Смекни!
smekni.com

Б. В. Марков философская антропология (стр. 62 из 98)

Признание интеллектуальной или внеинтеллектуальной игры в качест­ве фундаментальной тактики культурно-созидательной деятельности — наи­более уязвимое место постмодерна, который расценивается как кризисное состояние. Выход из него видится в возвращении к фундаментальным чело­веческим ценностям. Однако реанимация идей “человек”, “природа”, “ра­зум”, “культура” и т. п. с неизбежностью приведет к новому плюрализму, который потребует для своего преодоления насилия со стороны репрессивных структур, обеспечивающих социальное единство.

В свете таких перспектив представляется разумным обращение к повседневным практикам жизни, в которых разнородное уживается вопреки теоретическим, моральным, политическим и т. п. дилеммам и оппозициям. Порядок истории и человеческих действий не определяет­ся однозначно рациональными структурами, а реализуется в форме укла­да повседневности, характеризующейся собственными масштабами и рит­мами. Общество стремится утвердить как “порядок природы”, так и “по­рядок сердца”, и это достигается преобразованием естественной реаль­ности и конституированием искусственной. Устанавливая, что является плохим и хорошим, разумным и неразумным, определяя, когда и как смеяться и плакать, любить и ненавидеть, работать и развлекаться, соци­ум порабощает не только разум, но и душу и тело индивида. В результате нарастают отчуждение, апатия, страх, и именно так изживают себя ре­прессивные общественные системы. Этот процесс не сводится ни к про­свещению, ни к демократизации, а протекает сквозь душу и сердце лю­дей. Речь идет не о каких-то субстанциях или “природе” человека, а об изменчивых исторических образованиях, складывающихся в результате взаимного переплетения и напряжения природных, общественных, ком­муникативных структур, образующих мир человеческого бытия. Поэто­му непременно должен учитываться подход к повседневности как массо­вому творчеству форм жизни, как социогенетическому процессу циви­лизации, включающему порядок господства и подчинения, воспитания и образования, труда и отдыха. В частности, труды Н. Элиаса, историков школы “Анналов”, описывающие изменения фундаментальных струк­тур восприятия, оценки, понимания, а также самодисциплины, сдер­жанности, дальновидности, предусмотрительности и поведения, речи, манерах, общении, не только раскрывают почву культуры, но и выявля­ют своеобразные “трансцендентальные” предпосылки жизнедеятельно­сти, на которые философия не обращала должного внимания.

В традиционном обществе человек укоренен в природный ландшафт среды обитания, в котором маркированы зоны сакрального и обыденно­го, опасного и безопасного, своего и чужого. Семья, род, деревня, стра­на - все это по-отечески знакомо, близко и достоверно. Опасное же и необычное вынесены за пределы обжитого, “своего” пространства. Такая разметка пространства выступает своеобразной основой при разработке других масштабов и мер в познании и морали. Модели “логоса”, “этноса” и “космоса” строятся по образцам “ойкоса”.

Несмотря на наличие жестких оппозиций, уже в первобытном мыш­лении существовали механизмы их опосредования, позволяющие вы­разить необычное через обычное, невидимое через видимое, внешнее через внутреннее.

Достаточно четко прослеживается взаимосвязь маркировки соци­ального пространства с когнитивными и ценностными структурами в средневековом обществе. Власть локализуется в замке, и ее демонстри­рует его владелец. Архитектура замка и образ жизни его хозяев подчи­нены задаче демонстрации власти. Здесь почти нет приватной жизни, все происходит на виду, все события и явления имеют символическое значение. Жизнь является игрой, но ставками в ней выступают челове­ческие головы. Праздник и казнь, любовь и смерть, слово и жест — все подчинено строгому ритуалу, который исполняется с высочайшей серь­езностью, исключает иронию или сомнение. Вместе с тем, как и в лю­бой другой культуре, здесь допускаются такие “карнавальные”, по вы­ражению М. М. Бахтина, практики, которые имеют гетерогенный ха­рактер, дают возможность переворачиванию, смешиванию, переплав­лению жесткой иерархии “низкого” и “высокого”, “своего” и “чужого”. В структуре повседневности именно эти практики при наличии опреде­ленных условий из компенсаторных превращаются в новационные, ра­дикально меняющие формы жизни.

