Смекни!
smekni.com

Истории религий и кризис цивилизации (стр. 17 из 37)

Переселившись в Медину, Магомет довольно скоро нашел своих единомышленников. Считают, что почва для принятия арабами единобожия была здесь подготовлена проживающими поблизости в большом количестве евреями.

Последователи Магомета в 622 году на тайной сходке в Мекке приняли требования, которые налагала на них новая вера, и обязались защищать пророка так, как они защищают своих жен и детей. Они признали принципом своего единения равенство в вере, независимо от племенной принадлежности.

Поступок Магомета в виде его ухода из Мекки в Медину стал отправной точкой в летоисчислении магометан (622 год) со времен Омара. Такой уход не рассматривается как бегство от врагов, а как «хиджра» - добровольное расставание с другом или родственником.

Дальнейшая деятельность Магомета была направлена на организацию жизни религиозной общины. Магометом были составлены братские пары из лиц, не связанных кровным родством, принадлежащие даже различным племенам. Был построен первый молитвенный дом, где роль имама исполнял сам Магомет.

То христианское и еврейское окружение, которое встретил Магомет в Медине, давало ему надежду получить признание у таких же, как он считал, поклонников единого Бога. Но евреи вскоре выяснили его полное невежество в иудаизме и отвернулись от него, а христианство он сам посчитал искажением единственно верного учения, которое открылось лишь ему. Язычников же Магомет вообще относил к тем, кто превратили истину в заблуждение.

Надо сказать, что Магомет был совершенно необразованным и полностью безграмотным человеком, записи, вошедшие в Коран, сделаны рукой его секретаря по воспоминаниям окружавших пророка единомышленников.

Следующая задача, которую поставил себе Магомет, было религиозное покорение Мекки, так недоброжелательно отвергшей его учение. С этой целью поначалу были организованы членами его общины набеги на торговые караваны, идущие в Мекку. Военная стычка состоялась 16 марта у колодца Бедр, где победу над мекканцами одержали правоверные. Больше никто из корейшитов не осмеливался выступать против пророка.

Затем последовал конфликт с еврейским племенем кайнока, который привел к победе также и над евреями. Имущество их было конфисковано, а сами они бежали в Базан.

Практически непрерывные военные столкновение следовали далее одно за другим. Племя бену-надир, затем жители Мекки, которым бедуины и евреи обещали поддержку, снова попытались подчинить несгибаемого пророка. И снова - безуспешно. Более того, последнее выступление побудило Магомета самого обратить оружие против бену Корица, в итоге евреи были побеждены.

На пути к покорению Мекки, Магомет решился совершить хадж в одежде паломника, но вооруженный мечом, в Мекку во время священного месяца, когда насилие запрещено. Мекканцы воспользовались его остановкой в Ходейбидже и провели с Магометом переговоры, убедив его не ходить в Мекку при условии, что на следующий год он будет туда допущен на три дня. Магомет согласился.

Это был поразительно правильный расчет. Известность его росла, его все хотели видеть. Появление Магомета через год в Мекке стало его триумфом. За три дня его пребывания здесь весь город перешел без всякого кровопролития в руки Магомета. Он сокрушал идолов, казнил некоторых особо ненавистных ему людей, даровав остальным амнистию.

Последнее военное выступление бедуинов против правоверных произошло при Хонейне на границе Южной Аравии, оно принесло еще одну победу пророку. Вслед за этим событием одно за другим кочующие племена стали добровольно принимать новую веру.

Следующим действием Магомета было объявление войны всем, кто не принимает новой веры. Он готовился к войне против византийцев, но вначале собирался покончить с язычеством в пределах самой Аравии. Его послание в Мекку содержит все принципы будущего отношения ислама ко всем неверным (Коран, сура 9).

Последнее путешествие в Мекку в 622 году отмечено речью Магомета к арабам, в которой он внушал всем отмену древних обычаев и единство ислама.

Летом 622 года Магомет скончался в Медине, не успев узнать, что новые пророки мужского и женского пола уже были готовы начать бороться с ним его же оружием.

Коран считается книгой откровений, полученных Магометом от Бога. Они записаны секретарем Магомета, поскольку пророк был неграмотен. В ряде случаев эти записи сделаны по памяти благочестивых людей, окружавших Магомета. Текст этот был приведен в современный порядок по приказанию халифа Османа (644-656), неотредактированные экземпляры разыскивались и сжигались.

Книга эта, отдельные части которой непохожи ни по стилю, ни по содержанию друг на друга, помимо целей обучения исламской догматике, сыграла и играет большую роль также как средство обучения арабскому языку. В местах, далеких от цивилизации, Коран иногда составляет единственный учебный материал.

