Смекни!
smekni.com

Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (стр. 60 из 68)

• пациент находится в группе высокого риска леталь­
ного исхода от БА;

• обострение является тяжелым (т.е. после примене­
ния |32-агониста ПСВ остается менее чем 60% от
должной или наилучшей индивидуальной величины);

• нет быстрой и сохраняющейся на протяжении не ме­
нее 3 ч явной реакции на бронхолитик;

• нет улучшения в пределах 2-6 ч после начала лече­
ния ГКС;

• отмечается дальнейшее ухудшение состояния.

ЛЕЧЕНИЕ ОБОСТРЕНИЯ В СТАЦИОНАРЕ

Тяжелые обострения БА являются жизнеугрожающим состоянием. Помощь должна быть быстрой, а лечение

часто более безопасно оказывать в стационаре. Рисунок 7-2 иллюстрирует тактику стационарного ле­чения обострения.

Обследование

Сбор краткого анамнеза и физикальное обследование больного во время обострения должны проводиться одновременно с быстрым началом лечения. Лабора­торные исследования не должны задерживать начало лечения.

При сборе краткого анамнеза обращают внимание на тяжесть симптомов, включая ограничение физичес­кой активности и нарушение сна; все принимаемые в последнее время препараты, включая их предписанные дозы и устройства, дозы, реально принимаемые, дозы, принятые при ухудшении, и реакция больного на них (или отсутствие реакции на это лечение); время начала и причина данного обострения; факторы риска для ле­тального исхода от БА (см. выше), особенно предшест­вующие госпитализации и обращения за скорой и неот­ложной медицинской помощью в связи с БА.




При физикальном обследовании необходимо оце­нить тяжесть обострения (с помощью оценки способно­сти пациента завершить предложение, а также частоты пульса и частоты дыхания, наличия парадоксального пульса - хотя это очень неточный симптом у детей, уча­стия вспомогательных мышц в акте дыхания и прочих симптомов, указанных на рис. 7-2) и выявить осложне­ния (например, пневмонию, ателектаз, пневмоторакс или пневмомедиастинум).

Оценка функциональных показателей включает из­мерение ПСВ или ОФВ1 и показателей насыщения кис­лородом артериальной крови. Исходные измерения ПСВ или ОФВ.,, по возможности, нужно сделать до на­чала лечения, однако это не должно служить поводом для задержки лечения. Последующие измерения про­водят с определенными интервалами до тех пор, пока не будет получена явная положительная динамика в от­вет на терапию.

Насыщение крови кислородом (SatO2) следует тща­тельно мониторировать, предпочтительно с помощью пульсоксиметрии. Оно особенно информативно у де­тей, поскольку оценить у них объективные показатели функции легких затруднительно, а сатурация О2 менее чем 92% является надежным прогностическим призна­ком потребности в госпитализации499(уровень дока­зательности С).

После начала лечения у некоторых пациентов могут быть полезными рентгенологическое исследование грудной клетки и определение газов в артериальной крови. У взрослых рентгенография грудной клетки обычно не требуется, однако она должна выполняться при подозрении на сердечно-легочное заболевание, при необходимости госпитализации и у тех пациентов, которые не отвечают на терапию, в тех случаях, когда бывает трудно поставить клинический диагноз пневмо­торакса504. Аналогичным образом, рутинное проведе­ние рентгенографии грудной клетки детям также не ре­комендуется, если только нет физикальных признаков, позволяющих предполагать поражение паренхимы лег­ких505(уровень доказательности С).

Определение газового состава артериальной крови обычно не требуется506, однако оно должно проводить­ся у больных с ПСВ от 30 до 50% от должных величин и утех, кто не отвечает на начальное лечение. В процес­се проведения измерения пациент должен продолжать получать оксигенотерапию. Значения РаО2 менее 60 мм рт. ст. (8 кПа) и нормальное или повышенное РаСО2 (особенно более чем 45 мм рт. ст., или 6 кПа) ука­зывают на возможное развитие или наличие дыхатель­ной недостаточности. В этих случаях показано прове­дение тщательного наблюдения, а в отсутствие улучше­ния - перевод больного в отделение интенсивной терапии для продолжения наблюдения (уровень дока­зательности D).

Особые случаи при лечении детей до 1 года и детей младшего возраста. Несколько отличительных особен­ностей в анатомии и физиологии легких делают детей младшего возраста теоретически более подверженны­ми риску дыхательной недостаточности, чем детей


старшего возраста. Несмотря на это у них редко разви­вается дыхательная недостаточность. Тщательное на­блюдение, использование комбинации параметров, указанных в табл. 7-9, помимо ПСВ, позволяет доволь­но точно оценить состояние ребенка. Если нарушение дыхания достигает такой степени, что мешает кормле­нию, - это важный симптом развивающейся дыхатель­ной недостаточности.

