Смекни!
smekni.com

Истории религий и кризис цивилизации (стр. 12 из 37)

Формы и причины - единственное, что существует в мире, но это всего лишь человеческие психологические феномены, состояния сознания, вызванные нашими впечатлениями. Это носит название санкара. Санкара - временный член причинного ряда, результат предыдущих состояний и причина будущих действий. Санкарам соответствует закон причинности - дхамма. Это нравственный мировой порядок, принцип возмездия. Дхамма есть норма, по которой создаются санкары. Закон моральной причинности является руководящей мыслью в буддийском учении о переселении душ.

Следует особо остановиться на некоторых деталях достижения нирваны, которое в буддизме означает угасание страстей. Нирвана в брахманизме – это особый транс, переживаемый, как особый покой. Нирвана в джайнизме - посмертное бессознательное продолжение жизни души. Нирвана в буддизме есть особое состояние, освобождающее от перерождений, ничего более подробного Будда на эту тему не говорил. Позднейший буддизм стал представлять нирвану как блаженное одухотворенное состояние. Достигаются они посредством освоения техники экстаза, который имеет четыре градации - дианы.

Практические приемы, используемые и рекомендуемые буддизмом для субъективного переживания особого «духовного» блаженства, также как и в йоге, направлены на уход в состояние транса.

В позднейшем буддизме эти технологии включают использование дополнительных средств внешнего воздействия (благовония, магические действия, вплоть до созерцания трупа). Кто прошел все четыре дианы и в совершенстве исполняет их, становится «святым». «Святой» (архат) - достигает этого уровня посредством ряда перевоплощений.

Таким образом, технология «святости» в буддизме построена на соблазне трудно достижимой целью, но само движение к ней сопряжено с переживанием субъективно приятных состояний транса.

По существу, нирвана в буддизме есть духовный наркотик с последствиями, соответствующими любому другому наркотическому средству. Они выражаются в трансформации сознания, разрушении чувственной и волевой сфер, этическом безразличии.

Достижение именно такого состояния и являлось социальным и миссионерским идеалом самого Будды.

Последователи Будды практиковали, как и сам Будда, общение с духами и магические действия. Чародейство в форме тантризма (заимствованные в йоге приемы возбуждения половой энергии) было в равной степени достоянием и брахманизма и буддизма, начиная с 1-го века новой эры.

Буддизм в Индии

На протяжении ближайших ко времени Будды столетий буддизм в Индии процветал, распространяясь через монахов на юг, утверждаясь на Цейлоне, в Афганистане, Бактрии и даже Китае. Одновременно шел процесс сектантского разделения. Еще в первые века христианской веры буддизм пользовался поддержкой царей, а его приверженцы могли широко осуществлять филантропическую деятельность, открывая приюты для бедных, больных и даже для животных. К 600 годам по Р.Х. он начинает слабеть отчасти вследствие внутренних раздоров, но, главным образом, под давлением арабов.

С падением царства Магады в 1200 году пришел конец буддизму в Индии, иначе говоря, вторжение ислама положило конец буддизму в Индии.

Индуизм

С угасанием буддизма в Индии возникает и продолжает по настоящее время развиваться религиозно-социальная система хинду, которая является как бы итогом переработки предшествовавших течений и поисков.

Она признает кастовую систему отношений, а в качестве главных богов выделяет Вишну и Шиву. Вишну является в образе Рамы и Кришны. Распределение ролей следующее: Брахма - созидатель всего, Вишну - хранитель, Шива - разрушитель и реконструктор одновременно.

Космогоническая доктрина заключается в представлении, что индивидуальная вечная душа (Атман) стремится слиться с мировой душой (брахманом). Существует множество направлений в рамках индуизма.

На индийской философии основывается теософия, вызванная к жизни Еленой Блаватской. Первое теософское общество возникло в 1875 году в Адьяр, около Мадраса. В России продолжателями теософского направления стали супруги Рерихи.

Теософы не являются терпимыми к христианству, свое обращение к индуизму объясняют желанием «стереть христианство с лица земли».

Ламаизм (Буддизм в Тибете)

Для того чтобы понять особенности тибетского варианта буддизма, носящего название ламаизм, надо немного сказать о коренных древних верованиях тибетцев. Согласно одной из легенд, прародителями тибетцев были царь обезьян и горная ведьма. Подлинное их происхождение - белое пятно в истории.

Антропологические характеристики черепов древних людей Тибета указывают на их сходство с индейцами Америки. Считают, что смешение кровей происходило и на протяжении первых тысячелетий дохристианской эры, но особенно интенсивно - в более поздний период.

