Смекни!
smekni.com

Итоги (истории синтеза разумноорганизованных языков) 6 (стр. 8 из 21)

Сейчас в шрифтах широко используются Р_ - размер, жирность, наклон, стиль. Реже над и подстрочность, разрядка, подчеркивание. Возможны и Р_ охватывающие не всю букву, а лишь ее часть. Внутри шрифта просматриваются Р_ положения ПНU, симметрии (NИ, 69), и даже их присутствие или отсутствие в букве ("немецкие" умляуты ЕЁ, "русские" ИЙ или ИЦ, ШЩ).

Интересна система идей для записи музыки - промежуточная между буквой и иероглифом. Здесь Р_ частоты является смещение по вертикали, длительности цвет (точки, штили), одновременности - линии и т.д. Но в принятой реализации С.ОУ-письменности - эта система недостаточно организована - требует много дополнительных: места и графики (линии нотного стана), знаков (из-за разделения 12 реальных звуков на две группы 7 тонов (нот) и 5 полутонов) и т.д. Спорна необходимость текстовых вкраплений.

Интересны возможные цветовые буквы. Их ИМ просто потрясает: так использование уже двух цветов при семицветной палитре позволяет реализовать 6*6=36 букв (цвет фона - не учтен). Матрица пикселов от 1*2 - минимальна, до 1*3 - идеальна. Плотность текста в 10-30 раз выше, а значит и меньше расходы на его носители. Но пока нет удобного средства для письма рукой, пока цветная печать (при старой письменности) дороже одноцветной и пока часть людей дальтоники.

3.2.2.2.3 СИНТЕЗ

Синтезируем три варианта письменности. 1-й и 2-й из соображений максимальной скорости письма рукой, 3-й - чтения.

Итак, число главных гласных – 5 (если бы их было 6, можно было бы представить их как Р_ * 3Р_), число букв - 40, желательно чтобы буква содержала три Р_:

- Р_ - гласные и согласные (Г/С);

- 5Р_ - главные (Г-ЫЭАОУ и С-ТПHРФ) и остальные (15);

- 4Р_ - Г│Г +йГ │ и С│ глухие ТПHРФ+КСШ*Ь│

│Гй+йГй│ │и звонкие ДБМЛВ+ГЗЖХW│.

Р_ буквы - линия сложной формы. С.ОУ желательна логика и симметрия в форме Р_. При этом нечетность Р_ образуется за счет отсутствия Р_ или его совпадения с осью симметрии. Желательно, чтобы графическая форма Р_ позволяла использовать их и вне символа буквы (а именно: до, после, между буквами).

Целесообразно использовать для различения:

o гласных и согласных Р_ - наклон - самый ИМ Р_ (как в стенографии). Разные наклоны позволяют ускорить ручное письмо, так как отражают обычное чередование гласных и согласных в слове. Пусть гласные пишутся сверху вниз (\), так как их легче петь. А согласные - (/), вертикально симметрично. Отсутствие наклона может стать Р_ спец.символов и дать 20 спец.символов. Или используя горизонтальную симметрию - 40 спец.символов, или их комбинацию – 120 (т.к. если у букв один из Р_ находится внизу, то у спец.символов - вверху. Да еще безнаклонные вертикаль и горизонталь). Однако, с точки зрения ИМ графики, плодотворнее считать одни из них левыми, а другие правыми.

o грамматических времен 4Р_ - желательно чтобы и зрительно он был левым (прошлое), средним (настоящее), правым (будущее) и общим или пустым.

(Примечание для любителей кроссвордов, палиндромов и прочих лингвистических развлечений. Здесь интересно проявление системного эффекта принципиально не возможного в существующих системах письменности (в том числе и в азбуке Морзе, где есть эффекты и похлеще!) - чтение со сменой наклона, когда Г и С переходят друг в друга. Возможно (но вряд ли нужно, при выборе для графики спец.символов горизонтальной симметрии) даже появление спец.символьных слов! Для этого достаточно смещения 4Р_ относительно вертикального центра).

