Смекни!
smekni.com

Истории религий и кризис цивилизации (стр. 5 из 37)

В храмах выделено место для сцены, где происходят ритуальные танцы, имеется цистерна с освященной водой для омовения рук перед богослужением, несколько кумирен для богов, помещение для жертвенных даров и стойло для священного коня.

В домах японцев также имеются небольшие алтари с амулетами избранных божеств. Трижды в месяц на алтарь помещается жертва в виде пищи, зажигается лампада.

Существует своя ритуальная и колдовская магия, заговоры и гадания. Японцы хотя бы раз в жизни должны совершить религиозное путешествие к большим кумирням страны.

Считается, что пост и пребывание в уединенных местах могут привести человека к религиозному экстазу и божественному откровению, что, и наблюдается в действительности. От таких одержимых получают ответы на мучающие кого-то вопросы.

Принята система погребальных ритуалов, которая свидетельствует о вере японцев в загробную жизнь.

Существует обычай поклонения камням, символизирующим половые органы. Им приносят жертвы в виде раковин, яств и напитков.

Лекция 3. Религии народов Передней Азии

К народам семитической группы относятся племена вавилонян, ассириян, арамеян и финикиян, имеющие между собой много общего, как в языке, так и в образе мыслей. Это определяет и общность религиозных воззрений(9).

Вавилония

Между двух рек, в их нижнем течении, - Тигра и Евфрата, берущих свое начало в горах Армении, находилась эта страна. Плодородные земли ее ежегодно обогащались за счет разлива рек. Лето приносило зной, а зима - дожди.

В Вавилонии были развиты скотоводство, земледелие и садоводство. Были цветущие города, развиты торговля, ремесла, искусство. В науках, особенно астрономии и законоведении, Вавилония не имела себе равных на Востоке. Космогония и космология получили также необычайно широкое развитие. Древность их доходит до пятого тысячелетия, а их письменные памятники содержат сведения, начиная с четвертого тысячелетия.

Боги вавилонян были небесными властители людей, определяющие их судьбу. Они же - властители природы. В качестве верховного владыки выступают то Солнце, то луна. При этом существовал огромный пантеон местных богов, которые в ряде случаев с течением времени становились небесными богами. Если это происходило, то они становились позади лунного бога Син, согласно общесемитическому воззрению.

Самой значительной из женских божеств, которые вообще-то стали постепенно обязательными спутницами богов мужского рода, была богиня Истар. Богини - супруги богов небесных, противопоставлялись небесным богам как творческое, производительное начало земли.

Большую роль играли местные культы Южного Вавилонского царства. Центром его был город Ур, в котором почитался бог луны Син под названием Наннар - то есть, «светящийся». Он считался старшим сыном Бела - бога воздушных сил, повелителя демонов бурь, но признавался за первого из богов.[1] На печати из Ура он изображался на троне под серпом луны[2]. Главенство бога луны несколько раз сменялось главенством бога солнца, но даже и в эти периоды особое значение бога луны не умалялось, и имело огромное влияние на северо-вавилонскую религию.

Его жена - богиня Нанна позднее смешивается с Истар. В Уре небесная богиня Истар именовалась Нана, она почиталась здесь как богиня вечерней звезды и чувственной любви. Соответственно этому, она здесь имеет мрачный характер, как губительная, смертоносная богиня.

После объединения в третьем тысячелетии Северной и Южной Вавилонии, главным городом государства стал Вавилон, а его местно чтимый бог Мардук получил статус главного бога - царя богов, людей, неба и земли. Усилиями жрецов в значительной степени были перераспределены роли небесных богов, соответственно чему были перераспределены между богами и планеты. Так закладывался фундамент астрологии.

Магия древнего Вавилона играла главную роль и в решении житейских проблем. В вавилонской религии, даже в самые древнейшие времена, рядом с таким богопочитанием, какое существует и в других семитических религиях, было очень распространено верование в духов и соответствующие ему гадательные обряды, волшебные формулы и заговоры.

Когда священный город Ур стал страною халдеев, появляющихся впервые в истории на исходе второго тысячелетия и основавших потом, после падения Ассирийского царства, Ново - Вавилонское царство, магию и служение светилам связали преимущественно с халдейской мудростью. Во всяком случае, именно так повествуют библейские сказания. Несомненно, однако, что укоренение здесь магической и астрологической практики было подготовлено всей предшествующей религиозной практикой этого города. Чаще всего заклинания сопровождались звездными (астрологическими) элементами. Эта область не была близка населению, она оставалась жреческой религией.

Жрецами была введена числовая номенклатура богов, установлены их ранги. В народных верованиях, наряду с почитанием богов, оставалась сильная вера в демонов. Чародейство имело глубокие корни в народе.

