Смекни!
smekni.com

Истории религий и кризис цивилизации (стр. 8 из 37)

Все это свидетельствует, что утверждение идеи единобожия во времена Авраама было маловероятной задачей. Нужны были какие-то чрезвычайные внешние обстоятельства, которые могли бы заставить того же Авраама не отказываться от своей цели - основать народ свободный от язычества. Нужна была и глубокая убежденность в возможности достижения такой цели, нужна была вера.

Местом окончательного поселения Авраама стал Хеврон, расположенный всего в нескольких километрах от городов Содом и Гоморра. В городе Содом проживал племянник Авраама - Лот с семейством.

Вся Ветхозаветная история израильского народа является свидетельством непрекращающегося веками противостояния отпадающей в язычество части его и тех немногих представителей, которые по Божьему вдохновению отстаивали единобожие.

Языческие проявления отпадения, по-видимому, во многом совпадали с традициями соседних языческих народов. Традиции же служения одному Богу еще только закладывались.

Описание собственно богослужения отчасти представлено в одной из книг Ветхого Завета - Левит.

Колено Левия - одно из двенадцати колен Израилевых, было отделено на служение Богу. Одно из семейств Левитов - Аарон и его сыновья, были избранные священники. Остальные левиты были помощниками священникам. Им вменялось в обязанность забота о скинии - месте жертвоприношений, а позже служение в храме. Служение требовало своего языка и обряда, своей терминологии. Вот некоторые ее примеры.

1. Жертва всесожжения - тельцы, овны, козлы, горлицы, голуби, которые сжигались на огне жертвенника как символ полной отдачи себя богу.

2. Жертва хлебного приношения - зерно, мука или печеный пресный хлеб, часть которого сжигалась, а часть шла на питание священников.

3. Мирная жертва - жир жертвенных животных, сжигаемый в жертвеннике

4. Жертва за грех и жертва повинности - разные жертвоприношения за разные грехи.

Способ жертвоприношения: жертвы всесожжения были ежедневными, месячные, добавочные, в дни праздников Пасхи, пятидесятницы, Кущей.

Обряд посвящения в священники впервые был осуществлен над Аароном и его сыновьями, так священство стало наследуемым. Существовало священство на левитскую десятину и отчисление от других жертвоприношений.

Одежда (облачение) священства была указана Богом. Цвет ризы - голубой с золотом.

Дополнительные детали к облачению - представляли собой что-то вроде красочной накидки, украшенной драгоценными камнями, назначение некоторых деталей и их вид в настоящее время неизвестны.

Среди жителей земли Ханаанской обычным явлением были кровосмешение, мужеложство и скотоложство, равно как прелюбодеяния, гадание, лжепророчества и прочее. Эти грехи определялись как мерзость перед Богом.

Книги Ветхого завета дают достаточно подробное описание правил и требований, которые налагались на человеческий род Заповедями и Законами, данными Богом.

Пророки Ветхого Завета

Согласно Ветхому завету, разрушение еврейского государства произошло в два периода. Северное царство пало в 734 - 721 до Р.Х., Южное царство - в 606 - 586 до Р.Х. Восстановление царства произошло в 535 - 444 до Р.Х.

Перед разрушением Северного царства и в этот период пророками были Иоиль, Иона, Амос, Оссия, Исаия, Михей.

Перед разрушением Южного царства пророчествовали Иеремия, Иезекииль, Даниил, Авдия, Наум, Аввакум, Софония.

В период восстановления были пророки Аггей, Захария и Малахия.

Служение пророков было вызвано отступлением от Бога десяти колен во времена царствования Соломона. Северное царство по политическим соображением ввело у себя поклонение тельцу, а затем - Ваалу.

Позже поклонение Ваалу распространилось и на Южное царство. Это отпадение и свидетельствовали пророки.

Пророки не все были священниками, они происходили из разных слоев общества - от священников до пастухов

Та роль, которую с древнейших времен выполняли еврейские пророки, подтверждает весьма высокую непокорность этого народа. Главная цель пророков состояла в том, чтобы вразумить свой народ не впадать в очередной раз в предательство, не забывать открытых ему Богом Заповедей, не уподобляться язычникам.

Эти словесные напоминания в последующем подтверждались тяжелыми историческими событиями, которые действительно обрушивались на еврейский народ. Однако и эти события лишь на какое-то время возвращали народу память о праведности жизни в том смысле, как это было завещано Богом.