Какими по форме могут быть линии 5Р_ и 4Р_? С учетом пик- │ 789 │

сельной реализации экранов ТВ и компьютеров, рассмотрим матри- │ 456 │

цу пикселов 3*3. Кстати, при сдвиге каждого ряда на пол пиксе- │ 123 │

ла можно выиграть в четкости наклонов (проиграв в четкости вертикалей).

Можно, но мне кажется - не нужно.

Вариант 1: форма линии - угол, дуга, прямая.

5Р_ = 179 + 1489 + 159 + 1269 + 139. Все вместе - квадрат с тремя диагоналями:

o восходящими ( левыми) для С QWERT и см прил 1.1

o нисходящими (правыми) для Г ASDFG . см прил 1.2

4Р_ диагональный в матрице пикселов 2*2 = 145 + 15 + 125 + 1245

4Р_ вертикальный в матрице пикселов 2*2 = 14 + 154 + 124 + 1254

Примечание: для 6Р_ и 7Р_ дугу 1489 можно заменить двумя углами 149 и 189 - hjkl.

Вариант 2: горизонтальный штрих на линии. (как в корейском письме)

5Р_ - 2(слева или справа) * 2(сверху или снизу) + 1(нет штриха).

Матрица пикселов неопределена (зависит от линии).

4Р_ - слева + справа + слева и справа + нет штриха. см прил 1.3

Матрица пикселов неопределена (зависит от линии).

Вариант 3: длина и наклон штриха на линии.

5Р_ - 2(длинный или короткий) * 2(вверх или вниз) + 1(нет штриха).

Матрица пикселов неопределена (зависит от линии).

Для ускорения чтения выгоднее сократить длину строки за счет увеличения ее высоты, т.е. выгоднее размещать Р_ по вертикали. В случае использования штрихов оба различителя расположены в одном месте, друг на друге. Это сокращает место, но замедляет ручное письмо (прерывания, возвраты).

Тем не менее, в качестве основного варианта 4Р_ выберем штрихи разного наклона /-\ и отсутствие штриха. Этот вариант позволяет использовать этот 4Р_ отдельно от символа буквы с приданием ему нового смысла. При размещении:

o за словом - для окончаний: множественности /, пассивности \ и производности - - (производность превращает существительное в прилагательное, а глагол в причастие),

o перед словом - для различения частей речи (нет – существительное, есть – глагол в одном из трех времен.

Вне символа буквы возможно одновременное употребление всех трех штрихов.

Внутренние или относительные Р_.

Если знак содержит более одного Р_ одинакового типа, то в нем возможно появление относительных Р_ (размер, жирность, взаиморасположение, и т.д.). Возможен специальный разрыв одного Р_ для получения однотипных частей. Более того, сам разрыв может стать Р_.

Возможные варианты знаков цифр:

- 5Р_ * Р_ наклона

- произношение конфликтует с формой

- “двоичный обход” нулевой вертикали 0123456789

- явная незавершенность 16-ричности 0123456789 см прил 1.4

легко подделывать или нужны дополнительные линии,

- “троичное соединение” параллельных линий: 0123456789 вариант 1 см прил 1.5

- “троичное соединение” параллельных линий: 0123456789 вариант 2 см прил 1.6

Возможные наборы видов Р_

║ форма:диагонали + штрихи ║ форма:дуги/линии (Д/Л) ║

╟───────────────────────────╫───────────────────────────╢

║ наклоны \ / QWERT ASDFG ║ наклоны \ / ║ см прил 1.7

║ qwert asdfg ║ 2 разновысотные части ║

║ ZXCVB YUIOP ║ ┌─левый─┬─правый┐ ║

║ zxcvb yuiop ║ низВЕРХ │ (/)(/ │ (/))/ │ ║

║ и штрихи в ║ и │ ( / │ ) / │ ║

║ центре диагонали ║ НИЗверх └─12345─┴─67890─┘ ║

А так могли бы выглядеть (конечно по вертикали, как светофоры) цветовые буквы алфавита в палитре БЧК ЖЗС = Белый (фон), Черный, Красный, Желтый, Зеленый, Синий. При матрице 1*3 и различителях БЧ + КЖЗСЧ + БЧКС. Причем возможное число спец.знаков в этой палитре 4*6*6 = 144 также достаточно. При использовании большей палитры можно было бы использовать как Р_ темные и светлые тона.

