Смекни!
smekni.com

Психология старения (стр. 69 из 104)

Появилась практика наказания за болезнь. Люди предпенсионного возраста и пенсионеры боятся потерять работу. Из тех, кто реально боится потерять работу, только 6,2 % остаются дома во время болезни.

Увеличивается число людей, которые боятся потерять работу. Респонденты поясняют: «часто берущих больничный лист работников сокращают», «часто болеющих работников администрация увольняет с работы», «больные люди для администрации нежелательны, им предлагают уволиться», «частые больничные для пенсионеров нежелательны». Страх испортить отношения с администрацией, потерять работу иногда превышает беспокойство за свое здоровье.

Следует отметить, что на протяжении нескольких трудовых поколений сохраняется высокое чувство ответственности за свою работу.

Работающие граждане, представленные в выборке, были «на больничном листе» в среднем девять дней в году и болели без больничного в среднем восемь дней. Работающие пенсионеры не работали, будучи больными, в среднем 40 дней в году. Некоторые пожилые отвечали, что болеют круглый год, постоянно лечатся.

Таблица 4 Причины, заставляющие выходить на работу с легким недомоганием

Причина Работающие респонденты Пенсионеры (о бывшей работе)
Доляответов,% Доля ответив­ших, % Доля ответов,% Доля ответив­ших, %
Нежелание пропускать работу, учебу по привычке 34,8 60,3 53,4 76,4
Нежелание терять в заработке 22,2 38,4 12,6 18,1
Пропуски по болезни не устраивают администрацию 20,2 34,9 17,5 25,0
Боязнь потерять работу 20,0 34,6 15,5 22,2
Условия совместительства 2,8 4,8 1,0 1,4
Всего 100 100

Большая часть пенсионеров (71,9 %) имеют хронические заболевания, 19,6 % перенесли тяжелую травму с последствиями, 7,3 % страдают наследственными заболеваниями.

На вопрос «Что Вы делаете, когда у Вас появляется и не проходит необычное болевое ощущение, плохое самочувствие, в первую очередь?» 42,9 % пенсионеров и 32,2 % работающих участников исследования ответили, что идут к врачу и выполняют все его назначения. Обращаются прежде всего за медицинской помощью в случае тяжелого заболевания 60,2 % пенсионеров и 65,8 % работающих респондентов. <...>

Работающие пенсионеры делятся на группы. К первой относятся те, которые боятся потерять работу и ходят на службу и предприятие при недомогании; ко второй — те, которые знают, что их не уволят, и позволяют себе спокойно поболеть. Есть и третья группа — оптимисты, которым работа помогает держать тонус, они выходят на работу при плохом самочувствии, объясняя это тем, что дома расслабляются и болеют больше.

Для большей части пенсионеров страсти по работе улеглись, жилье заработано, пенсия, пусть небольшая, есть. Появились другие проблемы, прежде всего — обеспечение полноценного питания и отдыха. Решить их им вряд ли удастся, так что чаще приходится задумываться о здоровье.

Как работающие, так и пенсионеры здоровье поставили на первое место по значимости, работу — на седьмое. В отличие от ценности семьи, жизни, свободы и любви, ценность здоровья и работы осознается с годами.

Казалось бы, значимость работы должна уменьшаться с выходом на пенсию. Однако низкий уровень жизни большинства пенсионеров заставляет их постоянно вспоминать свою работу, сравнивать прошлое и настоящее, подвергать анализу то, что происходит сегодня в обществе в целом и в сфере труда.

Следует отметить, что наши граждане были и остаются достаточно пассивными в отношении здоровья и отстаивания своих прав на улучшение условий труда. Среди пенсионеров 45,2% ответили, что они не готовы обратиться в суд в случае нанесения ущерба здоровью, тогда как только 26,5% работающих ответило подобным образом. Есть надежда на то, что будущее поколение трудящихся будет более активным в этом отношении. Государство уже предпринимает некоторые шаги. В частности, принято законодательство в сфере здравоохранения. Пока же каждый предпочитает решать сам, когда и как «расходовать» свое здоровье, на что его «разменивать».

