Смекни!
smekni.com

Продолжение экономического роста в условиях кризиса еврозоны (стр. 10 из 42)

Глава 4*

Особенности партийно-политического

развития ФРГ

2011 г. стал для Федеративной Республики Германии годом выборов: семь раз немецкие партии боролись за голоса избирателей и места в земельных парламентах. Свой выбор сделали жители Гамбурга (20 февраля), федеральных земель Саксонии-Ангальт (20 марта), Баден-Вюртемберга (27 марта), Рейнланд-Пфальца (27 марта), Бремена (22 мая), Мекленбург-Передней Померании (4 сентября) и столицы Германии – Берлина (18 сен-тября)[70]. Каковы же их основные итоги и последствия для партийно-политического ландшафта ФРГ?

1. Основные немецкие партии и итоги земельных выборов

Социал-демократическая партия Германии[71]. Главным ито-гом для СДПГ после её катастрофического поражения на федеральных выборах 2009 г. можно считать тот факт, что она вновь начала побеждать. Получив неожиданно абсолютное большинство голосов в Гамбурге (48,4%), СДПГ единолично сформиро-вала правительство во главе с бургомистром Олафом Шольцем, которому удалось увеличить показатели по сравнению с прош-лыми выборами на 10% и продемонстрировать самый лучший для партии результат с 1982 г. В Саконии-Ангальт партия оказа-лась лишь на третьем месте, однако осталась в правительстве в коалиции с ХДС. В Баден-Вюртемберге социал-демократы стали младшим партнёром «зелёных», а в Рейнланд-Пфальце, не смо-тря на значительные потери (–9,9%), сумели остаться ведущей силой и сформировали красно-зелёный кабинет. Немного улуч-шив свой предыдущий результат в Бремене (с 36,7 до 38,6%), СДПГ не стала менять союзника по коалиции и продолжила править городом вместе с партией «зелёных». В Мекленбург-Передней Померании она была вынуждена заключить союз с ХДС. Эта же коалиция пришла на смену красно-красному правительству в Берлине, которое третий раз подряд возглавил кан-дидат от СДПГ Клаус Воверайт, несмотря на то, что ему не уда-лось получить прямой мандат от избирателей.

Таким образом, прошедший год оказался для социал-демо-кратов весьма результативным. Они вошли в правительства всех семи федеральных земель, в которых состоялись выборы в союзе с «зелёными» или христианскими демократами и приняли в декабре 2011 г. новую программу. Её ядром стало требование уменьшить государственный долг и одновременно увеличить инвестиции в образование. В программе предложена новая налогово-финансовая концепция, зафиксировано требование зако-нодательного введения минимальной оплаты труда в размере 8,5 евро, представлен новый проект страхования граждан (он должен решить проблемы невысоких пенсий и заменить «трёхклас-совую медицину»). Кроме того, СДПГ выступила за введение на федеральном уровне т.н. «народного кодекса законов», состоя-щего из народных решений, что, по её мнению, должно способ-ствовать усилению прямой демократии[72].

Новая программа расширяет возможности социал-демокра-тов в сфере влияния на формирование политического курса ФРГ и даёт надежду на более высокие результаты в 2013 г. на выборах в Бундестаг. Важно, что в партии обозначились как минимум три потенциальных лидера, пользующихся популярностью у населения и имеющих хорошие шансы баллотироваться на пост канцлера в будущем: это бывший министр иностранных дел и председатель фракции СДПГ в бундестаге Франк-Вальтер Штайнмайер, бывший министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк и председатель партии Зигмар Габриэль.

Христианская Демократическая Партия. Для ХДС прошед-ший год оказался не лучшим с точки зрения итогов выборов и принёс большие разочарования. Прежде всего, это касается ре-зультатов голосования в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Впервые с 1953 г. христианские демократы не только не смогли возглавить правительство в этой земле, но и были вынуждены уйти в оппозицию, передав власть партии «зелёных» и СДПГ. Значительное количество голосов ХДС потеряла на выборах в Гамбурге, где она лишилась половины избирателей, сократив свой предыдущий результат с 42,6% (2008 г.) до 21,9%. Тем са-мым была подведена черта под первой в истории ФРГ черно-зе-лёной коалицией.

В Бремене партия оказалась на 3-м месте (20,4%), пропустив вперёд «зелёных». Хороший результат (35,2%) она продемонстрировала на земельных выборах в Рейнланд-Пфальце. Однако её кандидату Юлии Клёкнер не хватило буквально 1% для того, чтобы сместить социал-демократов (35,7%), традиционно возглавляемых Куртом Беком. Христианские демократы понесли некоторые потери в Саксонии-Ангальт. Тем не менее, им удалось остаться в этой земле ведущей политической силой (32,5%) и сформировать правительство с СДПГ. Невысокие показатели в Мекленбург-Передней Померании (23%) не явились препятстви-ем для продолжения большой коалиции, а результаты выборов в Берлине принесли ХДС 23% голосов и позволили стать млад-шим партнёром СДПГ, которые отказались от союза с партией «зелёных» из-за споров о строительстве автобана вокруг города.

