Смекни!
smekni.com

Ответы по уголовному праву общая часть (стр. 12 из 35)

Второй тип преступлений с двумя формами вины хар-ся сочетанием умысла по отношению к действию или бездействию, кото­рые закон признает преступными независимо от каких-либо последст­вий, и неосторожного отношения к последствию, выполняющему роль квалифицирующего признака. К этому типу относятся квалифициро­ванные виды преступлений, основной состав к-х является фор­мальным, а квалифицированный состав включает определенные, кон­кретно обозначенные тяжкие последствия (смерть человека при незаконном производстве аборта - ч. 3 ст. 123 УК) или последст­вия, характеризуемые в законе с точки зрения их тяжести (незаконное заключение под стражу, повлекшее тяжкие последствия — ч. 3 ст. 301 УК).

Преступления с двумя формами вины в целом признаются умыш­ленными, что определяет их категорию, условия отбывания назначен­ного за их совершение наказания в виде лишения свободы и ряд дру­гих уголовно-правовых последствий.


23. Факультативные признаки субъективной стороны преступления и их значение.

Субъект. сторону составл. процессы, проистекающие в психике виновного и неподлежащиеся непосредственному восприятию окружающих. Обязат. признак субъект. сторонывина.

Факультативные признаки субъективной стороны преступления:

1) Мотив преступления - обусловленные определенны­ми потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить ПР-е и которыми оно руководствовалось при его совершении.

2) Цель преступления - это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении преступле­ния.

Цель преступления возникает на основе преступ­ного мотива, а вместе мотив и цель образуют базу, на которой рож­дается вина как определенная интеллектуальная и волевая деятель­ность субъекта, связанная с совершением преступления и протекаю­щая в момент его совершения.

ООП преступления охватываются мотивами и целями только в умышлен­ных преступлениях. В случае причинения ООП по неосторожности мотивы и цели поведения человека не охватывают последствий.

Мотивы и цели преступления всегда конкретны и, как правило, формулируются в диспозициях норм Особенной части УК.

Классификация мотивов и целей, базирующаяся на их моральной и правовой оценке:

1) Низменные - это те мотивы и цели, с которыми УК связывает усиление угол. ответ-ти либо в рамках Общей части, оценивая их как обстоятельства, отягчающие наказ-е, либо в рамках Особен. части, рассматривая их в конкретных составах преступлений как квалифицир. признаки, либо в качестве при­знаков, с помощью которых конструируются спец. составы прест-ий с усилением наказания по сравнению с более общими составами подобных преступлений (захват заложника (ст.206) как частный случай незаконного лишения свобо­ды (ст.127)).

Низменными мотивы - это мотивы корыстные, хулиганские, нац., расовой, религиоз. ненави­сти или вражды либо кровной мести, связан­ные с осуществлением потерпевшим служебной деят-ти или выполнением общественного долга, месть за правомерные действия др. лиц.

Низменные цели - цель облегчить или скрыть другое ПР-е, цель исполь­з-ия органов или тканей потерпевшего, цель вовлечения несовершеннолет­него в совершение прест-ия или иных антиобществ. дейст­вий, цель прекращения гос. или полит. деят-ти потерпевшего, цель сверже­ния или насильственного изменения конст. строя РФ, цель подрыва экономической безопасности и обороно­способности.

Низменные побуждения используются в УК всего два раза (ст.153 и ст.155) - наказуемость подмены ребенка и разглашения тайны усыновления (удочерения) связывается с совершением этих де­яний из корыстных или иных низменных побуждений.

2) Не имеющие низменного со­держания - мотивы и цели, с к-ми УЗ не связывает усиление угол. ответ-ти ни путем создания спец. норм с более строгими санкциями, ни путем придания им значения квалифицир. признаков, ни путем признания их обстоятельствами, отягчаю­щими наказ-е (ревность, месть, карьеризм, личная неприязнь и т.п.).

3) Полезного характера - мотивы и цели, которых могут выполнять функцию обстоятельств, смягчающих наказ-е (например, мотив сострадания к потерпевшему, цель пресечения преступления или задержания лица, совершившего преступления).

Троякое значение признаков субъект. стороны преступления:

1) мотив и цель могут становиться обязат. признаками, если законо­датель вводит их в состав конкретного прест-ия в кач-ве необ­х. условия угол. ответ-ти (мотив корыстной или иной личной заинтересованности является обязательным призна­ком субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями (ст.285), а цель завладения чужим имуществом - обя­зат. признаком пиратства (ст. 227));

2) мотив и цель могут изменять квалификацию, т.е. слу­жить признаками, при помощи которых образуется состав того же преступления с отягчающими обстоятельствами (например, похищение человека из корыстных побуж­дений (подпункт "з" ч.2 ст.126);

3) мотив и цель могут служить обстоят-вами, к-ые смягчают или отягчают наказ-е, если они не указаны законодателем при описании основного со­става прест-ия и не предусмотрены в качестве квалифицирую­щих признаков (например, преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за право­мерные действия других лиц рассматривается как отягчающее обсто­ятельство (подпункт "е" ч.1 ст.63), преступления по мотиву сострада­ния (подпункт "д" ч.1 ст.61) рассматривается как смяг­чающее обстоятельство).