SatO2, которое определяют у маленьких детей с по­мощью пульсоксиметрии, в норме превышает 95%. Де­тям, состояние которых ухудшается и при высокопоточ­ной кислородотерапии SatO2 составляет менее 90%, следует проводить определение газов артериальной или артериализованной капиллярной крови.

Лечение

Обычно для максимально быстрого купирования обост­рения назначают следующие виды лечения507.

Кислород. Чтобы достичь насыщения артериальной крови кислородом выше чем 90% или равного ему (у детей выше 95%), кислород должен быть назначен че­рез интраназальный зонд, маску или, в редких случаях у некоторых маленьких детей, через шлем. Если мони-торировать содержание кислорода в артериальной крови не представляется возможным, больным следует назначить дополнительную подачу кислорода. Резуль­таты проведенного исследования позволяют предпола­гать, что у некоторых больных при дыхании 100% кисло­родом могут ухудшиться показания РаСО2, особенно при очень тяжелой обструкции дыхательных путей508. Эти данные необходимо подтвердить в контролируе­мом исследовании, однако в настоящее время реко­мендуется титрование кислородотерапии в зависимос­ти от результатов пульсоксиметрии (уровень доказа­тельности D).

$2-агонисты быстрого действия. Обычно ингаляцион­ные (32-агонисты быстрого действия назначают через небулайзер. Однако такого же расширения бронхов, но с более быстрым началом, меньшим числом нежела­тельных эффектов и меньшим временем пребывания в отделении интенсивной терапии можно достичь, поль­зуясь ДАИ со спейсером102'106(уровень доказатель­ности А). Однако некоторым детям легче пользоваться небулайзером. Если используется струйный небулай­зер, вместо воздуха в качестве распылителя рекомен­дуется применять кислород. Предварительные резуль­таты показывают, что в случае назначения сальбутамола больший эффект можно получить при введении его на изотоническом растворе сульфата магнезии, чем на обычном физиологическом растворе509(уровень дока­зательности В), хотя изотонический раствор сульфата магнезии нельзя рекомендовать для рутинного приме­нения до завершения других исследований. Хотя лече­ние в идеале следует осуществлять ингаляционным пу­тем, если препаратов для ингаляционного введения нет, можно назначать пероральные бронхолитики.

Три рандомизированных контролируемых исследо­вания510"512 показали, что во время обострения непре­рывная терапия ингаляционными препаратами более


эффективна, чем прерывистая, особенно у больных с более тяжелой формой заболевания513. Эти исследо­вания, вместе взятые, позволяют предполагать, что не­прерывное лечение более выражение повышает ПСВ и сопровождается меньшей потребностью в госпитали­зации, чем прерывистая терапия. В одном исследова­нии514 было обнаружено, что у больных, нуждающихся в госпитализации, терапия «по потребности» достоверно сокращает пребывание в стационаре, уменьшает необ­ходимость в использовании небулайзера и реже вызы­вает сердцебиение, чем режим регулярного введения препаратов через каждые 4 ч. Следовательно, ингаля­ционную терапию при обострениях целесообразно вна­чале назначать непрерывно, а в последующем в госпи­тальных условиях - по потребности.

Если ответа на терапию высокими дозами через не-булайзер (32-агонистами нет, можно добавить внутри­венное введение Р2-агониста, хотя данные об эффек­тивности такого подхода противоречивы515"517. Внут­ривенное введение сальбутамола или тербуталина всегда должно проводиться в условиях мониторирова-ния, поскольку во всех исследованиях применение этих препаратов сопровождалось явлениями токсичности.

Адреналин. Подкожное или внутримышечное введе­ние адреналина показано при неотложном лечении ана­филаксии или ангионевротического отека. Адреналин можно использовать в лечении тяжелого, быстро раз­вившегося обострения БА в тех случаях, когда р2-агони-сты (ингаляционные или парентеральные) недоступны. Однако риск развития нежелательных эффектов, осо­бенно у больных в состоянии гипоксии, выше. Хотя ад­реналин иногда назначают при таком обострении в слу­чае отсутствия ответа на ингаляционные р2-агонисты быстрого действия, логичнее было бы, с учетом вы­шеописанных данных, прибегнуть к внутривенному вве­дению Р2-агониста507(уровень доказательности В).