Смекни!
smekni.com

Итоги (истории синтеза разумноорганизованных языков) 6 (стр. 7 из 21)

3.2.1.1.4 число гласных вообще.

Лингвистике известны многие другие, не упомянутые здесь Г. Но они нас не интересуют, так как не могут быть ОУ подобно главным гласным - ЫЭАОУ. Хотя если бы «ЙИ» не так сильно редуцировалось в «И», набор гласных лучше было бы расширить до 6, 12 и 24. Благо 4 согласные еще найдутся.

3.2.1.2 - Порядок гласных ЫЭАОУ отражает последовательное раскрытие и закрытие рта при произношении.

3.2.1.3 - Организация согласных в подобные слоговые тройки облегчает запоминание алфавита и нумерацию букв за счет стихотворного эффекта.

3.2.1.4 - Противопоставление глухих и звонких и появление "условно глухих" и "условно звонких" также облегчает запоминание алфавитного порядка.

3.2.1.5 - В начале идут три "смычные" согласные, а затем шесть "условно гласных" согласных. Смычные согласные нельзя петь, а "условно гласные" – “можно”, именно поэтому они предпочтительнее для Р_ в окончаниях, а смычковые – в приставках. Конечный порядок согласных должен быть выбран на этапе сравнения синтезированных вариантов ОУ языка. На него могут повлиять как звуковые, так и зрительные факторы. Так, с целью повышения ИМ:

o символы Р_ времен желательно зрительно различать как символ с левым, центральным и правым внутрисимвольным Р_.

o символы согласных могут напоминать о пяти шумообразующих местах гортани: заднее нёбо, переднее нёбо, зубы, зубы и губы, губы м3.2.2.2.3.

Если повезет, превратить эти тройки буквосочетаний в слова ОУ языка, а еще лучше - в текст.

3.2.1.6 - Последними в рядах стоят: Ь - мягкий (а точнее Р_) знак и W. Их шансы принять участие в словообразовании минимальны. Можно и совсем отказаться от них, заменив их какой-нибудь другой парой звуков. Но!

3.2.1.7 - Мягкий (а точнее Р_) знак - несет особо важную Р_ функцию. В дальнейшем он будет называться Р_знак или Р_буква. Модифицируя предыдущий звук, он практически удваивает их число в языке. Так норма произношения без него для всех согласных - "твердо", а для гласных - "кратко". С ним - "мягко" и "долго". С.ОУ певучести языка "мягкость" лучше, чем приступ или придыхание. Однако возможен и компромисс – введение спец.символа.

3.2.1.8 - Письменность языка не мыслима без спец.знаков. Они не буквы, они не принадлежат алфавиту (пробел, знаки препинания, цифры и т.д.)

Hепривычный алфавит - первая, но, к сожалению, необходимая трудность языка, опирающегося на ОУ. Преодоление этой трудности многократно окупится позже.

Кстати, ее можно смягчить, а возможно и превратить в достоинство, если придать этим буквосочетаниям смысл в ОУ языке и получить в итоге девиз, мудрость, клятву или (в крайнем случае) что нибудь осмысленное типа английского: "The quick brown fox jumps over the lazy dog" быстрый рыжий лис перепрыгивает через ленивую собаку. В этой фразе использованы все буквы английского алфавита (правда длина фразы 35, а не 26 символов). Но об этом "кстати" позже.

3.2.2 Письменность.

Новому алфавиту не обязательно (но целесообразно!) опереться на свою, новую письменность с повышенной ИМ. Кроме того, привычные буквы толкают к привычным правилам чтения и произношения, что ведет к ошибкам. Тем более, что все национальные письменности уступая давлению удобства и необходимости уже расширены. Что приносит всем огромное облегчение. (знаки препинания, цифр, операций, дорожные знаки и т.п.). Получается, что письменных символов больше чем букв! И сразу же рождается два вопроса: сколько и каких символов должно быть в ОУ письменности?

3.2.2.1 СКОЛЬКО СИМВОЛОВ ДОЛЖНО БЫТЬ В ПИСЬМЕННОСТИ?

Для этого лучше всего обратиться к языкам вынужденным шлифовать себя: математике - из-за доказательности, юриспруденции - из-за разночтений, программированию - из-за "общения" с неразумным, к художественной литературе - из-за стремления к многозначности, к философии - из-за всеохватности. Уже сегодня в литературе есть знаки препинания, но этого мало. Есть тире в диалогах, кавычки в намеках и цитатах, жирный шрифт, заглавная буква в именах, многоточие, сноски, примечания, общепринятые сокращения "и т.д." и т.д.

Но и этого мало! Отдельные письменные работы не могут обойтись без своих дополнительных символов (либо старых символов с новым значением). Например, формулы, схемы, шахматная нотация, нотная письменность, знаки зодиака и т.д. Кстати, появление аббревиатур типа ВОВ (великая отечественная война) также можно рассматривать как особую форму спец.символа, т.к. в другом контексте ВОВ может иметь другой смысл. Не всегда спасает и стандартный прием - применение символов других: алфавитов (греческий, латинский), размеров, жирности, над и подстрочных индексов, и даже обратной ориентации. (В математике - кванторы логических предикатов).