ПОЖИЛЫЕ И СТАРИКИ В СТАЦИОНАРАХ

Л.А.Котова

О ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ БОЛЬНЫХ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР.[44]

Проблемы психологической адаптации пожилых людей к новым жизненным условиям в разных аспектах на протяжении последних десятилетий все более привлекают внимание исследователей, работающих в области гериатрии и социальной геронтологии. <...> Однако рассмотрению этого вопроса применительно к помещению пожилых людей в учреждения геронтопсихиатричес-кого профиля уделяют внимание немногие [Тибилова А.У., 1991]. Вместе с тем, эффективность лечебно-восстановительных мероприятий в геронтопсихиатрии во многом зависит от степени психологической адаптации пациента в условиях стационара. Госпитализация резко изменяет весь уклад жизни старого человека, нарушает годами сложившийся жизненный стереотип, ведет к уменьшению или потере и без того ограниченных социальных связей, являясь для большинства пациентов тяжелой психической травмой, ведущей нередко к серьезным стрессовым реакциям.

Многолетний опыт работы геронтопсихиатрического отделения Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева показал, что процесс адаптации пожилого человека к новым жизненным условиям зависит от ряда факторов: пола и возраста, характера труда и должностного статуса в прошлом, образования, состояния здоровья, личностных особенностей.

Основная причина жизненных коллизий в старости, что подтверждается и нашими наблюдениями, состоит в дисгармоничности изменения внутреннего «Я» пожилого человека и того его внешнего образа, который создается у окружающих. Внутренний образ более длительно сохраняет привычные черты молодого возраста и контрастирует с восприятием старика окружающими. Подобная дисгармоничность самовосприятия и внешнего образа ведет обычно к психологической дезадаптации пожилых людей в обществе и может служить причиной развития невротических, депрессивных, астено-депрессивных состояний.

Компенсация психического состояния в пожилом возрасте неустойчива, часто достаточно незначительного внешнего вмешательства, меняющего сложившийся годами ход жизни, чтобы ее нарушить, вызвать изменения психической деятельности, корригировать которые очень трудно, а часто и невозможно.

Резкая смена не только привычного жизненного стереотипа, но и всей окружающей обстановки, неизбежная при госпитализации, усугубляет неустойчивое нервно-психическое состояние пациента, является причиной развития подавленного настроения, неуверенности в себе. У больных с проявлениями психоорганического синдрома нередко как реакция на помещение в стационар развивается состояние психической спутанности. Коррекци-онные лечебно-восстановительные мероприятия в подобных случаях должны исходить из многофакторности патогенетических механизмов и вторичных влияний на клинические проявления и течение психозов. В этой связи следует отметить большое значение терапевтической среды в отделении геронтопсихиатрического профиля, которая должна преследовать цель стимуляции потенциальных психических возможностей, поддержания и повышения социальной активности пациентов, побуждения к расширению социальных контактов и создание оптимальных условий для тренировки навыков по самообслуживанию и социальному функционированию с тем, чтобы подготовить больного к жизни вне стационара. Вся обстановка в отделении, организация ухода, обслуживания и наблюдения за пациентами должны создавать «психотерапевтический микроклимат», поддерживающий у пожилых людей чувство полезности обществу, окружающим.

Степень и характер реагирования на переход из домашней обстановки в больничную среду во многом зависят от первых впечатлений пациента от госпитализации. Здесь существенно все — от обращения встречающей больного санитарки и медицинской сестры до разрешения взять с собой какие-то домашние вещи (очень важно, чтобы особенно ^ первые дни взгляд старика мог остановиться на чем-то привычном).

Больному следует тактично объяснить необходимость лечения; уже в первый день пребывания в стационаре познакомить с режимом отделения, расположением основных помещений (палата, столовая, туалет, комната персонала); предоставить возможность носить собственную одежду и пользоваться некоторыми привычными предметами туалета и домашней посудой. Последнее, по опыту нашей клиники, помогает и коррекции поведения больных с хронической психической спутанностью или просто выраженными мнестическими нарушениями.

При размещении больных по палатам должны приниматься во внимание их взаимные симпатии, привязанности и возможность помощи друг другу. Больные с выраженным слабоумием и психической спутанностью обычно стремятся друг к другу и могут быть уже при поступлении помещены на постоянное место в профили-зированных палатах.

Всем пациентам, независимо от характера заболевания, должна быть предоставлена неограниченная возможность контактов и участия в различных общеотделенческих мероприятиях, побуждающих к психосоциальной и физической активности. Различные виды занятости (трудовая терапия и самообслуживание, участие в кружковых занятиях в соответствии с интересами и увлечениями, культурные и развлекательные мероприятия) — все это способствует созданию коллектива больных, максимальных возможностей контактов с внебольничной средой; создает благоприятную психологическую атмосферу, способствующую быстрой и менее болезненной адаптации в условиях стационара каждого нового пациента, помогает выработке положительной установки на лечение и пребывание в клинике.