Смекни!
smekni.com

История одного города 2 (стр. 39 из 43)

Прежде всего замечу, что градоначальник никогда не должен действовать

иначе, как чрез посредство мероприятий. Всякое его йствие не есть

действие, а есть мероприятие. Приветливый вид, благосклонный взгляд суть

такие же меры внутренней политики, как и экзекуция. Обыватель всегда в

чем-нибудь виноват и потому всегда же надлежит на порочную его волю воз-

действовать. В сем-то смысле первою мерою воздействия и должна быть мера кротости. Ибо, ежели гроначальник, выйдя из своей квартиры, прямо нач- нет палить, то он достигнет лишь того, что пепалит всех обывателей и, как древний Марий, останется на развалинах один с письмоводителем. Таким образом, употребив первоначально меру кротости, градоначальник должен прилежно смотреть, оказала ли она надлежащий плод, и когда убедится, что оказала, то мет уйти домой; когда же увидит, что плода нет, то обязан, нимало не медля, приступить к мерам последующим. Первым действием в сем смысле должен быть суровый вид, от коего обыватели мгновенно пали бы на колени. При сем: речь должна быть отрывистая, взор обещающий дальнейшие распоряжения, походка неровная, как бы судорожная. Но если и затем толпа будет продолжать упорствовать, то надлежит: набежав с размаху, вырвать из оной одно или двух человек, под наименованием зачинщиков, и, отсту- пя от бунтовщиков на некоторое расстояние, немедля распорядиться. Если же и сего недостаточно, то надлежит: отделив из толпы десятых и признав их состоями на правах зачинщиков, распорядиться подобно как с первыми. По большей части, сих мероприятий (особенно если они употреблены благов- ременно быстро) бывает достаточно; однако может случиться и так, что толпа, как бы окоченев в своей грубости и закоренелости, коснеет в ожес- точении. Тогда надлежит палить.

Итак, вот какое существует разнообразив мероприятиях, и какая пот-

ребна мудрость в уловлении всех оттков их. Теперь представим себе, что может произойти, если относительно сей терии будет существовать пагуб- ное градоначальническое многомыслие? А вот что: в одном городе градона- чальник будет довольствоваться благоразумными распоряжениями, а в дру- гом, соседнем, другой градоначальник,ри тех же обстоятельствах, будет уже палить. А так как у нас все на слуху, то подобное отсутствие едино- мыслия может в самих обывателях поселить резонное недоумение и даже мно- гомыслие. Конечно, обыватели должныыть всегда готовы к перенесению всякого рода мероприятий, но при сем они не лишены некоторого права на их постепенность. В крайнем случа они могут даже требовать, чтобы с ними первоначально распорядились, и только потом уже палили. Ибо, как я однажды сказал, ежели градоначальник будет палить без расчета, то со вренем ему даже не с кем будераспорядиться... И таким образом вновь упразднится административная экономия, и вновь нарушится величественная административная стройность.

И еще я сказал: градоначальник обязан насаждать науки. Это так. Но и

сем разе необходимо дать себе отчет: какие науки? Науки бывают разные;

одни трактуют об удобрении полей, построении жилищ человеческих скотских, о воинской доблести и непреоборимой твердости - сии суть по-

лезные; другие, напротив, трактуют о вредном фармасонском и якобинском вольномыслии, некоторых, якобы природных человеку, понятиях и правах, причем касася даже строения мира - сии суть вредные. Что будет, ежели один градоначальник примется насаждать первые науки, а другой - вторые? Во-первых, последний будет за сие предан суду и чрез то лишится права на пенсию; во-вторых, и для самих ователей будет от того не польза, а вред. Ибо, встретившись где-ли на границе, обыватель одного города бу- дет вопрошать об удобрении полей, а обыватель другого города, не вняв вопрошающего, будет отвечать ему о естественном строении миров. И таким образом, поговорив между собой, разойдутся.

Следственно, необходимость и польза градоначальническо единомыслия

очевидны. Развив сию материю в надлежащей полноте, приступим к рассужде-

нию о средствах к ее осуществлению

Для сего предлагаю крао:

1) Учредить осливый воспитательный градоначальнический институт.

Градоначальникикак особливо обреченные, должны и воспитание получать

особливое. Слует градоначальников от сосцов материнских отлучать и

воспитывать не обыкновенным материнским млеком, а млеком указов прави-

тельствующего сената и предписаний начальства. Сие есть истинное млеко градоначальниково, и напитавшийся им тверд будет в единомыслии и станет ревниво и строго содержать свое градоначальство. При сем: прочую пищу давать умеренную, от употребления вина воздерживать безусловно, в нравственноже отношении внушать ежечасно, что взыскание недоимок есть первейший градоначальника долг и обязанность. Для удовлетворения вообра- жения допускать картинки. Из наук преподавать три: а) арифметику, как необходимое пособие при взыскании недоимок; б) науку о необходимости очищать уцы от навоза; и в) науку о постепенности мероприятий. В рек- реационе время занимать чтением начальственных предписаний и анекдотов из жизни доблестных администраторов. При такой системе можно сказать на- переда) что градоначальники будут крепки и б) что они не дрогнут.