В религии Вавилона присутствует несколько божественных триад: отец богов - Ану; владыка земли, повелитель демонов и смерти людей - Бел; Эа - властитель подземных вод (ключей, от которых родятся реки) и он же властитель заклинаний.

Вторая божественная триада представлена была богом луны Сином, его сыном - солнечным богом Самасом, и Истар в виде утренней и вечерней звезды. Она считалась дочерью Сина и женой Таммуза - владыки подземного царства мертвых. Обратим внимание, что местом пребывания душ умерших вавилоняне считают отнюдь не небеса.

Особая роль бога луны Сина выразилась в том, что по представлениям, изложенным в одном из гимнов Ура, Син не имеет над собой никакого судьи. Там же он именуется производителем богов, людей и всего живого, прежде всего растительного царства. (Вот откуда берет свое начало современный растительный лунный календарь). Сын лунного бога - солнечный бог Самас, играет вторую роль. Он владеет тайной сновидений, враг тайных дел, справедливый судья.

Вообще, пантеон вавилонских богов безгранично расширялся с течением времени, но, начиная со времен халдеев, то есть, с 1100 г., сведения о вавилонской религии становятся все более скудными.

Ассирия

Эта страна соседствовала с Вавилонией. Она существовала более чем за две тысячи лет до Рождества Христова, за девятьсот лет до Рождества Христова она завоевала Вавилонию, приняв полностью религию завоеванного государства.

Ассирийцы перенесли к себе всю заклинательную литературу вместе с их астрологическими, математическими, космологическими и космогоническими представлениями и всей вавилонской демонской и нечистой силой.

В регламенте государственной жизни, ассирийцы не дали жречеству той власти, которую они имели у вавилонян. Ассирийские вожди присвоили себе сами высшие жреческие права. Конечно, со временем были в некоторой степени изменены религиозные предпочтения, но в целом религия ассирийского царства была продолжением религии вавилонян.

Новохалдейское царство, установившееся с падением Ассирии, частично устранило нововведения, привнесенные ассирийцами, но сохранило главных богов Вавилонии.

Религиозные гимны и молитвы на всех этапах этих исторических событий находятся в связи с заклинательными обрядами. Как подчеркивают историки, сохранившаяся религиозная литература вся насквозь проникнута демонологическими и астрологическими представлениями, в чем усматривается инициатива жрецов.

Превращение при халдеях литургических воззваний - благодарственно-молебных обращений к богам, в формальные заклинательные моления понизило их религиозную ценность. Духовная жизнь превращалась в формальный обряд, не несущий нравственного содержания, но имеющий целью лишь удовлетворение утилитарных потребностей.

Тем удивительнее, что в культуре этого региона сохранялся и другой тип религиозной литературы, а именно, покаянные псалмы. Для них характерен достаточны высокий эмоциональный уровень изложения, но, самое главное, и высокий уровень нравственной оценки собственной жизни. Это древнейшая попытка найти причину своих несчастий в себе, своем поведении, своем не милосердии. Это признание справедливости гнева божества по отношению к молящемуся, это надежда на милость и прощение со стороны божества.

Интересной и типичной особенностью таких псалмов является отсутствие имени бога, к которому обращается молящийся. Возможно, таким богом мог быть известный индивидуальный для каждого молящегося его божественный посредник, а возможно и некий бог, прощающий грех, который неизвестен самому молящемуся.

В гимнах есть выражение «грех, которого я не знаю». Необходимым условием для того, чтобы молитва была услышана, является восхваление бога - помощника, чрезвычайное богатство в святилище бога, богатые жертвы и богатое богослужение.

Нравственная сторона религиозного учения вавилонян была подробно разработана. Вся вавилонская религия проникнута сознанием безусловной зависимости человека от милости Божьей и чувством благоговейной покорности воли богов.

Таким образом, наличие в религиозной практике покаянных псалмов и высокий уровень нравственных критериев уже, а те далекие времена приближало общественное сознание ассирийцев к требованиям будущего христианского богословия.

Как уже говорилось выше, со временем все более нарастала заклинательная практика, все более сказывалось влияние светских представлений о принципах построения духовной иерархии. В связи с колоссальным расширением пантеона вавилонских богов (6500 богов, 300 небесных и 600 земных духов) встают проблемы их классификации, фактически формализации.

Астрология все больше проникает в эти жреческие измышления и пользуется вниманием народа.

Современные тому периоду библейские свидетельства видят в вавилонской религии только суеверное служение звездам и волшебство, соединенное с заклинаниями и гаданиями. Обнаруживается стремление придать всему пантеону богов монархический характер, каждая местность вновь начинает выделять свое особое божество, превознося его перед остальными богами.