Смекни!
smekni.com

Географическая картина мира книга 1 Максаковский В П (стр. 62 из 187)

Несмотря на то что человечество еще далеко не полностью перешло к постиндустриальной стадии развития, ученые уже теперь составляют прогнозы ее будущего. Некоторые из них при этом выделяют первую постиндустриальную стадию, которая, предположительно, может продолжиться до XXII в. За ней должны последовать вторая постиндустриальная стадия, которая охватит в основном уже XXII в., и третья стадия с выходом на XXIII в. Соответственно на каждой из этих стадий цивилизация пройдет периоды перехода от предыдущей стадии, становления, зрелости и упадка. Другие ученые, напротив, считают, что уже в XXI в. должен произойти переход от постиндустриальной стадии к другой, так называемой неоэкономической модели мирового хозяйства.

Исследованию места России в этом общецивилизационном процессе посвящена довольно большая литература. Из нее вытекает, что в 1990-х гг. в стране начался переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, но его отличает известная структурная неравномерность. Так, в производстве услуг занято уже более 1/2 экономически активного населения. Более половины всех работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее специальное образование. Доля социально-культурных затрат в бюджете превышает 2/5. В последнее время Россия продвинулась далеко вперед в области применения и информационно-коммуникационных технологий. Определенные успехи достигнуты ею также в сфере охраны окружающей среды, развитии малого и среднего бизнеса, образовании, здравоохранении.

При этом некоторые ученые считают, что в силу очень существенных причин (включая национальные потрясения, которые были связаны с татаро-монгольским нашествием в XIII в., Смутным временем в начале XVII в., Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнами и, наконец, распадом СССР в XX в.) Россия почти все время оставалась страной «догоняющих модернизаций», причем все они – при Петре I, при Александре II, при Столыпине и нынешняя, перестроечная и послеперестроечная – были ориентированы на западное общество. В начале XXI в. экономическое положение России резко изменилось. Страна вступила в стадию экономического подъема, ускорения темпов развития, массового роста инвестиций, общего улучшения благосостояния народа. Такому повороту событий способствовали многие факторы, среди которых особо следует назвать успешный ход осуществления приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК», а также новой демографической политики.

69. Циклы развития мирового хозяйства

Циклическое развитие вообще характерно для многих процессов, происходящих в природе и обществе. Поэтому говорят о природных, экологических, общецивилизационных, демографических, научных, интеграционных и некоторых других циклах. Но наиболее разработана в науке теория экономических циклов, имеющая прямое отношение к развитию мирового хозяйства.

Если говорить очень кратко, под экономическим циклом понимают постоянно повторяющиеся колебания экономической активности, определяющие динамику экономического развития. Такие циклы могут охватывать разные сферы экономической деятельности, но чаще всего они относятся к развитию производительных сил общества. По масштабам их можно подразделять на страновые (национальные), региональные, международные, глобальные, а также отраслевые. А по продолжительности их делят на сезонные, годовые, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, сверхдолгосрочные и суперциклы. При этом наибольший теоретический и практический интерес представляют среднесрочные и долгосрочные циклы.

Среднесрочные циклы экономической конъюнктуры обычно имеют продолжительность от 5–7 до 10–11 лет. Примером их могут служить разработанные К. Марксом капиталистические циклы, каждый из которых включает в себя четыре последовательные фазы: 1) кризиса, 2) депрессии (стагнации), 3) оживления, 4) подъема. До сравнительно недавнего времени теорию капиталистического цикла (или цикличных кризисов капитализма) считали одной из основных политэкономических теорий, и ей была посвящена огромная литература. В ней исследовались экономические кризисы XIX в., кризисы первой половины XX в., включая Великую депрессию 1929–1933 гг., когда мировое капиталистическое промышленное производство сократилось почти наполовину, кризисы второй половины XX в. – как общеэкономические, так и отраслевые, в особенности энергетический и сырьевой кризисы 1974–1975 гг.

Долгосрочные циклы продолжаются от 40 до 60 лет. Наибольшее распространение и в нашей стране, и за рубежом получила концепция больших циклов, предложенная советским экономистом Н. Д. Кондратьевым в 20-х гг. XX в. и ныне очень широко используемая в мирохозяйственных исследованиях. Большие циклы Н. Д. Кондратьева правильнее было бы назвать технологическо-экономическими, поскольку смену одного цикла другим, по его мнению, определяют прежде всего изменения в научно-техническом прогрессе и соответственно в формах организации производства.

По Н. Д. Кондратьеву, каждый большой цикл длится примерно 50 лет и подразделяется на две равные по времени фазы: А – фазу роста и Б – фазу стагнации. В ходе первой из этих фаз («повышательной») мировое хозяйство развивается сравнительно быстро и устойчиво, без особых экономических и иных потрясений. Для второй фазы («понижательной») характерно состояние депрессии, снижение деловой активности, появление кризисов и спадов производства. Большое воздействие на мировую экономику во второй фазе могут оказывать и такие политические катаклизмы, как мировые войны, революции и др.