Добуддийская религия Тибета была типично политеистической. Божества подразделялись на богов неба, земли и воды. Деревья рассматривались как вместилища божественного духа. Сквозь все сферы прорастает Мировое дерево.

В практической жизни большая роль принадлежала «богу дома», который требовал большого внимания, и богу очага. Культовый служитель «бонпо» проводил особый ритуал очищения, если вода нечаянно заливала огонь в очаге.

Личные боги (бог-защитник и бог-человек) располагались на плечах справа и слева как братья.

Бонпо-могильщики были магами, могли летать на бубне, заклинать, резать железо птичьим пером, предсказывать будущее. В религиозной традиции тибетцев были жертвоприношения, в том числе, и человеческие. Клятва вассалов своему королю сопровождалась убийством животных, которые производились с особой жестокостью, символизируя мучения, которые ждут изменщика клятве. Вообще, владык обожествляли как сынов неба.

Космогонические мифы повествовали о происхождении мира из космического яйца.

Чисто политические мотивы - вражда внутри бонского священства (одни поддерживали владыку - цэнпо, а другие - племенную аристократию), вынудили цэнпо обратить внимание на буддизм, укоренившийся в Северной Индии.

Вариант буддизма, получивший развитие в Тибете, включал три источника:

1. Учение мадхьямиков

2. Учение йогов

3. Тантризм

Учение мадхьямиков считает иллюзией не только внешний мир, но и само познание. Реальна только пустота, она не познается опытом, но только мистически, интуитивно.

Учение йогов допускало реальность сознания, а образы внешнего мира рассматривало как мираж, высший смысл которого познается в процессе внутреннего созерцания. Система упражнений предназначалась для совершенствования созерцательных способностей. При этом считалось, что экстатические состояния, вызываемые йогическими упражнениями, помогают сосредоточению мыслей.

Тантризм, вошедший в тибетский буддизм, содержало открытую (экзотерическую) часть, доступную большинству, и эзотерическую - тайную часть, которая была доступна только посвященным. Огромную роль в практике тантризма играли магические приемы и ритуальные телодвижения.

В магическом ритуале действовала триада - телодвижение (для возбуждения половой чакры), речь - произнесение заклинаний, и рассудок - концентрация внимания.

Кроме того, для приведения себя в состояние транса практиковалась фиксация взгляда на изображении магических кругов или квадратов - мандал.

Цель и смысл тибетского буддизма - слияние с космическими духами, пронизывающими пространство.

Тантрический буддизм завершает развитие буддийской теоретической мысли, продолжавшееся 1500 лет.

----------------------------------------------------------------------

Лекция 6. Греческое язычество

Древняя вера и мифотворчество греков

Действительная религия древних греков отличается от тех ее форм, в которых она представлена греческой литературой. То, что стало в исторически более близкие нам времена характеристикой греческого духа, а именно, «разум, мера и ясность» поначалу совсем не соответствовало ему.

Обычаи греческого народа и представления жрецов в древние времена соответствовали представлениям других первобытных народов. Основу их религиозности составляли культ мертвых и вера в духов, почитание животных и фетишизм, а также особое почитание местечковых богов.

О дикости, неразвитости и чувственных страстях свидетельствуют человеческие жертвоприношения, которые были еще во времена императоров, и даже в связи с употреблением в пищу человеческого мяса.

Суеверное внимание к знамениям и чудесам, которое много раз имело роковое значение для политической жизни страны, грубые праздничные игры, во время которых люди одевались наподобие животных или предавались разврату при отправлении сладострастных культов - вот то, что составляло национальный характер греков в тот период.

Историки считают, что именно природная чувственность греков позволяла укореняться на греческой земле культам Диониса и Артемиды и доводить их до полного безобразия.

Мистическая сторона религия была предметом особого внимания греков, религия пронизывала всю жизнь, и даже государственные учреждения покоились на религиозной основе. В домашней жизни проявления религиозной жизни также никогда не исчезали. В литературе в известные периоды благочестие было господствующей силой, и вольнодумству не удавалось без столкновения с народом и его жрецами завоевать место в духовной жизни.

Греки находили особенное удовольствие в преданиях и сказках, которые их живое воображение далее развивало и вплетало в рассказы о собственной истории. Это привело к созданию обширной мифологической литературы, хотя, как считают историки, для набожного грека эта мифология значила гораздо меньше, чем жертвы, служение богам и священные пиршества. Богатство мифов, созданных в среде поэтически одаренного и религиозного народа, привело к необычайному единению религии и искусства. Искусство при этом, правда, извлекло больше выгоды, служа прославлению поэтов и сказителей.