Смекни!
smekni.com

Географическая картина мира книга 1 Максаковский В П (стр. 158 из 187)

Рис. 141. Биомы и биосферные заповедники Северной и Центральной Америки (по В. В. Боброву)

Естественно, что особый интерес вызывают наибольшие по площади национальные парки (и заповедники). К ним относятся: Гренландский национальный парк в северо-восточной части острова Гренландия, занимающий территорию в 70 млн га. За ним следуют парки и резерваты Калахари в Ботсване (5,3 млн га), Вуд-Баффало в Канаде (4,5 млн га), Гобийский в Монголии (4,3 млн га).

В последнее время особое внимание привлекают биосферные заповедники, которые выделяются в соответствии с программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ). Цель их создания – сохранение для нынешнего и будущих поколений людей наиболее типичных участков природных экосистем с сформировавшимся на них генофондом растений и животных. Биосферные заповедники обычно имеют довольно большие размеры и благоприятное географическое положение. На их территории производится постоянное слежение (мониторинг) за состоянием природной среды.

Первые 57 биосферных заповедников в девяти странах были созданы в 1976 г. К 1984 г. число таких заповедников выросло уже до 243, арасполагались они в 65 странах. В середине 1990-х гг., по данным ЮНЕСКО, было уже 337 биосферных заповедников в 85 странах. Больше всего их (101) – в зарубежной Европе, где они представляют преимущественно экосистемы широколиственных лесов умеренного пояса и вечнозеленых широколиственных лесов. На втором месте по числу биосферных заповедников (68) стоит Северная Америка. Здесь они представляют экосистемы тундры и арктических пустынь, горные экосистемы с высотной поясностью, а также экосистемы широколиственных лесов умеренного пояса, прерий, сухих и влажных тропических лесов, тропической пустыни и др. (рис. 141). В зарубежной Азии выделено 46 биосферных заповедников, представленных горными экосистемами с высотной поясностью, экосистемами широколиственных лесов умеренного пояса, сухих и влажных тропических лесов, влажных субтропических лесов, островными и др. В Африке также выделено уже 46 биосферных заповедников, среди которых преобладают экосистемы влажных тропических лесов, сухих тропических лесов и тропических пустынь. В Южной Америке таких заповедников 30, в Австралии и Океании – 11.

В России заповедники начали создавать в начале XX в., а национальные парки – только в 1980-х гг. К 2000 г. в стране было уже 100 природных заповедников (включая 21 биосферный) общей площадью 33 млн га (1,56 % территории страны), 35 национальных парков площадью 6,9 млн га (0,4 %), а также более 20 региональных или природных парков площадью 13 млн га (0,75 %). Кроме того, имеются еще более 15 тыс. разного рода заказников, памятников природы и культуры и других особо охраняемых природных территорий.

161. Будущее демографического взрыва

Среди глобальных проблем современности очень важное место принадлежит демографической проблеме как еще одной приоритетной проблеме выживания человечества. Некоторые авторы даже называют ее проблемой № 1, указывая на то, что именно от ее решения во многом зависит решение большинства других глобальных проблем. Вот почему так важны демографические прогнозы – научно обоснованные предвидения основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации или, иными словами, смены фаз «демографического перехода».

Демографическими прогнозами занимаются многие организации и учреждения. Среди них можно назвать группу Всемирного банка, находящийся в Австрии Международный институт прикладного системного анализа (МИПСА), различные корпорации, фонды, отдельных исследователей. Тем не менее основным источником демографических прогнозов были и остаются специализированные подразделения Организации Объединенных Наций – такие, как ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ и в особенности ЮНФПА – фонд ООН в области народонаселения. Как правило, он публикует свои прогнозы каждые два года, а в последнее время даже каждый год. А рассчитывают их обычно в трех вариантах – высоком, среднем и низком. Впрочем, иногда их составляют и в семи вариантах – высоком, средневысоком, среднем, средненизком и т. д.

Большой вклад в общественное осознание роли глобальной демографической проблемы в мировом развитии внесли проведенные под эгидой ООН три Всемирные конференции по народонаселению, состоявшиеся в 1974 г. в Бухаресте, в 1984 г. – в Мехико и в 1994 г. – в Каире. (В отличие от предыдущих конференций в Риме и Белграде, на которых эксперты выступали от своего собственного имени, они были организованы ЮНФПА на высоком правительственном уровне.) На конференции в Бухаресте был принят «Всемирный план действий в области народонаселения» сроком на 20 лет. В нем подчеркнуто, что в основе политики народонаселения должны лежать социально-экономические преобразования. На конференции в Мехико этот основополагающий принцип был еще раз подтвержден. Одновременно были подведены итоги десяти лет осуществления «Всемирного плана…» и принята Декларация по проблемам населения и развития.

