Смекни!
smekni.com

В. И. Готванский бассейн Амура: осваивая – сохранить (стр. 33 из 37)

1

2

3

Гилюйский проект Прекращение местных миграций рыб. Средства за ущербы рыбному х-ву - на строительство базы по выращиванию молоди пеляди на Зейском водохр. На охрану растений и окуль-туривание ягодников - 35,8 тыс. руб, на авиаохрану лесов – 1193 тыс. руб, компенсационные мероприятия животному миру – 469 тыс. руб, на снижение отрицат. воздействий на Зейский заповедник - 380 тыс. руб (строит. 5 кордонов, на исследования, транспорт), на строит. вырастной базы для выращивания молоди пеляди 1894 тыс.руб.
Ниманский проект Прекращение миграций рыб Бурея-Ниман. Компенсации рыбному хозяйству 198 тыс. руб. Охот.хоз-ву- 240,5 тыс. руб, На природоохран. меры 1584 тыс. руб.
Бурейский Сокращение стаций черного журавля, мест жировки и отстоя копытных. Утрата мест обитания камнеломки Коржинского,лилии карликовой, Переселение уникальных видов в резерваты, утверждение заказника Ургальского, водоохранной зоны вдхр. Расширение охранной зоны Буреинского заповедника.

Нужны ли Дальнему Востоку ГЭС на реке Амур?

Проблемы электроэнергетики, в настоящее время и в обозримой перспективе, могут быть решены без крутого вмешательства в уникальную экосистему Амура.

Ниже приводится материал из книги «Дальний Восток и Забайкалье 2010 год» (2002). Бассейн Амура (российская часть) тяготеет к Южному энергорайону (Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский и Приморский края) Дальнего Востока. Объем валового энергопотребления здесь составлял 23,5 млн. тут (2000). Потребность в электроэнергии в 2005 г. составила около 29 млрд.кВт.ч., в 2010 г. – 33-35 млрд.кВт.ч. В период до 2010 г. ОЭС Востока будет попрежнему работать в условиях самобаланса, используя слабые электрические связи с Читинской энергосистемой (после ввода в эксплуатацию 2 и 3 блоков Харанорской ГРЭС).

Для рационального покрытия ожидаемого спроса на электроэнергию, по оценкам института «Дальэнергосетьпроект» представительства РАО «ЕЭС России» «Востокэнерго», необходимо ввести 3680-3860 мВт генерирующей мощности, из которых 2000 мВт Бурейской ГЭС (ввод первых 2 агрегатов состоялся в 2003 г.), 320 мВт Нижнебурейской ГЭС (ввод первого агрегата в 2009-2010 гг.).

Ввод в эксплуатацию Бурейской ГЭС с необходимыми сетевыми объектами гарантирует достаточность электроснабжения перспективных потребностей в Южном энергорайоне, стабилизирует и сделает более устойчивой динамику тарифов на электроэнергию (доля выработки электроэнергии на ГЭС увеличится в ОЭС Востока к 2008-2010 гг. до 38-40%), обеспечит замещение потенциального спроса на органическое топливо в размере 2,5 млн. тут (5 млн.т угля) в год.

Ввод всего комплекса Бурейской ГЭС (с Нижнебурейским контррегулятором) будет дополнен завершением строительства и реконструкцией ряда тепловых станций. Кроме этого, выбывающие мощности Райчихинской ГРЭС (1,2 млрд. кВт.ч.), уходящей на реконструкцию, будут замещаться вводом нижнезейских низконапорных ГЭС.

Таким образом, необходимости в сооружении ГЭС в русле Амура для обеспечения энергией региона нет. На заседании научно-технического совета Амурского бассейнового водного управления (20.04.2006), где обсуждался ход работ по Схеме КИОВР бассейна р. Амур, было предложено: «исключить из рассмотрения СКИОВР амурского бассейна вопросы размещения ГЭС в основном русле р. Амур».. Наконец, научно аргументированные обращения губернатора В.И. Ишаева и Правительства Хабаровского края «Об угрозе экологической безопасности в связи с возможностью строительства ГЭС на р. Амур» нашли отклик в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации. Заместитель Министра природных ресурсов А.А. Темкин сообщил, что «Министерством и Росводресурсами поддерживается исключение вопросов размещения ГЭС в основном русле Амура из состава СКИОВР» (11.08.2006, № 62-14-27/6393).

Потребности же КНР в электроэнергии в ближайшее время могут частично покрываться ее экспортом из Южного энергорайона ДВ и из южной Сибири. Дальневосточники России предлагают и реализуют альтернативный вариант использования и охраны водных ресурсов Амура - без ГЭС. За пределами 2010 г. энергетика региона может быть усилена строительством Нижне-Бурейской ГЭС, Усть-Ургальской на Нимане, притоке р. Буреи, Гилюйской ГЭС, низконапорных нижне-зейских ГЭС.

