Смекни!
smekni.com

В. И. Готванский бассейн Амура: осваивая – сохранить (стр. 12 из 37)

На Амуре составители китайской Стороны Схемы решили поставить Хинганскую плотину, отказавшись открывать затворы даже на один месяц в году.

Требования рыбного хозяйства

Российскими рыбниками выставлены требования к водному режиму р. Амур в наиболее ответственный период воспроизводства рыб (май-сентябрь) в трех створах: Черняево, Помпеевка, Хабаровск в годы 25, 50, 75, и 90% обеспеченности. Самым главным требованием является исключение резких суточных и недельных колебаний уровенного режима, чтобы предотвратить гибель отложенной на нерестовом субстрате оплодотворенной икры, а также личинок и молоди в отшнуровавшихся после резкого спада воды пойменных водоемах. В зимний период нельзя допускать попусков воды в створе Помпеевка расходами более 3000м3/сек, а на замыкающем створе у г. Хабаровска – более 5000 м3/сек. Китайские требования некорректны даже для своих двух створов: по створу Хума – к году 75% обеспеченности, а по Лобэю – к 60%.

Российские рыбники выдвигают требование по беспрепятственному пропуску калуги, амурского осетра, миноги и осенней кеты на нерестово-выростные угодья верхнего Амура путем открытия затворов плотины в период нерестовых миграций и ската молоди кеты вниз по Амуру. Период открытия затворов Хинганского гидроузла для производителей осенней кеты с 1 по 30 сентября, а для обеспечения ската ее молоди – с 20 апреля по 25 мая, что частично совпадает со сроками нерестовой миграции тихоокеанской миноги (вторая половина апреля-середина мая) и с началом миграции осетра и калуги (вторая половина мая- середина июня). Таким образом, в весенне-летний период затворы ГЭС должны быть открыты с 20 апреля по 15 июня.

Приводимые сведения в томе ХП говорят о том, что Хинганский гидроузел отсекает в российской части бассейна 5% площади нерестилищ осенней кеты, 20% миноги и рассекает локальную среднеамурскую популяцию осетровых. В китайской части бассейна, соответственно, 4,8% нерестилищ осенней кеты и также рассекается популяция осетровых. В целом, вопрос требует более детального изучения на следующих этапах.

Китайская сторона предложила компенсировать потерю естественного генофонда уникального стада кеты строительством 2 рыбоводных заводов.

В числе требований рыбников защита вод Амура от загрязнений, которые приводят не только к отравлению и гибели рыб (о чем следовало дать материалы), но и вынужденному исключению этой продукции из питания населения. При этом главным загрязнителем выступает китайская сторона, река Сунгари. В Схеме следовало привести фактические материалы по гидрохимии и гидробиологии ниже устья Сунгари, а также сведения о загрязнениях и с российкой стороны.

По данным института водных и экологических проблем (Кондратьева, 2001) “По микробиологическим показателям реку Амур следует отнести к гиперевтрофированным водным экосистемам с низкой самоочищающей способностью, а природные воды в ее русле классифицировать как грязные и очень грязные”.

Поскольку пограничный участок Амура достигает устья Уссури, следовало привести материалы и для этого участка с той и с другой Стороны. В итоге, выпал ответственный блок проблемы защиты Амура от загрязнений на конкретных примерах. А ведь с низким качеством воды напрямую связано ухудшение воспроизводственных свойств рыбы, ее заболеваемость и гибель и качество рыбопродукции.

Рыбохозяйственное освоение намечаемых к строительству водохранилищ

В расчетах российские специалисты использовали опыт рыбохозяйственного освоения водохранилищ Красноярского, Братского, Зейского, а китайские – своих внутренних водоемов, природные условия которых отличаются от таковых на Амуре. По расчетам российских специалистов рыбопродуктивность амурских водохранилищ не превысит 4 кг/га, а по китайским – 7,5 кг/га.

Состав ихтиофауны будет формироваться за счет искусственного разведения и вселения серебряного карася и амурской щуки и акклиматизации пеляди и омуля. При этом необходимо создание рыбоводных баз. До формирования промысловых запасов рыбы рыболовство на водохранилищах должно быть запрещено, а регулирование промысла должно осуществляться на основе совместных правил. Общий вылов в трех водохранилищах может составить 1188 т. Это более, чем на порядок ниже ущербов, причем, потерь рыбы более ценных пород, осетровых и лососевых.

Выводы В совместном докладе констатируется, что потенциальные возможности воспроизводства рыбных запасов по российской части бассейна составляют 55 тыс. т, в т.ч. лососевые - 36,5 тыс. т, осетровые – 1,2 тыс. т, частиковые – 15 тыс. т, минога – 0,5 тыс. т, корюшковые – 1,8 тыс. т. По китайской части бассейна всего 16 тыс. т, в т.ч. лососевые – 13 тыс. т, осетровые 0,5 тыс. т.

