, больные и врачи. Таким образом, медицинский кон­троль за сексуальностью, отслеживающий ее непродуктивные формы, создает новый механизм взаимозависимости власти и наслаждения. Он уже не ограничивается контролем за парным супружеским сексом, нару­шения которого преследуются законом. В обществе имеют место разно­образные циркулирующие формы сексуальности: буржуазный дом по­лон слуг, родственников, знакомых, социальная структура вырывает муж­чин и женщин из домашних связей, — работа, образование, лечение, развлечение происходят вне дома. Все эти отношения приобретают эро­тическую окраску, складывается сеть заграждений: родители и слуги за­няты контролем мастурбации; школьные педагоги и врачи — советами и консультациями, продуцирующими “здоровый секс”.

Возникает впечатление, что современное общество — это общество перверсий; избавившись от пуритантства и лицемерия, оно стало в бук­вальном смысле жить благодаря производству сексуальных извраще­ний. Ничто не является запретным, важно только, чтобы оно было по­знано и могло контролироваться. Следствием научной дискурсивизации становится маркировка всех сфер секса, констатация его мельчайших подробностей. Для этого требуется во все возрастающей степени матери­ал и новые сведения об интимной сфере. Отсюда развитие методики и техники психоанализа, которая модифицирует старую машину призна­ния. Теперь под подозрением оказывается секс, именно о нем стремятся любым путем вырвать признание. Можно подумать, что это дает про­гресс знания и открытие истины, что ученые применяют тонкие проце­дуры, заставляющие признаться даже в неосознаваемом, исключительно с целью вынесения правильных и эффективных рекомендаций. Но для чего нужны все эти рекомендации? Может быть, для воспроизводства населения или для сохранения семьи? Да нет! Их назначение состоит в том, чтобы описать, изолировать, интенсифицировать наслаждение и нау­читься им управлять. Мнение Фрейда о том, что перверсии — вовсе не протест против слишком жестких моральных норм, является ошибоч­ным. Напротив, сама власть заинтересована в парадоксальных формах наслаждения через страдания, которые характерны для извращений120. Более того, в силу развития таких мощных организаций и институтов, как сексопатологам, психоанализ, а также проституция и порнография, возникает экономическая необходимость во все большем числе лиц с отклоняющимися сексуальными потребностями. Поэтому современное общество не только не угнетает секс, исходя из моральных соображений, а, напротив, весьма озабочено его культивацией и созданием центров, интенсифицирующих способность наслаждения. Не следует преувели­чивать преемственность механизма признания и греха с комплексом по­знания и власти. Если в христианстве грехи интенсифицировались в силу чрезмерного их подавления, то в современном обществе они возникают, независимо от осуждения, благодаря специальной индустрии наслажде­ния, продуцирующей перверсивное тело.

Опираясь на критику психоанализа, можно отметить целый ряд особенностей, отличающих его от исповеди и покаяния.

Во-первых, клиническая кодификация: признание сопоставляет­ся с симптомами, свободные ассоциации — с заранее сконструирован­ным теоретическим образом болезни.

Во-вторых, всеобщая диффузная казуальность: “эксцесс”, “нев­роз”, “дегенерация” — все это метки индивидуальных процессов, охва­тывающие их сетью причинных отношений. Признание о сексе ис­пользуется для реконструкции и управления культурными и социаль­ными процессами, а не только для управления личностью.

В-третьих, латентность сексуальности: секс под подозрением, он скрывается и функционирует в темноте, его энергия, причины и при­рода неясны. Вместе с тем он определяет и детерминирует все: науч­ное, художественное и техническое творчество, мотивы любой дея-

120 Подробнее об этом см.: Маркиз де Сад и XX век. / Под ред. А. Т. Иванова. М., 1992.

тельности. Именно принцип латентности заставляет применять тяже­лые процедуры признания, которое направлено не на то, что скрывает субъект, а на то, что скрывается в самом сексе и может пролить свет как на спрашивающего, так и на отвечающего.

В-четвертых, метод интерпретации: психоанализ не просто мо­ральное осуждение, но и производство истины о сексе. Поэтому врач выступает в роли господина над истиной и осуществляет герменевти­ческое истолкование признания.

В-пятых, медицинофикация признания: она реализуется в форме терапевтических процедур. Секс анализируется не в режиме похоти и греха, эксцессов и нарушений, а в терминах нормы и патологии. Именно оценка его как зоны патологий и требует признания как орудия терапии.

В культуре можно выделить две стратегии, определяющие подход к любви: ars erotica, развиваемое со времен Овидия и scientia sexualis, харак­терная для современного общества. Искусство любви складывается как обобщение опыта поколений, оно лишено излишнего морализаторства, научного интереса, экономической и политической целесообразности. На­слаждение ценится само по себе, изучаются его длительность, средства достижения, формы реализации, душевные и телесные переживания. Его дискурс эволюционировал от сакральных таинств к наставлениям и лири­ческим поэмам. Конечно, нельзя идеализировать древнее искусство эро­тики, ибо оно нередко играло служебную роль. Например, используемые в современной сексологии восточные наставления были, собственно, весьма далеки от того, чтобы служить рекомендациями чисто эротического харак­тера: отношения полов предстают в них как жестокая битва за жизненное вещество, и поэтому нет речи о получении взаимного удовольствия.

Современная цивилизация развивает науку о сексуальности, которая продуцирует знание истины. Европейская наука зарождалась и развива­лась в тесной связи с институтами пытки и дознания, инквизиции и юрис­пруденции. Этим определялся специфический интерес к телу как объекту наказания. Тщательно маркировалось: какие части тела и насколько долж­ны быть поражены инструментом пытки за тот или иной проступок; како­вы возможности организма и пороги его чувствительности; какова связь телесного чувства боли с дискурсом признания. Как свидетельствует исто­рия телесных наказаний в России, даже подъем на дыбу вовсе не был ир­рациональной жестокостью и беспределом, а сопровождался рациональ­ным расчетом: сколько боли может вынести наказуемый, сколько ее необ­ходимо, чтобы он сказал правду и, что также важно, не оговорил себя.

Что означает слово “знание” в такого рода практиках? Очевидно, в семью значений данного термина входят прежде всего “дознание” и “признание”. Познающий ищет истину для того, чтобы властвовать. Его вопросы предваряют ответы, ибо приоритетом обладает спраши­вающий. Поэтому, начиная с исповеди, с судейской клятвы, говорить истину — означало признаваться. “Правда” (право) вытесняет “ведение”, которое можно определить как путеводное знание при сути бытия.