Н. С. Мироненко, предпринявший подробный анализ больших циклов Н. Д. Кондратьева, отмечает, что первый из них продолжался примерно с 1770 г. по 1840 г. Фаза А этого цикла была связана с промышленным переворотом, прежде всего в Англии, с изобретением паровой машины, текстильных машин, развитием текстильной промышленности, машиностроения, черной металлургии, строительством каналов. Фаза Б ознаменовала начало экономических кризисов. Второй большой цикл охватывал период времени с 1840 по 1890 г. Фаза А этого цикла была связана с бурным ростом машиностроения, добычи угля, выплавки металлов, строительством железных дорог, а фаза Б началась в середине века под сильным воздействием первого подлинно мирового экономического кризиса 1857 г. Третий большой цикл продолжался с 1890 по 1940 г. Фаза А этого цикла была определена развитием электроэнергетики, тяжелого машиностроения, судостроения, основной, а отчасти уже и синтетической химии, а фаза Б началась в период Первой мировой войны и охватила фактически весь межвоенный период. Ее кульминацией можно считать экономический кризис (Великую депрессию) 1929–1933 гг. Хронологические рамки четвертого большого цикла обычно ограничивают 1940–1980 гг., после чего наступило уже время пятого цикла, связанного с новым этапом НТР.

Рис. 54. Графическая интерпретация больших циклов («длинных волн»)

Концепция больших циклов Н. Д. Кондратьева, долгое время почти не использовавшаяся в СССР, вызвала очень большой интерес на Западе, где ее развивали многие известные ученые. Некоторые из них предприняли попытки изобразить большие циклы графически, что делает понятным второе их название – «длинные волны» (рис. 54).

Если проследить под углом зрения циклического развития динамику мирового хозяйства во второй половине XX в., то окажется, что оно пережило за это время несколько периодов с преобладанием как «повышательной», так и «понижательной» тенденции. Так, с 50-х до начала 70-х гг. XX в. можно было наблюдать повышательную тенденцию мирового развития с характерными для нее высокими темпами роста ВВП. Затем произошел экономический кризис 1974–1975 гг., связанный прежде всего с подорожанием нефти, вызвавшим рост цен. В 1980–1982 гг. имел место второй экономический кризис, хотя и не такой глубокий, как предыдущий. Затем началось оживление экономической конъюнктуры, перешедшее в середине 1980-х гг. в новый подъем. Этот подъем, в свою очередь, в начале 1990-х гг. сменился третьим экономическим кризисом, в определенной степени связанным с резким падением производства в странах Восточной Европы и СНГ. Но затем начался новый подъем, и темпы прироста мирового ВВП достигли 3–4 % в год. Прогнозы предсказывали еще большее ускорение экономического развития с доведением среднегодовых темпов прироста ВВП до 4,5 % в 2000 г. Однако сильнейший финансовый кризис, возникший в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1997 г., снова вызвал их снижение. Впрочем, по мнению экспертов, в первые десятилетия XXI в. мировая экономика будет, по-видимому, развиваться быстрее, чем в XX в.

На этом общемировом фоне динамика развития экономически развитых и развивающихся стран все же обнаруживает некоторые различия. В целом в 1990-е гг. темпы роста ВВП (как и промышленного производства) в развивающихся странах были выше, хотя при этом нужно, конечно, иметь в виду, что в этих странах пока преобладает экстенсивный путь развития, при котором экономического роста достигают не столько при помощи повышения эффективности производства и его качества, сколько благодаря его количественному наращиванию. В отличие от этого в развитых странах преобладает интенсивный тип развития, основанный на качественном совершенствовании производства.

Не одинаковая экономическая конъюнктура характерна и для отдельных стран.

Из экономически развитых стран примером такого рода могут служить Соединенные Штаты, где в 50—60-е гг. XX в. экономика развивалась быстро, в 70-е – начале 80-х гг. ее рост замедлился, затем снова шел с перепадами, во второй половине 90-х гг. приобрел «повышательную» тенденцию, а в начале XXI в. снова снизился. Великобритания во второй половине XX в. пережила несколько сменявших друг друга периодов подъема и упадка, а в начале 1990-х гг. вступила в стадию наибольшего для последних десятилетий экономического подъема. Развитие Германии в целом было более стабильным, хотя три общих экономических кризиса отразились и на ней, а знаменитое «экономическое чудо» 50-х – начала 60-х гг. XX в. уже больше не повторялось. «Экономическое чудо» в Японии продолжалось дольше, но именно в 1990-е гг. здесь наступил длительный экономический застой, еще более усугубившийся финансовым кризисом.