В исламе имеются книги, представляющие собою свод законов, ранее существовавших в виде устного предания. Это устные высказывания Магомета, собранные по воспоминаниям его родственников, близких и современников. Таких высказываний собрано более 600 000. Они изложены в разных сборниках, именуемых «Хадит» (предание).

Более короткие формулировки, составленные на основе Хадит, именуются книги «фик», их на Востоке несметное количество.

Ранние школы, обучавшие практике и догматике ислама, не всегда единодушно принимали положения, изложенные в этих книгах. Это привело с течением времени ко внутреннему разделению. Правоверные, признающие официальные сборники Хадит, относятся к суннитам, но подразделяются на ханафитов, маликитов, шафеитов и т. д., в зависимости от того, авторитет какой школы они признают.

Сунниты являются представителями ортодоксального направления и составляют около 90% всех мусульман.

Шииты - отличаются в толковании некоторых догм, они составляют только 10% верующих.

Закон Магомета базируется на пяти положениях:

1. Исповедание веры.

2. Молитва.

3. Милостыня.

4. Пост.

5. Путешествие.

Исповедание веры не предусматривает знание догматики, но предписывает новообращенному омовение и произнесение фразы: «Нет Бога кроме Аллаха и Магомет посланник его».

Отпавшим от веры - смерть. Принявший исповедание веры, принимает весь закон.

Молитва - не просьба и не частное благодарение, обращаемое к Богу, а полное частное богослужение, совершаемое пять раз в сутки. Место богослужения не определено точно, может быть любое чистое место. При наличии специального здания - мечети, молящиеся обращаются к нише, которая находится в стене, обращенной в сторону Мекки.

Проповеди произносятся в пятницу и по праздникам во время торжественного служения. Перед молитвой обязательно омовения лица, рук до локтей и лодыжек.

Само моление сопровождается строго предписанным ритуалом телесных движений и строго определенным порядком произнесения формул. Молящиеся повторяют все движения имама, располагающегося перед ними.

Молитва состоит из восхвалений и прославлений Аллаха, кроме особых случаев (похороны, засуха и т.п.)

Милостыня - представляет собою обязательное отчисление (цакат), которое платят магометане в казну государства, если это мусульманское государство. В государстве другого вероисповедания милостыня мусульман означает добровольное пожертвование (садакат) в пользу бедных.

В конце поста милостыня может быть представлена в виде плодов и фруктов.

Пост - имеет место в течение месяца рамадана, причем постятся с утра до вечера. Исключается все - еда, питье, курение, притирания, вдыхание благовоний. Все это возмещается по ночам.

Нарушение поста допускается для путешествующих, но за это требуется выкуп за каждый день. Завершение поста отмечается праздником. Допускаются индивидуальные посты и принудительные - за проступки.

Путешествие - имеется в виду посещение Мекки, хотя бы раз в жизни.

Что касается брака, то ислам ограничивает число законных жен четырьмя.

Обязанность воевать с неверными самим Магометом налагалась целиком на его общину. Та Священная война, которую современный ислам имеет в виду, совсем не предполагает поголовное обращение всех в мусульманство, но должна служить цели политического подавления. Принимают ислам или нет побежденные народы - их дело.

Раскол в мусульманстве

Что касается великого раскола, разделившего последователей ислама еще во второй половине 7 века на суннитов или правоверных мусульман и шиитов или магометанских протестантов, то этому способствовала смута, возникшая в мусульманском мире по вопросу о наследии Магомета.

Приемники пророка соединяли в своем лице и духовную и светскую высшую власть, они назывались калифами или наместниками Божьими.

В числе претендентов был Али, муж дочери Магомета - Фатимы, который вследствие различных интриг долго устранялся от халифата. После упорной борьбы, окончившейся убийством третьего из приемников пророка, Османа, халифат перешел к Али. Его приверженец Альсода-Сабай начал с того, что провозгласил Али и его потомков единственными законными наследниками Магомета, а затем вообще объявил Али богом. Как правоверный мусульманин, Али остался недоволен этим и выслал Альсода-Сабая, а некоторых его последователей казнил.

Когда Али в свою очередь был убит, и халифат перешел к одному из его соперников, Альсода - Сабай объявил, что Али не мог умереть, ибо в нем заключалась частица Божества, что в один прекрасный день он вторично сойдет на землю и установит на ней царство справедливости. Так получил свое начало шиитизм, основным догматом которого стало почитание Али и его потомков и ожидание его второго пришествия.

Шиитизм утвердился главным образом в Персии. Борьба за права династии Али стала на востоке источником кровавой смуты на долгие времена.

Учение шиитов значительно уклонилось от строгой определенности и незыблемости ислама, установленной Магометом. «Един Бог и Магомет Его пророк», после которого уже не будет пророков - этот коренной догмат ислама был отброшен шиитами.