Смекни!
smekni.com

Психология старения (стр. 100 из 104)

Одним из самых мощных исцеляющих факторов для пожилых людей является происходящее исподволь внушение надежды; надежды на то, что станет лучше, что со временем страдание и боль покинут сердце, надежды, что когда-нибудь они снова будут улыбаться и радоваться жизни. Польза групповой работы состоит в том, что новички и люди, не так давно пришедшие в группу, могут видеть тех ее членов, кто уже далеко продвинулся в процессе переживания утраты. Они могут видеть, что со временем переносить горе становится намного легче. П.Рой и Х.Самптер [Roy P., Sumpter H., 1983] наблюдали это в руководимых ими группах «Тяжелой утраты» и убедились, что этот фактор обладает мощным целительным действием.

Другое преимущество групповой работы состоит в том, что группа может оказывать людям поддержку и поощрение в трудных начинаниях. Иногда члены группы не способны заметить свои успехи до тех пор, пока другие не обратят на это их-внимание. Например, одна женщина плакала на каждой встрече в течение нескольких месяцев и даже не поняла, что перестала постоянно плакать, пока кто-то не сказал ей об этом. Работа в группе также позволяет людям увидеть, как далеко они продвинулись, так как новые члены, вступающие в группу, находятся на уже пройденной стадии переживания утраты.

Согласно К.Сандерс [Sanders С, 1989], подобная группа может предоставить своим членам три вида поддержки: инструментальную, эмоциональную и оправдывающую. Первая из них, инструментальная поддержка, состоит в том, чтобы дать представление о практических способах действия, основываясь на чьем-то опыте. Горе действует на людей так сильно, что они часто приходят в замешательство и не знают, как справиться с проблемами, начиная от похорон и установки памятника на могиле, и заканчивая заменой электрической лампочки. Те члены группы, кому уже пришлось справиться со многими трудностями, рассказывают о том, какие способы решения проблем существуют, и помогают другим сделать свой выбор. В одной из групп, руководимых Марком Коэном, был один примечательный случай, когда выяснилось, что женщина, считавшая, что не умеет выполнять многие работы по дому, осознала, что знает, как это делать, так как наблюдала мужа за этими занятиями в течение многих лет. Помимо вернувшегося чувства компетентности это событие также облегчило ее переживания, дав ей ощущение, что она вобрала в себя частицу личности мужа.

Другие виды инструментальной поддержки варьируют от обсуждения способов совладания с одиночеством до обсуждения того, что делать с оставшимися после умершего одеждой и имуществом. В группах «Тяжелой утраты» часто беседуют на тему такого взаимодействия с другими супружескими парами, при котором не чувствуешь себя «третьим лишним». Им всем пришлось столкнуться с трудностями адаптации одинокого человека к сообществу пожилых людей, большинство которого составляют супружеские пары. Полезными являются советы, которые одни члены группы могут дать другим, основываясь на собственном опыте, а также способность членов группы обсуждать эти вопросы и обнаружить, что подобные проблемы испытывают не они одни.

На второй тип поддержки, эмоциональную поддержку, приходится основная нагрузка при работе с горем. Группа может дать эмоциональную поддержку, выслушивая тяжело страдающего человека и позволяя неоднократно обсуждать смерть без осуждения со стороны группы, дает возможность человеку плакать и свободно выражать свои чувства, что облегчает его процесс горевания. Члены группы испытывают эмпатию по отношению к говорящему, так как они переживают или пережили то же самое. Таким образом группа оказывает эмоциональную поддержку, облегчая труднейшие эмоциональные переживания.

Одна из самых сильных эмоций, которые проявляются в различных формах у пожилых людей, работающих в группе, — это чувство вины. Вина также может быть защитой от чувства гнева на то, что, несмотря на все возможное, сделанное для любимого человека, он все-таки ушел из жизни. Группа может оказать очень большую помощь при избавлении от чувства вины. М. Коэн обнаружил, что члены группы придавали гораздо больше значения словам друг друга, чем терапевта, так как их товарищи сами прошли через тяжелую потерю, переживание горя. Они могут рассказать о чувстве вины в подобных ситуациях и помочь другим членам группы преодолеть его.

Другая сильная эмоция, проявляющаяся в группе, это гнев. Гнев может варьировать от конкретных претензий, например, к супругу-алкоголику, умершему от цирроза печени, или курильщику, умершему от рака легких, несмотря на настоятельные советы врача бросить курить, до более экзистенциальных претензий к жизни, к судьбе или Богу. Гнев может быть направлен на любимого человека, на доктора, семью, друзей или кого-то еще. На групповой встрече гнев может быть перенесен на какого-нибудь члена группы, напоминающего супруга или супругу. Например, одна пожилая женщина, чей муж умер, отказавшись от медицинского лечения своего больного сердца, была очень сердита на одного из членов группы, который пренебрежительно относился к своему здоровью.