В стратегии ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания» (РАО «ЕЭС России») Амур также не затрагивается. Намечено освоение гидроэнергоресурсов в глубинных слабозаселенных районах Сибири и Дальнего Востока: Витима (непосредственно в зоне БАМ), Тимптона, Учура и Подкаменной Тунгуски, Тугурской приливной станции, сооружение мощных ГРЭС на углях и природном газе. Энергия этих энергоисточников потечет и в Китай, и в Японию и в Корею (Основные положения… 2005).

Обоюдоострые проблемы - решать

Но остаются другие проблемы, решать которые мы обязаны вместе с соседями по границе.

Это принятие на национальных территориях действенных мер по прекращению загрязнений вод как притоков (в особенности, Аргуни, Сунгари и Уссури) , так и собственно Амура. Опыт реабилитации общей для многих государств реки имеется (М. Берг, 2000). Рейн, десятилетиями служивший каналом для судов и отстойником загрязнений, стал практически чистой рекой, в которую вернулись и сельдь, и лосось.

Восстановление рыбного стада со всеми вытекающими из этой задачи последствиями: достижением договоренностей о строгом соблюдением правил рыболовства, мелиорации и защите нерестилищ и о борьбе с браконьерством.

Необходимо вернуться к проблеме стабилизации русловых процессов и защиты от размыва левого берега на трансграничных участках Амура, которая ранее по настоянию китайской стороны была выведена за рамки Схемы.

Для России остается нерешенной проблема минимизации последствий наводнений, которая может быть решена путем пересмотра сложившейся системы хозяйствования на эпизодически затопляемых землях и зарегулирования отдельных притоков.

Приблизить решение этих и других общих с КНР проблем экономики и экологии бассейна Амура реально после подписания Сторонами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод. Проект такого Соглашения был передан китайской стороне 20.10. 2000 г. Не дожидаясь скорого подписания этого документа, регионы Амурии предпринимают свои природоохранные инициативы.

В 1999 г. в провинции Хэйлунцзян издан закон, запрещающий хозяйственное освоение болот. В КНР внедряется новая система управления природными ресурсами – «политика 32 иероглифов», предусматривающая сохранение и восстановление водоохранных лесов и сохранение пойм.

В Российской Федерации разработана Концепция «Совершенствование и развитие системы государственного управления использованием и охраной водных ресурсов и водохозяйственным комплексом Российской Федерации» (2002 г).

Подписано соглашение о совместном мониторинге загрязнений вод рек Амур и Аргунь администрациями Хабаровского края, Еврейской автономной области, Амурской и Читинской областей и провинций Хэйлунцзян и Внутренняя Монголия КНР.

В 2001 г. в КНР принят «Национальный план действий по сохранению водно-болотных угодий». В 2002 г. WWF совместно с 7 экологичекими организациями региона разработали План действий по сохранению биологического разнообразия Амурского пресноводного экорегиона, а в 2003 г. создали Амурскую коалицию для претворения его в жизнь.

В марте 2003 г. в г. Хабаровске создан «Координационный комитет по устойчивому развитию бассейна р. Амур» субъектами Российской Федерации, расположенными в бассейне Амура для выработки стратегии и совместных действий по предотвращению ухудшения экологической обстановки и созданию оптимальных условий для сохранения биоразнообразия и устойчивого развития региона.

Необходимо в числе первоочередных мер по минимизации экологического ущерба разработать и утвердить водоохранную зону Бурейского водохранилища, не ожидая его наполнения до НПУ. Эту работу можно было бы включить в программу социально-экологического мониторинга с дополнительным финансированием.

21 февраля 2006 г. в Пекине Министром природных ресурсов Российской Федерации и начальником Государственной администрации КНР по охране окружающей среды Чжоу Шэньсянем был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Государственной администрацией Китайской Народной Республики по охране окружающей среды по вопросам совместного мониторинга качества воды трансграничных водных объектов (Меморандум, 2006). Для руководства разработкой Плана совместного мониторинга и координации деятельности по его осуществлению были созданы Совместная координационная комиссия и Совместная рабочая группа экспертов по вопросам совместного мониторинга качества воды трансграничных водных объектов.

По мнению начальника управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края В.В. Бардюка мониторинг на национальном уровне позволит ставить вопросы на уровне руководителей государств. «Учитывая стратегическое партнерство России с Китаем, можно надеяться на реальные меры китайской стороны по снижению загрязнения Сунгари и Аргуни. Для этого необходимо заключение полномасштабного договора с КНР о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, предусматривающего меры сторон по снижению сбросов и восстановлению водоохранных зон, механизм контроля за их осуществлением и ответственность за ущерб от трансграничного воздействия» (2006). Он обращает внимание на необходимость привлечения российских регионов к работе по снижению сброса неочищенных стоков в реки амурского бассейна, в том числе, предприятий водоканала, промышленности, минимизации последствий деятельности горнодобывающих и лесозаготовительных предприятий, введению моратория на строительство ГЭС. А на китайской Стороне уже появились первые ласточки. В марте 2006 г. в КНР принята Программа предотвращения загрязнения воды в бассейне реки Сунхуацзян (Сунгари) на 2006-2010 гг. На первоочередные мероприятия - перенос химических предприятий из низовьев Сунгари в более удаленные места из бюджета выделено $ 2 млрд.