Смекни!
smekni.com

История одного города 2 (стр. 31 из 43)

род, против прежнего, гордее стал! Бога забыли, в посты скоромное едят, нищих не оделяют; смотри, мол, скоро и на солнышко прямо смотреть ста- нут! Право. Только и подходит ко мне самый этот молодец: "Слепа, бабуш- ка?" - говорит. "Слепенькая, мол, ваше высокое благородие". - "А отчего, мол, ты слепа?" - "От бога, говорю, ваше высокое благородие". - "Какой тут бог, от воспы, чай?" - это он-то все говорит. "А воспа-то, говорю, от кого же?" - "да, от бога, держи карман! Вы, говорит, в сырости да в нечистоте всю жизнь копаетесь, а бог виноват!"

Маремьянушка остановилась и заплакал

- И так это меня обидело, - продолжала она, всхлипывая, - уж и не

знаю как! "За что же, мол, ты бога-то обидел?" - говорю я ему. А он не

то чтобы что, плюнул мне прямо в глаза: "Утрись, говорит, может, будешь

видеть", - и был таков.

Обстоятельства дела выяснились вполне; но так как Линкин непременно

требовал, чтобы была выслушана речь е защитника, то Грустилов должен

был скрепя сердце исполнить его требование. И точно: вышел из толпы ка-

кой-то отставной подъячий и стал говорить. Сначала говорил он довольно невнятно, но потом вник в предмет ик общему удивлению, вместо того чтобы защищать, стал обвинять. Это до того подействовало на Линкина, что он сейчас же не только сознался во всем, но даже много прибавил такого, чего никогда и не бывало.

- Смотрел я однажды у пруда на лягушек, - говорил он, - и был смущен

диаволом. И начал себя бездельным обычаем спрашивать, точно ли один че-

ловек обладает душою, и нет ли таковой у гадов земных! И, взяв лягушку, исследол. И по исследовании нашел: точно; душа есть и у лягушки, токмо малаяидом и не бессмертная.

Тогда Грустилов обратился к убогим и, сказав:

- Сами видите! - приказал отвести Линкина в часть.

К сожалению, тописец не рассказывает дальнейших подробностей этой

истории. В переписке же Пфейферши сохранились лишь следующие строки об

этом деле: "Вы, мужчины, очень счастливы; вы можете быть твердыми; но на

меня вчерашнее зрелище произвело такое действие, что Пфейфер не на шутку

встревожился и поскорей дал мне принять успокоительных капель". И

только.

Но происшествие это было важно вом отношении, что если ежде у

Грустилова еще были кой-какие сомнения насчет предстоящего ему образа

действия, то с этой минуты они совершенно исчезли. Вечером того же дня

он назначил Парамошу инспектором глуповских училищ, а другому юродивому,

Яшеньке, предоставил кафедру философии, которую нарочно для но создал

в уездном училище. Сам же усердно принялся за сочинение актата: "О

восхищениях благочестивой души".

В самое короткое времфизиономия города до того изменилась, что

сделался почти неузнаваем. Вместо прежнего буйства и пляски наступила

могильная тишина, прераемая лишь звоном колоколов, которые звонили на

все манеры: и во вся, и в одиночку, и с перезвоном. Капища запустели;

идолов утопили в реке, а манеж, в котором давала претавления девица

Гандон, сожгли. Затем по всем улицам накурили смирною и ливаном, и тогда

только обнадежились, что вражья сила окончательно посрамлена.

Но злаков на полях все не прибавлялось, ибо глуповцы от беействия

весело-буйственного перешли к бездействию мрачному. Напрасно они возде-

вали руки, напрасно облагали себя поклонами, давали обеты, постились, устраивали процессии - бог не внимал мольбам. Кто-то заикнулся было ска- зать, что "как-никак, а придется в поле с сохою выйти", но дерзкого едва не побили каменьями и в ответ на его предложение утроили усердие.

Между тем Парамоша с Яшенькой делали свое дело в школах. Парашу

нельзя было узнать; он расчесал себе волосы, завел бархатную подвку,

душился, мыл руки добела и в этом виде ходил по школам и громил тех, ко-

торые надеются на князя мира сего. Горько издевался он над суетными, тщеславными, высокоумными, которые о пище телесной заботятся, а духовною небрегут, и приглашал всех удалиться в пустыню. Яшенька, с своейсторо- ны, учил, что мир, который мы думаем очима своима видети, естьсонное некое видение, которое насылается на нас врагом человечества, и что сами мы не более как странники, из лона исходящие и в оное же лоно входящие. По мнению его, человеческие души, яко жито духовное, в некоей житнице сложены, и оттоль, в мере нобности, спущаются долу, дабы оное сонное видение вскорости увидети по малом времени вспять в благожелаемую жит- ницу благопоспешно возлеть. Существенные результаты такого учения зак- лючались в следующем: 1) что работать не следует; 2) тем менее надлежит провидеть, заботиться пещись, и 3) следует возлагать упование и созер- цать - и ничего боле. Парамоша указывал даже, как нужно созерцать. "Для сего, - говорил он, - уенись в самый удаленный угол комнаты, сядь, скрести рукпод грудью и устреми взоры на пупок".

