Смекни!
smekni.com

Продолжение экономического роста в условиях кризиса еврозоны (стр. 26 из 42)

Помимо активной адаптации зарубежных технологических достижений и научных разработок, Китай в последние годы ди-намично развивает собственную инновационную систему. В до-кладе «European Innovation Scoreboard 2009» особо подчёркивается, что КНР стремительно сокращает разрыв в инновационном развитии со странами ЕС-27: «Экстраполяция темпов, с которы-ми Китай навёрстывал это отставание в период 2000–2008 гг., позволяет говорить о том, что он сможет полностью ликвидиро-вать его в ближайшем будущем»[207]. Страна существенно опере-жает Европу по темпам инновационного роста и, в частности, таких его составляющих, как рост экспорта наукоёмких услуг, высокотехнологичного экспорта, увеличение количества регист-рируемых торговых марок и патентов, увеличение расходов на НИОКР, рост числа научных работников. Тем не менее, в дейст-вительности превзойти ЕС-27 КНР удалось лишь по показателям высокотехнологичного экспорта,[208] однако и здесь следует сделать ряд оговорок.

Если же взглянуть на отдельные группы экспортируемых товаров, то становится очевидным, что Китай можно назвать ли-дером по количеству, но не по качеству экспорта, и его высокотехнологичность весьма относительна. Две позиции, в которых Китай безусловно был первым и которые обеспечили ему миро-вое первенство в высокотехнологичном экспорте – это категории «компьютеры – офисное оборудование» и «электроника – телекоммуникации»[209]. Однако и это лидерство было завоёвано главным образом за счёт размещения растущего числа производственных подразделений транснациональных корпораций: главной движущей силой высокотехнологичного экспорта КНР остаются прямые иностранные инвестиции. Именно на компании с иностранными инвестициями в 2008 г. приходилось порядка 85% китайского высокотехнологичного экспорта. Нельзя забывать и о том, что важнейшую роль во внешней торговле Китая играет торговля продукцией переработки и на неё прихо-дится 82%[210] высокотехнологичного экспорта КНР, а значит, в его основе лежат не технологические достижения инновационной системы страны, а дешёвая рабочая сила, осуществляющая переработку и сборку.

В 2007 г. Китай занял 3-е после США и Японии место в ми-ре по расходам на НИОКР в абсолютном исчислении. Доля рас-ходов на НИОКР в ВВП с 2000 по 2008 гг. увеличилась на 65,6 п.п. и достигла 1,5%, тем не менее, этот показатель не достигает значений Германии (2,54%), Израиля, Японии, США, др. Тре-бует уточнений и утверждение о том, что Китай является миро-вым лидером по количеству заявок на патенты. Напомним, в 2009 г. Китай занимал 3-е место по этому показателю (314,6 тыс. заявок), уступая США и Японии, в 2010 г. он уже перешёл на 2-е место, подав в совокупности 391,2 тыс. заявок, а в 2011 г. по предварительным оценкам занял лидирующую позицию[211]. По количеству международных заявок (PCT) Китай за последние годы обогнал Южную Корею, заняв 4-е место после США, Япо-нии и ФРГ: если в 2009 г. было подано 7,9 тыс. таких заявок, то в 2010 г. уже 12,3 тыс., а в 2011 - 16,4 тыс.[212] Обратная сторона невероятных темпов роста этих показателей - невысокое качество патентов. В период с 1990 по 2005 гг. в Китае была подана только 141 патентная заявка «высокой ценности» (например, на трёхсторонние патенты), в то время как Германия и США пода-ли 23,8 и 57,2 тыс. соответственно; показатели по заявкам «сред-ней ценности» распределились как 6,4 тыс., 227,8 тыс. и 890,7 тыс.; Китай несомненно лидирует в сегменте заявок «низкой ценности», которых было подано 1,177 млн (ФРГ – 727,5 тыс., США - 890,7 тыс.)[213]. Кроме того, в 2009 г. около половины всех зарегистрированных китайских патентов были на деле т.н. полезными моделями - особой формой прав интеллектуальной собственности, предоставляемой на гораздо более мягких усло-виях, и обеспечивающей защиту лишь на 10 лет; за ними зачастую не стоит настоящего изобретения и инновационной идеи[214]. Китайское правительство субсидирует компании, подающие за-явки на патенты, и поощряет патентные бюро, регистрирующие их, что увеличивает количество заявок, отнюдь не гарантируя их качества.

В период с 2000 по 2008 гг. доля китайских публикаций, входящих в индекс научного цитирования (SCI) возросла на 91,1% (немецких – сократилась на 14,5%). По данным отчёта Ки-тайского института научно-технической информации с 2001 по ноябрь 2011 гг. было опубликовано 836,3 тыс. научных исследований, количество цитирований которых достигло 5,19 млн. Китай занял 2-е место в мире по количеству научных публикаций[215] и намеревается занять 5-е место по частоте цитирования к 2014 г. Несомненно, китайская наука демонстрирует поразительные успехи, однако, вновь за внушительными количествен-ными показателями кроются существенные качественные недо-статки. В научном сообществе КНР практикуется разного рода мошенничество: зачастую работы зарубежных учёных китайско-го происхождения выдают за китайские; результаты исследова-ний подделываются ради получения грантов, щедро раздаваемых государством; поставлено на поток написание работ нанятыми авторами; распространены случаи плагиата. Крупные ки-тайские учёные сетуют на отсутствие в стране здоровой исследовательской атмосферы, а также на то, что личные контакты имеют приоритет перед законами и нормами. В марте 2012 г. на заседании Всекитайского собрания народных представителей прозвучало предложение приравнять академическое мошенничество к преступлению, поскольку оно дискредитирует китайскую науку и создаёт почву для развития коррупции.