Потенциальный ущерб рыбному хозяйству оценивается по российской части бассейна в 9 тыс т, по китайской – в 10 тыс .т. Такой вывод настораживает. В российской части бассейна сосредоточено около 80% нерестилищ лососевых, основные рыбопромысловые угодья. На российскую часть приходится почти 80% улова в бассейне. А в итоге? Потери улова китайской стороны оказались больше таковых российской. Выводы китайской Стороны, основанные на расчетном створе Лобэя (Тайпингоу), нельзя признать корректными, поскольку они не учитывают боковой приточности среднего Амура, что резко повышает удельные показатели ущербов КНР от уменьшения стока и исключает влияние стока рек Сунгари, Уссури, Биджан, Бира на воспроизводство рыбных запасов. В Национальной пояснительной записке Генпроектировщик обосновывает ошибочность таких выводов(т. 12, кн. 2, гл. VI, с. 174-184).

Потенциальный ущерб будет нанесен строительством Хинганского гидроузла от перекрытия миграционных путей проходных и полупроходных рыб, а также рассечения ареала обитания локальных популяций осетровых.

“Ущербы локальным популяциям рыб могут быть компенсированы искусственным рыборазведением и направленным формированием ихтиофауны водохранилищ.” (Выше приведены результаты).

“Ихтиологи обеих Сторон признают объективную необходимость развития искусственного воспроизводства рыбных запасов в бассейне р. Амур при безусловном сохранении естественных запасов рыб”.

В ФЦП “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года” заложены и реализуются: строительство осетровых рыборазводных заводов в районе г. Хабаровска, Владимирского (ЕАО), расширение рыборазводного цеха при Амурской ТЭЦ-1, реконструкция Биджанского и Удинского лососевых заводов и строительство второй очереди Анюйского. Это хорошо, но для молоди, скатывающейся с этих заводов, необходимы нерестово-вырастные угодья как в самом Амуре, так и в его притоках. И, если лососевые вернутся в те же реки, из которых уйдут в океан, то осетр и калуга будут искать подходящие оптимальные местообитания и нерестилища в самом Амуре. Найдут ли.

В выводах тома обращено внимание на необходимость осуществления компенсационных мероприятий, восстанавливающих промвозврат рыбы до условий не ниже бытовых. Однако, приведенные расчеты по зарыблению водохранилищ свидетельствуют о возможностях компенсации не более 10% от требуемых. Других мер по компенсациям не предлагается. Пропуск малочисленных стад через затворы Хинганской ГЭС не реален да и не решит проблемы.

По мнению рецензента нужно считать не только рыбу в тоннах, но и стоимости потерянной продукции, соответствующей ли тому количеству электроэнергии, ради которой будет нарушен многовековой естественный процесс миграций не просто ценных рыб, но реликтов третичного периода, уникальных популяций с генофондом, позволившим пережить их видам ледниковые эпохи (минога. калуга, амурский осетр). Нужно считать и расходы на строительство и эксплуатацию рыбоводных заводов, выростных водоемов и др.

Том ХII. Рыбное хозяйство.

Национальная пояснительная записка

Книга содержит более обширный, чем в сводном докладе, материал, подкрепленный расчетами, позволяющий сделать не только анализ существующего положения, но и прогноз изменений в случае создания на Амуре ГЭС. Прогноз неутешительный, тем более, что и без новых гидроузлов современное состояние рыбных запасов реки удручает. Низкое качество воды, неконтролируемый лов, браконьерство, особенно на пограничных участках Амура и Уссури с китайской стороны, загрязнение нерестилищ. Появление Зейской ГЭС уже вызвало снижение водности Амура в мае-июле – в период размножения и нагула фитофильных и пелагофильных рыб, что, однако, можно объяснить игнорированием энергетиков интересов других водопользователей, в данном случае, рыбного хозяйства.

При реализации гидростроительства на Амуре на динамике рыбных запасов скажутся, прежде всего, такие факторы: уменьшение водности Амура в решающие периоды воспроизводства рыб и потеря нерестово-выростных угодий ценных видов рыб выше плотины Хинганского гидроузла.

По мнению Генпроектировщика “Необходимость пропуска рыбы на нерест выше створа Хинганского гидроузла не вызывает сомнений для сохранения видов рыб». Но обеспечение ската молоди путем открытия затворов весной вряд ли целесообразно, учитывая, что Хинганский гидроузел относится к низконапорным гидроузлам. Имеющиеся исследования пропуска молоди рыб через напорные агрегаты насосных станций (канал Днепр – Донбасс, на НС-182 канала им. Москвы и др.) показывают низкую степень гибели молоди рыб при проходе через агрегаты (низконапорные) – от 5 до 20% (при требовании к рыбозащитным сооружениям – не ниже 75% эффективности), а также незначительный объем нерестового материала, мигрирующего через створ гидроузла”(гл. 6 с. 174).

Комитет Российской Федерации по рыболовству (№ 02-58/918 от 02.05.93 г), ознакомившись с последним вариантом раздела, откорректированным Совинтерводом без привлечения специалистов Амурского ТИНРО и Гипрорыбхоза, обращает внимание на то, что в этой работе отсутствует основной вывод института – о необратимости нарушений в экосистеме низовьев Амура и Амурского лимана, неизбежности снижения эффективности как искусственного, так и естественного воспроизводства проходных лососей, и невозможности в этих условиях поддерживать их численность за счет искусственного воспроизводства. С появлением водохранилищ на верхнем Амуре и в Хингане произойдет сокращение пресноводного стока в мае-июне на 15,8 км3, что приведет к ухудшению условий развития кормовой базы молоди рыб Амура и лимана и снижению размеров возврата половозрелых особей.