Еще большее значение имела конференция в Каире, в которой участвовали 179 государств. Во время каирского форума, наряду с работой правительственных делегаций, глобальную демографическую проблему обсуждали также 1500 неправительственных организаций из 133 стран. А итоговым документом Каирской конференции стала «Программа действий в области народонаселения», рассчитанная на 20 лет и состоящая из 16 глав. В ней дан общий обзор проблем народонаселения, определены основные принципы составления этого документа, рассмотрены взаимосвязи между ростом населения и экономики, затронуты проблемы семьи, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, здравоохранения, финансирования и др.

Некоторые положения итогового документа вызвали острые разногласия и споры. Например, со стороны мусульманских государств подверглось критике положение о равенстве полов. В еще большей мере камнем преткновения стало положение об искусственном прерывании беременности. В качестве главных противников абортов на конференции выступали Ватикан и государства мусульманского мира. (Характерно, что Саудовская Аравия, Ирак, Судан и Ливан вообще бойкотировали Каирскую конференцию, считая обсуждение подобных вопросов противоречащим мусульманской морали.) В результате согласия достигнуть не удалось.

Наряду со всемирными конференциями регулярно проводятся и другие важные международные встречи по проблемам народонаселения. Так, в 1989 г. в Амстердаме состоялся международный форум «Народонаселение в XXI веке», который наметил широкий круг мер по развитию программ народонаселения. В 1992 г. мировую политику народонаселения обсуждали на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Было отмечено, что решение демографических проблем в каждой стране должно стать составной частью ее национальной стратегии устойчивого развития. Каждая страна должна определить свои демографические цели и программы, исходящие из возможностей жизнеобеспечения растущего населения.

Все эти авторитетные международные форумы исходили в своей работе из одного главного положения – о том, что в плане народонаселения наибольшую угрозу для человечества таит в себе продолжение демографического взрыва. А их решения были направлены в первую очередь на то, чтобы по возможности быстрее «погасить» этот взрыв. В связи с этим особый интерес представляет анализ долгосрочных демографических прогнозов (на 2025 и 2050 гг.).

Демографический прогноз на 2025 г. изменялся уже неоднократно, причем каждый раз в сторону уменьшения показателей. Еще в начале 1990-х гг. составители прогноза в ООН полагали, что население Земли (если исходить из среднего варианта) должно составить в 2010 г. 7,2 млрд человек, в 2020 г. – 8 млрд, а в 2025 г. – 8,5 млрд человек. Эти цифры фигурировали и на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Но затем, исходя из реальных темпов снижения естественного прироста населения, они были уменьшены для 2025 г. сначала до 8 млрд с небольшим, а затем (в 2000 г.) – до 7,8 млрд.

Большой интерес для рассмотрения представляют, во-первых, дальнейшие сдвиги в соотношении численности населения экономически развитых и развивающихся стран. Согласно прогнозам ООН, население развитых стран к 2025 г. возрастет всего на 20–30 млн и составит примерно 1,2 млрд человек (это и есть тот самый «золотой миллиард»). А население развивающихся стран к этому же сроку увеличится на 2 млрд и достигнет 6,6 (в том числе население наименее развитых стран – 1,1) млрд человек. Соответственно и доля стран Юга в мировом населении возрастет до 84 % с лишним. Так что различия между половозрастными пирамидами развивающихся и развитых стран в перспективе станут еще более разительными (рис. 142).

Во-вторых, важно представить будущую динамику мирового населения в региональном разрезе (табл. 171 ).

Как и следовало ожидать, в регионах с преобладанием первого типа воспроизводства населения и тем более с уже обозначившимися признаками демографического кризиса в первой четверти XXI в. либо произойдет очень небольшой прирост населения (СНГ), либо даже наступит его убыль (зарубежная Европа). В странах же второго типа воспроизводства населения, где все еще отчетливо проявляется хотя и затухающий демографический взрыв, население по-прежнему будет возрастать. По абсолютным размерам его прироста первое место сохранится за зарубежной Азией (более 1 млрд человек!), а по относительным – за Африкой (на 60 %!). Такой рост грозит осложнением и без того трудных проблем социально-экономического развития Юга. Например, самодеятельное население зарубежной Азии увеличится на 600–700 млн, а Африки – на 400 млн человек. И всех этих людей нужно будет обеспечить рабочими местами…

Таблица 171

ПРОГНОЗ РОСТА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МИРА ПО РЕГИОНАМ