Смекни!
smekni.com

Психология старения (стр. 53 из 104)

Во-первых, необходимо совершенствование информационного обеспечения: средства массовой информации должны формировать образ «позитивной старости».

Во-вторых, создание социальных клубов пожилых и геронто-психологических центров должно помочь в решении проблем, стоящих перед стареющим человеком, снять психологическую напряженность, содействовать выработке самоуважения, уверенности в собственных силах.

Применяемая в проведенном исследовании методика не впервые использовалась для изучения идентификации группы пожилых людей. Однако, на наш взгляд, впервые рассмотрены социально-психологические особенности пожилых людей применительно к современной социальной ситуации. Возникает вопрос о том, существуют ли обнаруженные закономерности и изменения идентификации пожилых людей в стабильном обществе или они характерны только для общества социальной нестабильности? Этот вопрос и многие другие должны изучать будущие исследования.

СЕМЬЯ В СТАРОСТИ

А. Б. Синельников, Д. Ф.Децнер

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ В АМЕРИКАНСКИХ И РОССИЙСКИХ СЕМЬЯХ[37]

Сравнительное исследование отношений между поколениями в двух огромных, с общим населением свыше полумиллиарда человек, странах, в каждой из которых наблюдается значительное этническое многообразие с соответствующим многообразием истории и культур, — нелегкая задача. Она осложняется и тем, что сами понятия семьи и поколения трактуются неоднозначно.

В обеих странах существует традиционное понимание семьи как домохозяйства, т. е. группы совместно проживающих лиц, объединенных родством или свойством и общим бюджетом. Это определение с некоторыми вариациями применяется при проведении переписей населения. При этом выявляются весьма значительные различия между СССР и США. Так, по данным всесоюзного выборочного социально-демографического обследования населения, в Советском Союзе в 1985 году среди всех семей с брачными парами 22,8 %, т. е. каждая четвертая семья, проживали вместе с родителями и (или) другими родственниками одного из супругов [рассчитано по: Вестн. статистики. — 1986. — № 8. — С. 73]. В США в том же году лишь 1,5 % супружеских пар не имели собственного домохозяйства и проживали с другой семьей [Statistical Abstract of United States, 1986, - P. 39-45].

Иными словами, в США практически все супружеские пары проживают отдельно от родителей и родственников, т.е. образуют нуклеарные семьи, а в России, хотя этот тип семьи тоже составляет большинство, такое преобладание сложилось за счет пар с большим брачным стажем, которые успели отделиться от родителей или у которых родителей уже нет в живых. Что касается собственно молодых семей, то большинство из них начинают свою супружескую жизнь в родительском доме и проводят там в среднем несколько лет. Даже среди пар с брачным стажем свыше десяти лет каждая пятая еще продолжает жить вместе с родителями...

Различие в положении дел де-факто определило и различный подход российских и американских ученых к этой проблеме. В России проведено немало исследований, посвященных взаимоотношениям внутри сложных семей (о них речь пойдет ниже). В США проблема семей, в которых три и более поколений живут под одной крышей, не является актуальной, поскольку их число ничтожно мало. Однако в американской литературе довольно много внимания уделяется так называемым современным модифицированным расширенным семьям. Члены этих семей, в отличие от сложных семей традиционного типа, проживают в разных местах, но поддерживают между собой тесные отношения, оказывают друг другу моральную и материальную взаимопомощь. Из-за увеличения продолжительности жизни такие семьи нередко состоят уже не из трех, а из четырех и порой даже пяти поколений. Кстати, само понятие поколения, помимо своей обычной «генетической» интерпретации (дети, родители, прародители), толкуется в обеих странах как стадия развития индивида или этапы эволюции в жизненном цикле семьи. В этой концепции, основанной на предположении, что индивиды и семьи претерпевают определенные изменения приблизительно в одном и том же возрасте, каждый человек рассматривается как член большой возрастной группы, вписанной в социальную структуру: молодежь, среднее и старшее поколения. Многие социологические работы в обеих странах посвящены различным этапам жизненного цикла.

Отметим также, что в российской литературе отношения между поколениями изучались не только в случае совместного, но и в случае раздельного их проживания, при этом нередко используется такое понятие, как «семейная группа»... довольно близкое американскому термину «модифицированная расширенная семья».

Чтобы лучше понять, в чем заключается и чем обусловлено сходство и различие между семейными традициями в обеих странах, обратимся к истории.

Заселение Северной Америки продолжалось три века — с начала XVII до начала XX столетия. Первые группы иммигрантов (Прибыли из Англии, позднее — из других стран Западной, а также Южной и Восточной Европы. Более двух веков африканцы ввозились как рабы, жители Мексики и других центральноамериканских государств эксплуатировались и вытеснялись, коренные племена американских индейцев загонялись в резервации.