Самой главной задачей пророков было предупреждение идолопоклонства, а отнюдь не помощь в выборе политической тактики или стратегии. До прихода Мессии за период, равный 400 годам, у евреев было 16 пророков, чьи пророчества отражены в Ветхом Завете.

Вторая цель - предсказание заранее негативных последствий отступления от Заповедей Божьих. Пророки свидетельствовали, что любое Божье наказание - еще не конец истории еврейского народа.

Третья цель - поддержка в народе уверенности в том, что на определенном этапе истории из среды этого народа выйдет Некто, кто обратит все народы к Богу.

Как свидетельствует история, все предсказания пророков исполнились полностью, а явившийся Мессия - Христос не только стал Спасителем всех народов от тьмы язычества, идолопоклонства и прямого поклонения дьяволу, но и определил завершение этапа ожидания Мессии еврейским народом, сказав: - «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Евангелие от Луки, 35).

Современный иудаизм, развивавшийся в послебиблейские времена, неоднороден. Он включает религиозно-мифологические представления трех родов:

- раввинистическую ученость Талмуда и мидрашей;

- полуортодоксальную и вне ортодоксальную мистику;

- народные поверья.

Это область представлений находится как бы на периферии классической иудаистической мифологии и отличается богатством нововведений, принципиальной антимифологичностью, провозглашающей возможность непосредственного «посюстороннего» присутствия бога.

Сеансами такого общения владеют жрецы, именуемые каббалистами и хасидами, между прочим, «баалшами» (см. стр. 24,58,60).

Важным моментом для понимания ментальных установок носителей иудаистической мифологии всех времен является представление о посмертной участи души, которая оказывается «в окончательной отлученности от бога, причем «позднейшая каббалистическая теория выводит испорченность мира из чрезмерного разлития в мире божественного начала…»(13).

Лекция 4. Религия египтян

Египет(9)

Генетические корни народов, с древнейших времен населявших долину Нила, недостаточно ясны. Народный тип Египта резко отличается от негритянского типа африканского континента. Существуют языковые признаки, указывающие на родство с семитами, а также признаки, позволяющие включить египтян в особую группу североафриканских народов.

Исторически зафиксированная история Египта берет начало в 3200-2400 годах до Рождества Христова. История Египта прошла все периоды - становления, расцвета и упадка. Возникновение христианства по времени совпадает с началом утраты традиционной религиозной культуры египтян.

Как отмечают исследователи, религиозная культура Египта на протяжении трех тысячелетий тяготела не к реформации, а сохранению и реставрации постепенно угасавших традиций.

Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц.

Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат сказания о богах, а также труды античных авторов (Геродота, Плутарха, созданные в 5-1 веках до новой эры). В литературе имеются описание жреческой йоги, которая, возможно, именно из Египта перекочевала к северу и осела в горах Тибета и Индии.

Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тысячелетии до новой эры.

Каждая область (ном) имела свой пантеон и культ божеств, которые обычно группировались в триады во главе с одним наиболее важным божеством. Женские божества являлись обязательной составляющей таких пантеонов.

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни, которая рассматривалась как продолжение земной жизни.

Отсюда исходил обычай сохранения тела умершего, создавались технологии мумификации и строительства гигантских гробниц - пирамид.

В представлениях египтян сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их насчитывалось несколько), имени и тени. В подземном мире душа усопшего может спастись от подстерегающих ее там опасностей лишь с помощью особых молитв и заклинаний.

Наиболее древние представления египтян были ближе всего к монотеизму, если ориентироваться на встречающиеся в древних памятниках письменности слова о едином, бесконечном, вечном боге. С другой стороны, известно, что египтяне обожествляли все - деревья, животных, людей и даже строения (храм считался богиней). Таким образом, фетишизм был неотъемлемой составляющей их религии.

Чрезвычайно развитый в Египте культ поклонения животным до сих пор не имеет четкого объяснения. Неизвестно, почему нильским божествам поклонялись в образе баранов, почему крокодил считался создателем и защитником людей. Археологические находки представлены тысячами мумий различных животных, которым, вероятно, как фетишу поклонялись рядовые египтяне. Кроме того, живым животным возводились храмы, в честь животных служители культа устраивали праздники.

Важную роль в жизни египтянина играли местные божества. Именно такой местный бог являлся защитником данной местности. Рядом с местным богом могли существовать и другие божества. С течением времени некоторые местные божества приобретали все большее распространение и становились культом всей страны. Даже могильный бог (бог погребения или смерти) был многоликим в зависимости от местности.