Смекни!
smekni.com

История одного города 2 (стр. 18 из 43)

- Сломлю я эту энергию- говорил Бородкин и медленно, без торопли-

вости, обдумывал план свой.

А глуповцы стояли на коленах и ждали. Знали они, что бунтуют, ноне

стоять на коленах не могли. Господи! чего они не передумали в это время!

мают: станут они теперь есть горчицу, - как бы на будущее время еще

какую ни на есть мерзость есть не заставили; не станут - как бы шелепов

не пришлось отведать. Казалось, что колени в эм случае представляют

средний путь, который может умиротворить и ту и другую стороны. И вдруг затрубила труба, и забил барабан. Бородавкин, застегнутый на

все пуговицы и полный отваги, выехал на белом коне. За ним следовал пу-

шечный и ружейный снаряд. Глуповцы думали, что градоначальник едет поко- рять Византию, а вышло, что он замыслил покорить их самих...

Так начался тот замечательныйяд событий, который описывает летопи-

сец под общим наименованием "войн за просвещение".

Первая война "за просвещение" имела, как ужесказано выше, поводом

горчицу, и началась в 1780 году, то есть почти вслед за прибытием Боро-

давкина в Глупов.

Тем не менее Бородавкин сразу палить не решился; он был слишком пе-

дант, чтобы впасть в столь явную административную ошибку. Он начал действовать постепенно, и с этой целью предварительно созвал глуповцев и стал их заманивать. В речи, сказанной по этому поводу, он довольно под- робно развил перед обывателями вопрос о подспорьях вообще, и о горчицкак о подспорье в особенности; но оттого ли, что в словах его было более личной веры в правоту защищаемого дела, нежели действительной убе- тельности, или оттого, что он, по обычаю своему, не говорил, а кричал, - как бы то ни было, результат его убеждений был таков, что глуповцы испу- гались и опять всем обществ пали на колени.

"Было чего испугатя глуповцам, - говорит по этому случаю летописец,

- стоит перед ними человек роста невеликого, изебя не дородный, слов

не говорит, а только криком кричит".

- Поняли, старички? - обратился он к обеспамятевшим обывателям.

Толпа низко кланялась и безмолвствовала. Натурально, этоего пуще

взорвало.

- Что я... на смерть, что ли, вас веду... ммерзавцы!

Но едва раздался из уст его новый раскат, как глуповцы стремительно

повскакали с коленей и разбежались во все стороны.

- Раззорю! - закричал он им вдогонку.

Весь этот день Бородавкин скорбел. Молча схаживал опо залам гра-

доначальнического дома и только изредка тихо произносил: "Подлецы!"

Более всего заботила его Стрелецкая слобода, которая и п предшест-

венниках его отличалась самым непреоборимым упорством. Сельцы довели энергию бездействия почти до утонченности. Они не только не являлись на сходки по приглашениям Бородавкина, но, завидев его приближение, куда-то исчезали, словно сквозь землю проваливались. Некого было убеждать, не у кого было ни о чем спросить. Слышалось, что кто-то где-то дрожит, но где дрожит и как дрожит - разыскать невозможно.

Между тем не могло быть сомнения, что в Стрелецкой слобе заключает-

ся источник всего зла. Самые безотрадные слухи доходили до Бородавкина об этом крамольничьем гнезде. Явился проповедник, который перелагал фа- милию "Бородавкин" на цифры и доказывал, что ежели выпусть букву р, то выйдет 666, то есть князь тьмы. Ходили по рукам полемические сочинения, в которых объяялось, что горчица есть былие, выросшее из тела дев- ки-блудницы, прозваой за свое распутство горькою, - оттого-де и пошла в мир "горчица". Даже сочинены были стихи, в которых автор добирался до градоначальниковородительницы и очень неодобрительно отзывался о ее поведении. Внимая этим песнопениям и толкованиям, стрельцы доходили поч- ти до восторженго состояния. Схватившись под руки, они бродили верени- цей по улице и, дабыавсегда изгнать из среды своей дух робости, во все горло орали.

Бодавкин чувствовал, как сердце его, капля по капле, переполняется

горечью. Он не ел, не пил, а только произносил сернословия, как бы пи-

таями свою бодрость. Мысль о горчице казалась до того простою и ясною, что неприятие ее нельзя было истолковать ничем иным, кроме злонамен- ности. Сознание это было тем мучительнее, чем больше должен был употреб- лять Бородавкин усилий, чтобы обуздывать порывы страстной натуры оей.

- Руки у меня связаны! - повторял он, задумчиво покусывая темный ус

свой, - а то бя позал вам, где раки зимуют!

Но он не без основания думал, что натуральный исход всякой коллизии

есть все-таки сечение, и это сознание подкрепляло его. В ожидании этого

исхода он занимался делами и писал втихомолку устав о "неcтеснении гра-

доначальников законами". Первый и единственный параграф этого устава гласил так: "Ежели чувствуешь, что закон полагаетебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невиди- мым, много тебя в действии облегчит".