Третий вид поддержки — оправдывающая поддержка. Она состоит в том, что группа нормализует процесс переживания горя у своих членов и дает им знать, чего ожидать в дальнейшем. Этот вид поддержки помогает уменьшить страхи членов группы. Часто страдающий человек боится «сойти с ума», так как он как бы видит или слышит своего супруга/супругу, не может вспомнить, что ему говорилось, смущается и с трудом концентрируется. Группа может убедить этого человека, что все это — нормальные реакции в процессе переживания тяжелой утраты и со временем они пройдут. Одна женщина из группы, которая училась вождению автомобиля после смерти своего мужа, привыкла поднимать глаза и беседовать с ним, и, например, после парковки машины, спрашивать его, правильно ли она это сделала. Она, разумеется, не ждала ответа, но опасалась, что эти разговоры означают, что она «не в себе». Другая женщина боялась, что у нее помутился разум, так как по утрам она надевала банный халат своего мужа и почти чувствовала, как муж обнимает ее, пока она одета в его халат.

Занятия в группах «Тяжелой утраты» дают возможность страдающим людям узнать про то, что может ожидать их дальше — о стадиях переживания утраты, симптомах. Это дает членам группы чувство контроля над ситуацией, в которой они находятся.

Часто люди находят облегчение, узнав, что другие встретились с теми же самыми трудностями и что они не одиноки в таких переживаниях. Участники группы извлекают большую практическую пользу от обмена опытом и обсуждения различных проблем, которые могут варьировать от способов борьбы с бессонницей до «за» и «против» применения антидепрессантов и лекарств для борьбы с тревогой.

Большое преимущество групповой терапии для пожилых людей, переживающих тяжелую утрату, в противоположность индивидуальной терапии, — это вовлечение членов группы в процесс эмоциональной поддержки и сопереживания другим. Когда члены группы способны отрешиться от своих проблем и протянуть руку помощи другим, эмоционально их поддерживая, говоря «я чувствую то же самое» или давая практические советы, они могут не только концентрироваться на себе и своих проблемах: у них появляется уверенность, что они могут еще кому-то помочь.

Большинство пожилых людей, посещающих группы «Тяжелой утраты», — женщины. Большая часть женщин в группах, руководимых М. Коэном, занимались домашним хозяйством в своих семьях и идентифицировали себя только с ними. Идентификация усиливалась, если женщины принимали участие в медицинском уходе за своими мужьями в конце их жизни. Когда эта необходимость отпала (после смерти мужа), они почувствовали потерю идентичности. Поэтому присутствие в группе дает терапевтический эффект, так как пожилые женщины могут заботиться о других членах группы и сохранить свою идентичность, помогая другим или выполняя работу волонтера.

И.Ялом и С.Виноградов [Yalom /., Vinogradov S., 1988] обсуждают, как утрата семейных ролей и попытки найти новую идентичность влияют на переживающего тяжелую утрату человека; существование этого факта также подтверждалось в группах, руководимых М. Коэном. Потеря старых ролей приводит к чувству беспомощности и неадекватности, так как некоторые черты, определяющие идентичность личности, исчезли или изменились. Поиск новой идентичности и нового смысла становится актуальной важной темой. У многих членов группы были семьи с традиционным распределением ролей. Женской ролью была роль домохозяйки. Женщины готовили, стирали и были заняты социальным планированием. Мужчины распоряжались денежными средствами, водили машину и занимались всей техникой, вплоть до ремонта. Когда супруг/супруга умирали, оставшийся в живых искал возможность научиться тому, за что отвечал другой. Члены группы поддерживают каждого в его попытках освоить новые роли и показывают, что он знает достаточно много о том, как выполнять работу вместо супруга/супруги, так как он многократно наблюдал за этим процессом.

Потерю роли сопровождает также поиск нового смысла жизни и путей к тому, чтобы снова обрести радость жизни. Члены группы часто говорят о том, как дальнейшая жизнь и наслаждение ею не имеют смысла, если забываешь своего супруга/супругу. Часто они сталкиваются с чувством вины. На ранних стадиях пожилые люди рассказывают о чувстве вины за все, от желания смеяться до употребления любимой пищи умершего или даже за то, что они еще живы. Некоторые члены группы позволяли себе начать приобретать новый опыт, которого у них не было, когда их супруг/ супруга были рядом. Они начинали посещать занятия, вступали в различные сообщества и социальные группы, приобретали новые увлечения или начинали выполнять работу волонтера. Это всегда дает возможность проводить время среди людей и снова быть вовлеченным в жизнь.