ТЫК ПЭС HАШ РО* ФУЬ │ БКД,ЧКД,БКК БЖД,ЧЖД,БЖК БЗД,ЧЗД,БЗК ...

ДИГ БЕЗ МЯЖ ЛЕХ ВЮЙ │ БКЧ,ЧКЧ,БКС БЖЧ,ЧЖЧ,БЖС БЗЧ,ЧЗЧ,БЗС ...

заднейотированные Г │ ЧКК ЧЖК ЧЗК ...

3.2.2.2.4 ИТОГИ

QWERT qwert ZXCVB zxcvb

ASDFG asdfg YUIOP yuiop

Итак 40 букв, но это большая нагрузка на клавиатуру. Уже сейчас на типовой клавиатуре 102 символа, а сколько будет на новой? Я думаю нужно 10 – 20 клавиш, а то и вообще, клавиатура не нужна! Вместо неё сенсорные перчатки, точнее псевдоперчатки. А может, золотая истина как всегда посередине - и то, и то. Но подробнее о клавиатуре.

Фактически у нас 40 не уникальных, а “сборных” букв. А точнее, три Р_: 5Р_, 3Р_ и Р_. Следовательно минимальное число клавиш для них – 10 или даже меньше. Возможность установления режимов печати (спец.символ цифр в азбуке Брайля или типовые “Caps Lock” в комбинации с “Shift”, “Ctrl” и “Alt”) - проверенное решение проблемы. В нашей клавиатуре будет как минимум два режима симметрии и/или поворота.

Итак:

o “сборность” в начертании букв и спец.символов позволяет иначе взглянуть на их количество,

o возможна “интеллектуальная” клавиатура: если Р_ нажат за буквой, то он принимает одну графическую форму, если за спец.символом (цифры, предлога, ...) – другую.

С.ОУ существующая клавиатура тоже частично следствие исторических случайностей. Её можно сделать под пальцы с раздвижкой клавиш под индивидуальные кисти рук (в том числе и с отсутствующими фалангами пальцев). Если же часть режимов устанавливать другими частями тела (не только ногами как в автомобиле), то понятно, что проблемы с клавиатурой нет. Кроме того, сегодня уже существуют и другие устройства ввода информации, например с голоса.

3.3 ПОТЕHЦИАЛЬHЫЕ КРАТКОСТЬ И ОБЪЕМ ЯЗЫКА. (СКОЛЬКО МОЖНО И НУЖНО?)

С.ОУ, одной из сильных сторон английского языка является краткость: 70% английских слов в тексте - односложны (в китайском - почти все). Общее число слов оценивается в 300 - 500 тысяч, что совпадает с подобными объемами других языков. Сразу возникает первый вопрос, а сколько можно? Ответ чуть позже.

Вместе с тем, практика показывает, что, зная только 1000 самых распространенных слов иностранного языка, можно понять 70% информации, зная 3000 слов, можно понять до 95%. Дальнейшее расширение знаний практически не увеличивает понимания. В романе "12 стульев" авторы, сославшись на исследователей, сообщили, что словарь Шекспира насчитывал 12 тысяч слов. В материалах к частотному словарю языка Пушкина М.1963 говорится о 24224 словах. Сразу возникает второй вопрос, а сколько нужно? И вот тут следует задать третий вопрос: Почему словарь Пушкина в двое больше? А получив ответ - это влияние структуры языка (что-то типа: у нас - жил и жила два слова, у англичан - одно), задать эти вопросы иначе: