Смекни!
smekni.com

Географическая картина мира книга 1 Максаковский В П (стр. 139 из 187)

Характерно, что в отличие от финансовых центров Западной Европы, США и Японии такие центры в развивающихся странах почти не связаны с национальными рынками капитала, а занимаются только международными финансовыми операциями.

В России в 1990-х гг. совершился переход от старой государственно-централизованной к новой, децентрализованной банковской системе. Наряду с крупнейшим в стране Сбербанком РФ, который остается под государственным управлением, появились тысячи коммерческих банков и их филиалов, среди которых также принято выделять 200, 100, 50 или 10 наиболее крупных. Несмотря на то что эти банки со своими филиалами расположены по всей стране, территориальная концентрация их в Центре остается очень значительной. Так, в конце 1990-х гг. из 50 самых больших банков страны в Москве находились 40, а из 10 крупнейших – 9. Специалисты считают, что эта банковская система должна подвергнуться дополнительной структуризации.

145. Регулирование международных валютно-финансовых отношений

Международные валютно-финансовые отношения возникли еще тогда, когда в платежных отношениях между странами стали функционировать деньги. Постепенно они все более усложнялись, а ныне, в эпоху глобализации мирового хозяйства, оказывают особенно значительное воздействие на экономику и экономическую политику государств. В основе этих отношений лежит мировая валютная система.

В своем развитии эта система прошла три этапа, каждому из которых соответствовал свой тип международных валютных отношений. Первый этап охватывал XIX в. и часть XX в. (до Второй мировой войны). Второй продолжался с того времени до 1970-х гг. На этих этапах мировая валютная система основывалась на золотом (золотовалютном) стандарте. На третьем этапе, после официального прекращения обмена долларов на золото, фиксированные курсы валют были заменены на плавающие. Стали устанавливать обменные их курсы (котировка). А национальную валюту начали подразделять на свободно конвертируемую (СКВ), частично конвертируемую и неконвертируемую.

В условиях рыночной экономики и свободной миграции капитала особое значение приобрело регулирование международных валютно-финансовых отношений. В целом, как и в мировой торговле, оно идет по пути либерализации. Это можно подтвердить на примере прямых иностранных инвестиций: только на протяжении 1990-х гг. десятки стран – и высокоразвитых (включая США), и развивающихся – предприняли целый ряд мер по ослаблению ограничений, существовавших ранее в этой сфере. Соответственно возникла сложная система двусторонних и многосторонних соглашений.

Такое регулирование производят государства (на уровне их правительственных органов) и коммерческие банки. Однако еще более важную роль в этом деле играют мировые финансовые учреждения – Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк.

Международный валютный фонд (МВФ), являющийся специализированным учреждением ООН, начал свои операции в 1946 г. Его цели заключаются в содействии международному валютному сотрудничеству, в создании благоприятных условий для развития мировой торговли, в содействии стабильности валютных курсов, в создании международной системы платежей, в предоставлении кредитов странам – членам МВФ для решения их валютно-финансовых проблем, включая урегулирование платежных балансов и внешней задолженности. В своей деятельности МВФ придерживается довольно жестких правил: страны, получающие его кредиты, должны брать на себя определенные обязательства. В состав МВФ входят 185 стран (2006 г.), а правление его находится в Вашингтоне.

Всемирный (Мировой) банк – другая юридически самостоятельная организация, хотя и возникшая одновременно с МВФ. Когда говорят о Всемирном банке, обычно имеют в виду прежде всего Международный банк реконструкции и развития (МБРР), что не совсем точно.[73] Однако именно МБРР играет в этой системе главную роль. Его цели заключаются в содействии развитию экономики государств-членов путем выделения им производственных капиталовложений, в поощрении частных инвестиций, в стимулировании долговременного стабильного роста и поддержании равновесия платежных балансов. Несмотря на значительное сходство целей МВФ и МБРР, между ними есть и различия. Так, МВФ предоставляет займы любой стране, а МБРР– только бедным странам. Непременное условие для вступления той или иной страны в МБРР – ее членство в МВФ, поэтому в них входят одни и те же страны. Правление МБРР также находится в Вашингтоне.

Наряду с этими мировыми финансовыми организациями существуют региональные финансовые организации – такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АзБР), Межамериканский банк развития (МАБР), Арабский валютный фонд (АВФ), Африканский банк развития (АБР) и др. Особое место среди международных неформальных финансовых организаций занимают Лондонский и Парижский клубы стран-кредиторов. Эти две организации сходны по целям и правилам. Однако Лондонский клуб объединяет крупные коммерческие банки (их более 600), а Парижский – государства-кредиторы.

К этому остается добавить, что, несмотря на столь сложную и многостороннюю систему финансового регулирования, полностью стабилизировать мировую валютную систему удается далеко не всегда. Пример тому – международный финансовый кризис 1997–1998 гг., который вызвал настоящую лихорадку на валютном рынке, привел к скачкообразному изменению курсов ценных бумаг, к огромным убыткам стран-инвесторов и т. п.

Этот кризис начался в Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Филиппины), затем перекинулся на Сянган (Китай), Республику Корею и Японию, которые оказались в его эпицентре. Отсюда кризис переместился в Латинскую Америку (Бразилия, Венесуэла) и в некоторые постсоциалистические страны. Специалисты МВФ определили целый ряд причин возникновения этого кризиса. Среди них и «перегрев» экономики некоторых азиатских стран, и образование торговых дефицитов, и неумеренное заимствование прямых инвестиций, и слабый контроль за банковской системой. В постсоциалистических странах сказалось и то, что их фондовые рынки, сформировавшиеся только в 1990-х гг., еще недостаточно окрепли. Но не вызывает сомнений, что правительства стран АСЕАН вместе с МВФ «проморгали» наступление этого кризиса, совершенно не предполагая, что он может возникнуть в том регионе мира, который в 1980– 1990-х гг. демонстрировал миру свое «экономическое чудо».

В России главный регулятор валютно-финансового рынка – образованный в 1990 г. Центральный банк (ЦБ).

В 1990-х гг. началась реальная интеграция России в мировое финансовое сообщество. В 1992 г. она была принята в МВФ и с тех пор стала регулярно получать от него кредиты. В том же году Россия вошла в состав членов Всемирного банка, и МБРР стал ведущим валютным источником финансирования долговременных инвестиций в российскую экономику. В 1997 г. Россия вступила в качестве полноправного участника в Парижский клуб. Вслед за этим было подписано соглашение с Лондонским клубом. С обоими клубами начались переговоры о реструктуризации (переоформлении) долгов бывшего СССР, по которым обязалась платить Россия. Все это привело к некоторому уменьшению финансового бремени государства, но в то же время способствовало еще большему увеличению финансовой зависимости страны от Запада. Интеграция в мировую финансовую систему привела также к тому, что финансовый кризис 1997–1998 гг. не обошел Россию стороной, поставив ее в августе 1998 г. буквально на грань финансового банкротства. Правда, среди причин возникновения этого кризиса (дефолта) в России были не только внешние, но и очень серьезные внутренние причины.

146. Международное производственное сотрудничество

В свою очередь, оно является результатом двух дополняющих друг друга процессов – международной специализации и международного кооперирования производства.

Международная специализация приводит к тому, что отдельные страны начинают производить те или иные товары в количествах, превосходящих потребности своего внутреннего рынка – в расчете на их сбыт за рубежом. Так возникают отрасли международной специализации. Международное кооперирование производства представляет собой объективный процесс развития устойчивых производственных связей между странами, обусловленный всем ходом дифференциации общественного производства. В зависимости от числа субъектов такое кооперирование может быть двусторонним и многосторонним, а по территориальному охвату – внутрирегиональным, межрегиональным и межконтинентальным. Международные специализация и кооперирование производства сокращают время на налаживание выпуска новых товаров, снижают их капиталоемкость, повышают качество, способствуют созданию крупных народнохозяйственных объектов. В условиях рыночной экономики решающую роль в этих процессах играют ТНК.

Международное производственное сотрудничество может осуществляться в различных формах. Это специализация и соответствующее ей кооперирование, создание совместного производства на международной основе и совместное сооружение народнохозяйственных объектов, учреждение совместных предприятий. Разумеется, что вся эта система сложилась не сразу, а постепенно, пройдя в своем развитии несколько последовательных этапов.

На первом этапе, до Второй мировой войны, наибольшее значение имела межотраслевая специализация, которая предполагает формирование в отдельных странах определенных отраслей международной специализации. В качестве наиболее яркого примера такого рода можно привести колониальные и полуколониальные страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые специализировались на производстве отдельных видов минерального и сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Подобная же специализация была характерна и для целого ряда сравнительно небольших высокоразвитых стран Европы, обладавших только отдельными видами природных ресурсов. Так, Бельгия имела международную специализацию на производстве чугуна и стали, Норвегия – алюминия, Финляндия – лесоматериалов, Польша – на добыче каменного угля, Венгрия и Югославия – бокситов, а Нидерланды и Дания – на выпуске мясо-молочной продукции. В известной мере их межотраслевая специализация такого рода сохранилась и до наших дней.