Мотивы и цели прест-ия могут в отдельных случаях служить исключит. смягчающими обстоят-ми и в этом качестве обосновать назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное ПР-е санкцией применяемой нормы Особ. ча­сти УК (ст. 64), либо лечь в основу решения об освобождении от уго­л. ответ-ти или от наказания.


24. Ошибка в угол. праве и ее значение для угол. ответ-ти.

Понятие субъективной ошибки - заблуждение лица относ-но фактич об­стоят-в, опред-х характер и степень обществ. опас­ности совершаемого деяния, либо относительно юр. хар-ки деяния. Виды субъект. ош.:

A) Юр. ошибка - это неправильная оценка виновным юр. сущ-ти или юр. последствий совершаемого де­яния. Виды юр. ошибки:

1) Ошибка в уголовно-правовом запрете, т.е. неверная оценка лицом совершаемого им деяния как непреступного, уголовно не наказ-­го, тогда как в действит-ти оно в соотв-ии с законом при­знается прест-ем.

2) "Мнимое ПР-е",т.е. ошибочная оценка лицом совершаемого деяния как преступного, тогда как на самом деле УЗ не относит его к преступлениям. Деяние не является объективным основанием угол. ответ-ти и искл. субъектив­ное ее основание.

3) Ошибочное представление лица о юр. последствиях совершаемого преступления: о его квалификации, виде и размере на­казания, к-ое м. быть назначено за совершение этого деяния. Осознание названных обстоятельств не влияет на форму вины и не исключает угол. ответ-ти.

Значение юр. ошибки:угол. ответ-ть лица, за­блуждающегося относительно юр. свойств и юр. последствий совершаемого деяния, наступает в соотв-ии с оцен­кой этого деяния не субъектом, а законодателем. Такая ошибка обычно не влияет ни на форму вины, ни на квалификацию преступления, ни на размер назначаемого наказания.

B) Фактическая ошибка - это неверное представление лица о фак­тич. обстоят-вах, играющих роль объективных признаков состава данного преступления и опред-их характер прест-ия и степень его обществ. опасности. Виды фактиче­ской ошибки:

1) Ошибка в объекте посягательства - это неправильное представление лица о социальной и юр. сущности объекта посягательства:

-подмена объекта посягательства - ущерб причиняется другому объекту, неоднородному с тем, к-ый охваты­вался умыслом виновного (похищение лекарств вместо наркотиков);

-незнание об­стоятельств, благодаря которым изменяется соц. и юр. оценка объекта в УЗ (беременность потерпевшей при убийстве).

Значение ош. в объекте посягательства: 1)при подмене в объекте посягат-ва ПР-е, к-ое по своему фактич. содержанию б. доведено до конца, оцен-ся как покушение на намеченный виновным объект; 2)при незнании обстоят-в ош. влияет на квалиф-цию прест-ий двояким образом: если ви­новный не знает о наличии таких обстоят-в, когда в действитель­ности они сущ., то ПР-е квалифиц-ся как совер­шенное без отягчающих обстоят-в, если же он исходит из оши­бочного предположения о наличии соотв-го отягчающего обстоят-ва, то деяние д. квалиф-ться как покушение на прест-е с этим отягчающим обстоят-вом.

От ошибки в объекте посягательства необходимо отличать ошибку в предмете посягательства и в личности потерпевшего:

-ошибка в предмете посягательства - ущерб причиняется именно предполаг. объекту, хотя непосредственному воздейст­вию подвергается не намеченный преступником, а др. предмет (получив сведения, что на даче, принадл-ей А., ни­кто не живет, С. по ошибке проникает на соседнюю дачу, принадл. М., и похищает оттуда цен. вещи);

-ошибка в личности потерпевшего - виновный, посягая на опред. лицо, ошибочно принимает за него др. лицо, на к-ое и совершает посягат-во; страдает именно намечен. объект -> ош. не оказывает никакого влияния ни на квалиф-ию прест-я, ни на уг. ответ-ть, если, разумеется, с заменой личности потерпевшего не подменяется объект прест-ия (убийство частного лица вместо гос. или обществ. дея­теля, намеченного в кач-ве жертвы с целью прекращения его гос. или пол. деят-ти (ст.277).