Желательно добавление знаков препинания (и структурных и эмоциональных) для сокращения объема записи. Опыт различных способов письменности (стенография, иероглифы, конспектирование, таблицы, шаблоны, формуляры, пиктограммы и т.п.) учит, что зная контекст или структуру записи, можно уменьшить ее объем. И порой, просто фантастически сильно.

Так пытаются сделать языки Logban и Локос (Язык символов, автор Юкио Ота, Япония, Наука и Жизнь 10.1976г. Предлагает в качестве языка для влюбленных(?) комбинацию из понятных(?) символов и букв (18С + 5Г). Но для нас важна идея изначально ввести в строку три смысловых уровня (- нотный стан с полупустым пространством?) для его символов (- проблемы с печатью иероглифов) и дополнительный смысл во взаимное расположение его частей.

Так делает даже Эсперанто, в поэтических целях порой отказываясь от своей основы - окончаний (И не только в письменности! Конечно, только там, где они ясны из контекста!).

О количестве символов заставляет задуматься информатика с ее объектами и операциями, в некоторых языках присутствуют элементы не десятичной системы счисления, что позволяет задуматься и о её целесообразности. Но, все это пока вне рамок нашего интереса. Пока!

С.ОУ в письменность можно, а иногда и нужно ввести структурирующие спец.символы для:

o замены Р_ (вместо предлогов, приставок, суффиксов, окончаний). При этом спец.символы будут читаться как заменяемые ими Р_.

o замены ранее упомянутого. (вместо указательных местоимений “этим не шутят”, или иногда с добавлениями “этими вещами не шутят”).

o выделения позже раскрываемого (:, -, испанские интонационные знаки).

o выделения структурных связей (оборотов, подчинений, перечислений и т.п.). Знак запятой - удобен (но в русском языке функционально перегружен).

Главное требование к спец.символам – резкость отличий, дополнительное – группируемость по функциям. Функциональные группы должны резко отличаться от букв и от других групп. Среди них могут быть точки и штрихи позиционированные по высоте строки.

И если трех уровневая строка Локоса в отношении цена/удобство - перебор, то новый смысл под и надстрочности (особенно в комбинации с соответствующим смыслом над и подчеркивания) может оказаться оптимальным.

Так сколько символов надо? - Много! Более точный ответ - должна быть система взаимосвязанных знаков, но об этом, о системе (и её эффекте!) - позже.

3.2.2.2 КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СИМВОЛЫ В ПИСЬМЕННОСТИ?

И здесь лучше сделать четыре шага: вступление, анализ, синтез, итоги.

3.2.2.2.1 ВСТУПЛЕНИЕ

Несовпадающими с национальными символами (чтобы помогать родному языку, а не воевать с ним), маленькими и четкими (ИМ, чтобы больше входило на лист и легче читалось), быть частью системы символов (чтобы частей символов было мало, а их сочетаний – собственно символов - много). Большинство идей диктующих начертание символов уже реализованы в: стенографии (различные наклоны гласных и согласных), китайском (двухмерность, содержательность), корейском (подобие и симметрия), азбуке Брайля (мало элементов - много сочетаний, особенно спец.знак для цифр), математике, информатике и еще более десятка уже упоминавшихся идей;

3.2.2.2.2 АНАЛИЗ

С.ОУ, все системы спонтанносформировавшихся символов имеют два недостатка: они - избыточно различны и Р_ расположены в разных местах символа (кроме азбуки Брайля). (Подробнее о Р_ м3.4.) Часть букв почти иероглифы: их различение в мелком шрифте (слабом свете, на дальнем расстоянии или скорочтении) требует большого напряжения зрения (и даже портит глаза детям и иностранцам, прочих выручает эффект контекстного предвосхищения).

Отсюда три пожелания. Символ должен:

1. При равных цвете, размере и ширине линий - читаться (угадываться) с большего расстояния.

2. При равном расстоянии - занимать меньше места в матрице пикселов (так буквы М,Ш,Ж,Ф,Ы (кириллица) требуют 5 пикселов в ширину, а Ж,Ф,Б, Я,Е,К - 5 в высоту, буквы ц,щ,р,ф,д еще одного пиксела снизу, а Й сверху).

3. При равной матрице пикселов - плохо напечатанный символ должен легче различаться автоматическими средствами сканирования и распознавания (так мало различимы плохо напечатанные ОС, ПН, ИН и т.д.).

Это достижимо если Р_ будут иметь резкие отличия и располагаться в минимально необходимом числе постоянных мест.

Кроме того, строчные и прописные буквы часто имеют разные формы. С.ОУ, прописные буквы лучше убрать, так как из устной речи их невозможно определить. Сомнительна ценность их функции в письменности - указать на начало (предложения, имени, существительного в немецком языке, строки стихотворения и даже оттенка смысла слова (родина, вы и т.п.)). Правила их использования в русском языке многочисленны, но ...

А если эта чисто письменная функция действительно нужна, передать ее или спецзнаку (предшествующей точке), или Р_ в букве.