2) Издавать надлежащие руководства. Сие необходимо в видах устранения

некоторых гнусных слабостей. Хотя и вскормленный суровым градоначальни-

ческим млеком, градоначальник устроен, однако же, яко и человеки, и, следовательно, имеет некоторые естественные надобности. Одна из сих на- добностей - иреимущественнейшая - есть привлекательный женский пол. Нельзя довольно изъяснить, сколь она настоятельна и сколь много от нее ущерба для казны происходит. Есть градоначальники, кои вожделеют ежемг- новенно и, находясь в сем достойном жалостивиде, оставляют резолюции городнического правления по целы месяца без утверждения. Надлежит, чтобы упомянутые выше руководства от се пагубной надобности градона- чальников предостерегали и сохраняли супружеское их ложе в наджащей опрятности. Вторая весьма пагубная слабость есть приверженность градона- чальников к утонченному столу и изрядным винам. Есть градоначальники, кои до того объедаются присылаемыми от купцов стерлядями, что скором времени тучнеют и делаются к предписаниям начальства весьма равнодушны- ми. Надлежит и в сем случае освежать градоначальников руковителыми статьями, а в крайности - даже пригрозить градоначальническим суровым млеком. Наконец, третья и самая гнусная слаб... (Здесь рукопись на нес- колько строк прерывается, ибо автор, желая засыпать написанное песком, залил, по ошибке, чернилами. Сбоку приписано: "сие место залито чернила- ми, по ошибке".)

3) Устраивать времени до времени секретные в губернских городах

градоначальничеие съезды. На съездах сих занимать их чтением градона-

чальнических руководств и освежением в их памяти градоначальнических на- ук. Увещеватьыть твердыми и не взирать.

и 4) Ввести систему градоначальнического единонаграждения. Но материя

сия столь обширна, что об ней надеюсь говоть особо.

Утвердившись таким образом в самом центре, единомыслие градоначальни-

ческое неминуемо повлечет за собой и единомыслие всеобщее. Всякий обыва- тель, уразумев, что градоначальники: а) распоряжаются единомысленно, б) палят также единомысленно, - будет единомысленно же и изготовляться к восприятию сих мероприятий. Ибо от такого единомыслия некуда будет им деваться. Не будет, следственно, ни свары, ни розни, а будут распоряже- ния и пальба повсеместная.

В заключение скажу несколько слов о градоначальническом единовластии

и о прочем. Сие также необходимо, ибо без градоначальнического единов-

ластия невозможно и градоначальническое единомыслие. Но на сей счет мне- ния существуют разлиые. Одни, например, говорят, что градоначальничес- кое единовластие стоит в покорении стихий. Один градоначальник мне лично сказывал: какие, брат, мы с тобой градоначальни! у меня солнце каждый день на востоке встает, и я не могу распорядиться, чтобы оно вставало на западе! Хотя слова и принадлежат градачальнику подлинно образцовому, но я все-таки похвалить их не могу. Ибо желать следует только того, что к достижению возможно; ежели же будешь желать недости- жимого, как, например. укрощения стихий, прекращения течени времени и подобного, то сим градоначальническую власть не тмо не возвысишь, а наипаче сконфузишь. Посему о градоначальническ единовластии следует трактовать совсем не с точки зрения солнечногвосхода или иных враждеб- ных стихий, а с точки зрения заседателей, советников и секретарей раз- личных ведомств, правлений и судов. По моему мнению, все сии лица суть вредные, ибо они градоначальнику, в его, так сказать, непрерывном адми- нистративном беге, лишь поставляют препоны...

Здесь прерывается это замечательное сочинение. Далее следуют лишь

краткие заметки, вроде: "проба пера", "попка дурак", "рапорт", "рапорт",

"рапорт" и т.п.

II. О БЛАГОВИДНОЙ ВСЕХ ГРАДОНАЧАЛЬНОВ НАРУЖНОСТИ

Сочинил градоначальник,

князь Ксаверий Георгиевич Микаладзе27

Необходимо, дабы градоначальник имел наружность благовидную. Чтоб был

не тучен и не скареден, рост имел не огромный, но и не слишком малый,

сохранял пропорциональность во всех частях тела и лицом обладал чистым,

не обезображенным ни бородавками, ни (от чего Боже храни!) злокачест-

венными сыпями. Глаза у него должны быть серые, способные по обстоя- тельствам выражать и милосердие, и суровость. Нос надлежащий. Сверх то- го, он должен иметь мундир.