Новое время характеризуется изменением “трансцендентальной гео­логии”, переоценкой прежних оппозиций и масштабов, появлением иной метрики социального пространства. Благодаря развитию торговли, рас­ширению хозяйственных связей отношения между представителями раз-личных сословий становятся все более взаимопереплетенными. Рынок создает новый масштаб сравнения различного, по аналогии с деньгами функционируют другие всеобщие эквиваленты в сферах познания и цен­ностей. На примерах истории живописи, морали, познания можно на­блюдать фундаментальные сдвиги в структурах восприятия и оценки, свидетельствующие об изменении метрики и топики сознания. Прежде всего, следует отметить возникновение особых зон в социальном про­странстве, в которых собирается публика. Она становится новым субъек­том искусства, науки, морали, права и т. п. Этот процесс не сводится только к развитию интеллектуальных связей. Как раз поиск иных форм жизни и организация мест их реализации в структуре социального про­странства и выступают в качестве предпосылки интеллектуального об­щения и институализации сообщества. Благодаря развитию театров, вы­ставок, разного рода кофеен, салонов, клубов возникают специфические юны формирования новой общественности, которая воспринимает, оценивает и обсуждает произведения искусства, научные трактаты, жур­нальные статьи, новости политической жизни. С формированием публики рука об руку идет процесс развития средств массовой коммуника­ции. Почтовые сообщения, переписка, газеты, журналы, романы — все это новые формы дискурса, на основе которого приватное и индивидуальное получают возможность самовыражения, включения в сферу пуб­личного. Дискурс, возникающий в ходе общения, приобретает гетероген­ный характер. Это уже не монологичный язык власти, основанный на раз­делении субъекта и объекта, говорящего и слушающего, приказывающего и исполняющего, а коммуникация частного и общего, приватного и пуб­личного. Публика руководствуется общим здравым смыслом, естествен­ными тактом и вкусом, рациональным правом и моральной справедливо­стью. Таким образом преодолеваются сословные и цеховые ограничения, определяющие оппозиции средневекового дискурса. Все это трансформи­рует язык науки, литературы, политики, права. В науке сближаются теория и практика, в литературе — низкое и высокое, в праве — сила и справедли­вость. Изменение “трансцендентальной геологии” социального простран­ства Нового времени вызывает изменение рациональности — радикальное преобразование установки на покорение природы, господство субъекта, формализацию и математизацию мира.

По мере развития буржуазных общественных отношений происхо­дит переворачивание иерархии и маркировки социальных норм и ценно­стей. С переходом товарного хозяйства из домашней сферы в обществен­ную ранее расцениваемые как низкие экономические понятия все шире используются публикой, обсуждаются на страницах газет и журналов. Вместе с этим происходит легитимация дискурса о воспитании, о семей­ных проблемах, вообще о душевных явлениях, и особенно о страстях и -аффектах. Лучше всего это видно на примере буржуазного романа, задача которого, с одной стороны, перевод интимных переживаний из закры­той сферы в открытую, а с другой — моделирование внешности, манер поведения, душевных переживаний, влечений и желаний в соответствии с общественными потребностями.

В кофейнях и читальнях, салонах и клубах собирается публика, обсу­ждающая как личные, так и общественные проблемы, осуществляющая коммуникацию индивидуальных запросов и притязаний с общественны­ми запросами и нормами, заинтересованная в изобретении, проверке и обосновании мнений. Фигура критика представляет общий здравый смысл публики, который, помимо ссылок на рассудок и разум, естественное пра­во и общепризнанные ценности, должен принимать во внимание соци­альные, психологические особенности общественного субъекта. На смену средневековому “скриптору” приходит автор с выраженным чувством ин­дивидуальности. Однако смена парадигм отнюдь не означает утраты по­рядка как такового. Он осуществляется на основе разума, который соотно­сится с объективными закономерностями.

Вызывающий растерянность, кажущийся нигилистическим отказ от классических идей также связан с изменением пространства повседнев­ности. Распадение общего порядка происходит прежде всего в процессе роста больших городов. В них нет уже общего центра, как нет и привиле­гированных мест власти и закона: эти города напоминают, скорее, лаби­ринт или человеческий муравейник. И точно так же происходит инфля­ция общепринятых норм, регулирующих процесс видения, понимания и оценки действительности. Житель большого города вынужден проделы­вать значительную работу по сборке целостного образа из различных де­талей. Поэтому можно сказать, что художники авангарда не создают ка­кую-то иную реальность, а изображают ту, которая стала иной. Крушение прежних границ осмысленного и неосмысленного, очевидного и неоче­видного обостряет фантазию, а отсутствие общего — например, идеологи­ческого или зрительного горизонта — повышает значимость контекста. Вещи и события уже не оцениваются общим масштабом; однозначные способы видения и понимания уступают место разнообразию моды и вкуса. Жесткие моральные оценки, внедренные в научный, художественный и политический дискурсы, преодолеваются постмодернистским эстетиз­мом гетерогенности. Город разгружает мысль и перегружает зрение: становится меньше мест интеллектуального общения и больше витрин, рек­ламы, зрелищ. Как городская жизнь таит массу неожиданностей, вызы­вает столкновение разных стилей поведения и жизни, так и сознание индивида формируется на отношениях контраста, воспринимает экзоти­ческое, необычное, взрывающее привычные представления. Поле види­мого и понимаемого, прежде не вызывавшее сомнений в своей достовер­ности, превращается в гигантскую кулису, за которой может скрываться все что угодно. Релятивизм, гетерогенность, случайность, характеризую­щие стиль современного научного и художественного мышления, не яв­ляются сознательными продуктами интеллектуальной деятельности и тем более логическим следствием глубокой проработки фундаментальных идей классики. Они возникают на уровне повседневности и затрагивают не только интеллект, но и телесно-чувственные структуры.