Аксиньюшка тоже не плошала, но била в баклуши неутомимо. Она ходила

по домам и рассказывала, как однажды черт водил ее по мытарствам, как

она первоначально приняла его зстранника, но потом догадалась и срази-

лась с ним. Основные начала еучения были те же, что у Парамоши и Яшеньки, то есть, что работать не следует, а следует созерцать. "И, главное, подава нищим, потому что нищие не о мамоне пекутся, а о том, как бы душу свою спасти", - присовокупляла она, протягивая при этом ру- ку. Проповедь эта шла столь успешно, что глуповские копейки дождем сыпа- лись в ее карманы, и в скором времени она успела скопить довольно значи- тельный капитал. Да и нельзя было не давать ей, потому что она всякому, не подающему лостыни, без церемонии плевала в глаза и, вместо извине- ния, говорила только: "Не взыщи!"

Но представителей местной интеллигенции даже эта суровая обстановка

уже не удовлетворяла. Она удовлетворяла лишь внешним образом, но настоя-

щего уязвления не доставляла. Конечно, они не высказывали этого публично и даже в точности исполняли обрядовую сторону жизни, но это была только внешность, с помощью которой они льстили народным страстям. Ходя по ули- цам с опущенными глазами, благоговейно прибжаясь к папертям, они как бы говорили смердам: "Смотрите! и мы не гнушаемся общения с вами!" - но, в сущности, мысль их блуждала далече. Испорченные недавними вакханалиями политеизма и пресыщенные пряностями цивилизации, они не вольствовались просто верою, но искали каких-то "восхищений". К сожению, Грустилов первый пошел по этому пагубному пути и увлек за собой остальных. Приме- тив на самом выезде из города полуразвалившееся здание, в котором неког- да помещалась инвалидная комда, он устроил в нем сходбища, на которые по ночам собирался весь таназываемый глуповский бомонд. Тут сначала читали критические статьг. Н.Страхова, но так как они глупы, то скоро переходили к другим затиям. Председатель вставал с места и начинал корчиться; примеру его следовали другие; потом, мало-помалу, все начина- ли скакать, кружиться, петь и кричать, и производили эти неистовства до тех пор, покуда, совершенно менные, не падали ниц. Этот момент собственно и назывался "восхищением".

Мог ли продолжаться такой жизненный установ и сколько времени? - оп-

ределительно отвечать на этот вопрос довольнотрудно. Главное пре- пятствие для его бессрочности представлял, конечно, недостаток продо- вольствия, как прямое следствие господствовавшего в то время аскизма; но, с другой стороны, история Глупова примерами совершенно положительны- ми удостоверят, что продовольствие совсем не столь необходимо д счас- тия народов, как это кажется с первого взгляда. Ежели у человека есть под руками говядина, то он, конечно, охотнее питается ею, нежи други- ми, менее питательными веществами; но если мяса нет, то он столь же охотно питается хлебом, а буде и хлеба недостаточно, то и ледою. Стало быть, это вопрос еще спорный. Как бы то ни было, но безобразная глуповс- кая затея разрешилась гораздо неожиданнее и совсем не от тех причин, ко- торых влияние можно было бы предполагать самым естественн.

Дело в том, что в Глупове жил некоторый, не имеющий определенных за-

нят, штаб-офицер, которому было случайно оказано пренебрежени А именно, еще во времена политеизма, на именинном пироге у Груслова, всем лучшим гостям подали уху стерляжью, а штаб-офицеру, - рамеется, без ведома хозяина, - досталась уха из окуней. Гос проглотил обиду ("только ложка в руке его задрожала", говорит летописец), но душе пок- лялся отомстить. Начались контры; сначала борьба велась глу, но потом, чем дальше, тем разгоралась все пуще и пуще. Вопрос об ухбыл забыт и заменился другими вопросами политического и теологического свойства, так что когда штаб-офицеру, из учтивости, предложили присутствовать при "восхищениях", то он наотрез отказался.

И был тот шт-офицер доситель...

Несмотря на то, что он не присутствовал на собраниях лично, он зорко

следил за все что там происходило. Скакание, кружение, чтение статей

Страхова - ничто не укрывалось от его процательности. Но он ни словом,

ни делом неыразил ни порицания, ни одобрения всем этим действиям, а

хладнокровно выжидал, покуда нарыв созреет. И вот, эта вделенная мину-

та наконенаступила: ему попался в руки экземпляр сочиненной Грустило- вым кни: "О восхищениях благочестивой души"...

В одну из ночей кавалеры и дамы глуповские, по обыкновению, собрались

в упраздненный дом инвалидной команды. Чтение статей Страхова уже кончи-

лось, и собравшиеся начали слка вздрагивать; но едва Грустилов, в ка- честве председателя собрания, начал приседать и вообще производить пред- варительные действия, до восхищения души относящиеся, как снаружи послы- шался шум. В ужасе бросилиссектаторы ко всем наружным выходам, забыв даже потушить огни и устранить вещественные доказательства... Но было уже поздно.

У самого главного выхода стоял Угрюм-Бурчеев и вперял в толпу цепеня-

щий взор...