Союз 90/Зелёные. Именно партию «зелёных» можно рассматривать как партию-победителя выборного марафона 2011 г. Катастрофа атомного реактора в Японии привела к тому, что вопрос о выходе из атомной энергетики для многих немецких избирателей стал решающим. Через неделю после «Фукусимы» популярность «зелёных» согласно опросам общественного мне-ния резко возросла. Им удалось удвоить свой результат на земельных выборах в Саксонии-Ангальт ‑ до 7,1% (3,6% в 2006 г.) и спустя 13 лет вновь войти в парламент г. Магдебурга. В феде-ральной земле Рейнланд-Пфальц они получили рекордные для себя 15,4% (в 2006 г. они не смогли преодолеть 5%-ный барьер) и образовали правительственную коалицию с СДПГ.

Но самый большой успех ожидал «зелёных» в земле Баден-Вюртемберг. Они получили 24,2% (+12,5%) и впервые смогли назначить своего премьер-министра Винфрида Кречманна, ко-торый возглавил зелёно-красный кабинет. В Бремене они стали вторыми (22,5%), немного прибавили в Гамбурге и достигли сво-его лучшего результата в Берлине (17,8%), рассчитывая на коо-перацию с СДПГ. Однако переговоры по созданию коалиции, как уже отмечалось выше, провалились. Не последнюю роль в этом, на наш взгляд, сыграли личные разногласия между К. Во-верайтом и кандидатом от «зелёных» Ренатой Кюнаст, которая в ходе предвыборной кампании не раз заявляла, что готова вой-ти в берлинский сенат только в качестве бургомистра, а не сена-тора или тем более лидера оппозиции.

«Зелёные» стали единственной партией, которая на прошло-годних выборах улучшила свой результат и не потеряла голоса избирателей ни в одной из кампаний. Теперь партия впервые за свою историю представлена в парламентах всех 16 федеральных земель. И, если в начале 2011 г. «зелёные» входили в состав лишь двух земельных правительств ‑ в Бремене и Северном Рейн-Вестфалии, то к концу года к ним прибавились ещё две коалиции ‑ в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце.

Левые. Для партии «левых» итоги выборов 2011 г. оказались неоднозначны. В Гамбурге они повторили свой предыдущий ре-зультат (6,4%) и во второй раз вошли в парламент на западе стра-ны. В Саксонии-Ангальт они оказались вторыми после ХДС (23,7%), но были вынуждены остаться в оппозиции. В федераль-ных землях Рейнланд-Пфалц и Баден-Вюртемберг войти в парламенты им не удалось. В Бремене, несмотря на потери, они по-лучили пять мест. В Мекленбург-Передней Померании «левые» немного улучшили свой предыдущий результат, набрав 18,4%. Но это не помогло им повторить успех 1994 и 1998 гг. ‑ войти в состав правительств им не удалось. Согласно опросам общественного мнения, проведённых во время выборов, около 70% респондентов считали, что партия «левых» слишком разрознен-на для того, чтобы серьёзно заниматься политикой[73].

Конфликты внутри партии и постоянные дебаты на феде-ральном уровне не способствовали, по мнению лидера берлинских «левых» Х. Вольфа, их победе в столице[74]. Набрав 11,7% голосов, партия «левых» не смогла остаться в коалиции и была вынуждена перейти в оппозицию.

Свои проблемы «левые» попытались преодолеть на съезде партии, который проходил 21-23 октября 2011 г. в г. Эрфурт. Однако несмотря то, что 96,9% делегатов проголосовали за при-нятие программы, её трудно охарактеризовать как объединяющий партию документ. В нём чётко прослеживаются противоре-чия между двумя центрами «левых» – «радикалами» и «реформаторами». С одной стороны в программе говорится о необходи-мости преодоления существующей в стране политической систе-мы, что подразумевает борьбу с капитализмом, огосударствление банков и крупных концернов, в первую очередь, энергетиче-ских. С другой стороны, в ней содержатся предложения, которые можно трактовать, как требования реформирования существую-щего социально-экономического уклада в сторону его «очелове-чивания» ‑ упразднение «Харц-IV» и выхода на пенсию в 67 лет, сокращение рабочего времени до 30 час. в неделю, поддержание системы социального страхования, введение минимальной оплаты труда и пенсий, которые должны составлять не менее 60% от среднегодового дохода. «Левые» по-прежнему выступают против использования сил немецкого бундесвера в военных интервенциях в других странах. Противоречивостью отличается от-ношение партии и к участию в управлении государством. Так, «левые» решили не участвовать в правительственных коалициях на федеральном уровне, но не исключают такой возможности в землях[75].

Таким образом, партии «левых» в 2011 г. не удалось войти ни в одно из земельных правительств. Более того, они были вы-нуждены покинуть единственную в Германии красно-красную коалицию в столице. Это можно рассматривать как общий тренд, сигнализирующий о том, что как партнёры по коалиции «левые» на сегодняшний день не востребованы.