Среди тех, кто прибыл на этот континент добровольно, боль-вШинство составляли молодые мужчины и женщины, покинувшие [своих родителей и родственников на родине. В странах Северной и [Западной Европы, которые на протяжении большей части периода колонизации поставляли основную массу эмигрантов, традиции нуклеарной семьи были испокон веков чрезвычайно сильны. В США они получили дальнейшее развитие. Прибывшие сюда создавали на новой родине свои нуклеарные семьи и сами обзаводились детьми, которые, став взрослыми, нередко также оставляли родителей и отправлялись осваивать новые территории на западе, куда постоянно передвигалась граница.

Молодежь толкало на запад не только стремление получить земельный участок, но и желание стать независимыми от родителей. Массовые внешние и внутренние миграции населения, нередко приводившие к разрыву межпоколенных связей, сильно повлияли на формирование американских психологии и культуры, в которых чрезвычайно важное место заняло чувство индивидуализма.

Россия в этом отношении отчасти похожа на Америку. Еще В.О.Ключевский писал, что русская история — в значительной мере история внутренней колонизации, беспрерывного освоения новых свободных земель. Недаром Сибирь называли «Русской Америкой». Тогда же, когда и в США (в основном до начала XX в.), на новые малообжитые земли (расположенные за Уралом, вдоль северного побережья Черного моря и в некоторых других регионах страны) переселялись, как правило, одинокие молодые люди и молодые супружеские пары, отделившиеся от родителей. В основном это была вольная колонизация. Крепостного права в Сибири никогда не было. Что же касается ссыльных, то в дореволюционный период они составляли лишь очень малую часть среди всех переселенцев в эти регионы. <...>

Так же, как и в США, переселенцы искали свободные земли, стремились к личной свободе и независимости. Имели место сходные демографические процессы: преобладание мужчин и нехватка женщин среди мигрантов, особенно в первый период колонизации, «увод» чужих жен, несмотря на то что в прошлом веке в России, да и в старой Америке, получить развод было очень непросто. Таким случаям способствовала и слабость местной администрации в обширных малозаселенных регионах. Видимо, большей степенью независимости и личной свободы жителей Сибири объясняется тот факт, что среди них гораздо чаще, чем в европейской части России, в XVIII —XIX вв. браки заключались без согласия на то родителей жениха и невесты. Молодые пары стремились жить отдельно, но все же считалось, что один из женатых детей (чаще всего младший сын, но иногда и одна из замужних дочерей) должен жить со стариками до самой их смерти и заботиться о них. Такая мораль существовала и в Европейской России. Однако примерно к середине прошлого [XIX — далее везде] века в Сибири уже появились признаки «сыновнего эгоизма» — нежелание взрослых детей, имеющих свои семьи, заботиться о пожилых родителях. <...>

Столыпинская аграрная реформа, направленная не только на разрушение традиционной крестьянской общины, но и на разделение патриархальных многопоколенных сложных семей, а также на усиление колонизации малонаселенных территорий, вела, по сути, к «фермеризации» и «американизации» крестьянских семей. Однако, как известно, реформа не состоялась...

Француз Алексис де Токвиль, посетивший Соединенные Штаты в 30-е годы прошлого века, был одним из первых, кто в своей классической книге «Демократия в Америке» четко определил влияние индивидуализма на социальные и политические институты... Он отметил присущее американцам стремление замыкаться в узком кругу семьи и друзей и обособляться не только от предшествующего, но и от последующего поколения, т.е. от взрослых детей. Впоследствии его наблюдения были подтверждены некоторыми учеными в ряде книг и статей.

Рассматривая социальную и географическую мобильность населения Соединенных Штатов, логично сделать вывод о культе индивидуализма. Уверенность в себе, тяга к автономии и независимости действительно были необходимы для того, чтобы заселить и модернизировать целый континент в течение двух веков, однако тем не менее вряд ли можно утверждать, что эти свойства связаны с семейной жизнью, с долговременными отношениями поколений и с интересами большой общины.

Во всяком случае, другая научная модель общества, основанная на эмпирических исследованиях, проведенных за последние два десятилетия (особенно науками о семье и развитии человека, а также геронтологией), показывает: несмотря на усиление тенденции к индивидуализму, связь между поколениями в семье осталась очень сильной. Хотя широко распространились урбанизация и другие формы модернизации, хотя значительно повысился уровень экономического развития страны, но все же и сегодня изолированная нуклеарная семья, описанная Токвилем и часто принимаемая за модель семьи в США, — это скорее миф, чем реальность.