Однако ж покуда устав еще утвержден не был, а следовательно, и от

стеснений уклониться было невозможно. Через месяц Бородавкин вновь соз-

вал обывателей и вновь закричал. Но едва успел он произнести два первыхлога своего приветствия ("об оных, стыда ри, умалчиваю", отговарива- ется летописец), как глуповцы опять рассыпались, не успев даже встать на колени. Тогда только Бородавкин решился пустить в ход настоящую цивили- зацию.

Ранним утр выступил он в поход и дал делу такой вид, как будто со-

веает простой военный променад. Утро было ясное, свежее, чуть-чуть мо- розное (дело происходило в половине сентября). Солнце играло на касках и ружьях солдат; крыши домов и улиц были подернуты легким слоем инея; вез- де топились печи, и из окон каждого дома виднелось веселое пламя.

Хотя главною целью похода была Стрелецкая слобода, но Бородавкин хит-

рил. Он не пошел ни прямо, ни направо, ни налево, а стал маневрировать. Глуповцвысыпали из домов на улицу и громкими одобрениями поощряли эво- люции искусного вождя.

- Слава те, господи! кажется, забыл про горчицу! - говорили они, сни-

мая шапки и набожно крестясь на колокольню.

А Бородаин все маневрировал да маневрировал и около полдендостиг

до слободНегодницы, где сделал привал. Тут всем участвующим в походе

роздалио чарке водки и приказали петь песни, а ввечеру взяли в плен

одну мещанскую девицу, отлучившуюся слишком далеко от ворот своего дома.

Наругой день, проснувшись рано,тали отыскивать "языка". Делали

все это серьезно, не моргнув. Привели какого-то еврея и хотели сначала

повесить его, но потом вспомнили, что он совсем не для того требовался,

и простили. Еврей, положив руку под стео, свидетельствовал, что надо

идти сначала на слободу Навозную, а потом кружить по полю до тех пор,

пока не явится урочище, называемое "Дунькиным вра'гом". Оттуда же, мино-

вав три поверки, идти куда глаза глядят.

Так Бородавкин и сделал. Но не успели люди пройти и четверти версты,

как почувствовали, что заблудились. Ни земли, ни воды, ни неба - ничего

не было видно. Потребовал Бородавкин к себе вероломного жида, чтоб пове-

сить, но его уж и след простыл (впоследствии оказалось, что он бежал в Петербург, где в это время успел получить концессию на железную дорогу). Плутали таким образом среди белого дня довольно продолжительное время, и сделалось с людьми словно затмение, потому что Навозная сбода стояла въяве у всех на глазах, а никто ее не видал. Наконец спустились на землю действительные сумерки, и кто-то крикнул: грабят! Закрич какой-то сол- датик спьяна, а люди замешались и, думая, что идут стрельцы, стали биться. Бились крепко всюочь, бились не глядя, а какопало. Много тут было раненых, много и убиенных. Только когда уж совсем рассвело, увиде- ли, что бьются свои с своими же и что сцена этого недоразумения происхо- дит у самой околицы Навозной слободы. Положили: убиенных похоронив, за- ложить на месте битвы монумент, а самый день, в который она происходила, почтить наименованием "слепорода" и в воспоминание об нем учредить еже- годное празднество с свистопляскою.

На третий день сделали привал в слободе Навозной; но ут, наученные

опытом, уже потребовали заложников. Затем, переловив овательских кур,

устроили поминки по убиенным. Странно показалось слобожанам это послед-

нее обстоятельство, что вот человек игру грает, а то же время и кур ловит; но так как Бородкин секрета своего не разглашал, то подумали, что так следует "по игре", и успокоились.

Но когда Бородавк, после поминовения, приказал солдатикам вытоптать

прилегавшее к слободе озимое поле, тогда обыватели призадумались.

- Ужли, братцы, всамде такая игра есть? - говорили они промеж себя,

но так тихо, что даже Бородавкин, зорко следивший за направлением умов,

и тот ничего не расслышал.

На четвертый день, ни свет ни заря, отправились к "Дунькину вра'гу",

боясь опоздать, потому что переход предстоял длинный и утомительный.

Долго шли, и дорогой беспрестанно спрашивали у заложников: скоро ли? Ве-

лико было всеобщее изумление, когдадруг, посреди чистого поля, аманаты крикнули: здеся! И ло, впрочем,ему изумиться: кругом не было никако- го признака поселенья; далеко-деко раскинулось голое место, и только вдали углублялся глубокий прол, в который, по преданию, скатилась не- когда пушкарская девица Дуна, спешившая, в нетрезвом виде, на ловное свидание.

- Где ж слобода? - спрашивал Бородавкин у аманатов.

- Нету здесь слободы! - ответствови аманаты, - была слобода, везде

прежде слободы были, да солдаты все уничтожили!

Но словам этим не поверили и решили: сечь аманатов до тех пор, пока

не укажут, где слободаНо странное дело! чем больше секли, тем слабее

становилась уверенность отыскать желанную слободу! Это было того нео-

жиданно, что Бородавкин растерзал на себе мундир и, подняв руку к небе- сам, погрозил пальцем и сказал:

- Я вас!

Положение бо неловкое; наступила темень, сделалось холодно и сыро,

и в поле покались волки. Бородавкин ощутил припадок бларазумия и из-