Всё вышеперечисленное доказывает, что несколько прежде-временно было бы присваивать Китаю статус мирового иннова-ционного лидера. Тем не менее, с переменным успехом, но стра-на движется к реализации целей, поставленных в 2006 г. в «На-циональной среднесрочной и долгосрочной программе развития науки и техники на 2006–2020 гг.», согласно которой к 2020 г. расходы на НИОКР увеличатся до 2,5% ВВП, и в КНР будет со-здано инновационно ориентированное общество. А пока Китай крайне заинтересован в заимствовании западных технологий, которое он осуществляет путём привлечения прямых иностран-ных инвестиций, путём приобретения предприятий за рубежом, наконец, незаконными методами.

Вернёмся к основной теме нашего исследования и рассмотрим проблему адаптации Китаем передовых западных технологий в контексте немецко-китайских отношений.

3. Основные отрасли хозяйственной кооперации

Важнейшая отрасль немецкой промышленности – автомоби-лестроение – обязана скорейшим преодолением последствий кри-зиса именно китайскому рынку, где продажи автомобилей в 2010 г. выросли на превзошедшие все ожидания 10%. Продажи «VW» в Китае лишь в I квартале 2010 г. увеличились на 60% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, во многом благодаря азиатскому рынку совокупная прибыль концерна в 2010 г. составила 7,2 млрд евро, а в 2011 г. достигла 15,8 млрд евро. В 2011 г. доля немецких производителей на рынке КНР составляла свыше 18%; в том же году продажи «Volkswa-gen-Gruppe» в Китае выросли на 17,7% (до 2,26 млн автомобилей), «BMW» и «Audi» – на 37%[216]. В дальнейшем «VW» плани-рует расширение своего присутствия на рынке, что подтвержда-ют договорённости, заключённые в рамках межправительствен-ных консультаций. Кроме того, концерн проявляет интерес к от-крытию производства в западных провинциях страны, на что выделяются значительные инвестиции.

Немецкие автомобильные компании уже долгое время рабо-тают в кооперации с местными производителями, как, например, «BMW» и «Brilliance Auto», «VW», «SIAC» и «FAW». Тем не менее, с точки зрения китайских властей, передача технологий от западных партнёров по совместным предприятиям происходит недостаточно быстро, а качество китайских автомобилей остаётся слишком низким для того, чтобы они могли конку-рировать на мировом рынке. Исходя из этого, весной 2011 г. правительство КНР потребовало от концернов «Volkswagen» и «Daimler» создать специальные марки автомобилей для Китая, пригрозив в противном случае ограничить возможности для дальнейшего инвестирования. Учитывая, что официальный Пе-кин уже много лет принуждает зарубежные автомобильные ком-пании создавать совместные предприятия с китайскими произво-дителями, нарушая тем самым устав ВТО, подобное требование ещё больше отдаляет его от соблюдения правил организации, в которую Китай вступил ещё в 2001 г. Не будем также забывать, что немецкие (и не только) партнёры вовлечены в целый ряд су-дебных тяжб с китайскими государственными компаниями, ко-торые раз за разом копируют западные модели машин. Беззас-тенчивый «автомобильный плагиат» вскрывается на каждом но-вом автосалоне, однако немецкие производители зачастую закрывают на это глаза, и приведённая выше статистика объясняет, почему. Глава «Daimler AG» Дитер Цетше и вовсе заметил: «Это просто часть здешней культуры, даже своего рода форма почитания».

Однако планам автоконцернов могут помешать новые реше-ния китайских властей: в декабре 2011 г. было заявлено, что пра-вительство намеревается лишить поддержки иностранных инвес-торов в сфере автомобилестроения и начать тем самым вытеснять немецких производителей с китайского рынка. Меры госу-дарственного вмешательства, выработанные Национальной ко-миссией по развитию и реформам и Министерством коммерции КНР и вступившие в силу 30 января 2012 г., призваны защитить отечественные автоконцерны и, по словам официального информагентства «Синьхуа», «обеспечить здоровое развитие рын-ка». Впрочем, были сохранены государственные поощрения для инвестиций в автомобильные НИОКР и производство электродвигателей, – сферы, представляющие наибольший интерес в соответствии с китайской стратегией развития. Согласно 12-му пятилетнему плану (2011–2015), автомобильная промышленность КНР является той ключевой отраслью, на основе развития которой должны быть достигнуты если не все, но многие из сформулированных целей. Шаги, предпринимаемые в отношении иностранных производителей, наряду с активной консолидацией отрасли и усилением НИОКР (в т.ч. за рубежом), направлены на то, чтобы китайские автопроизводители наконец могли выйти на внешний рынок. Неудивительно, что представители немецких концернов всерьёз обеспокоены такими изме-нениями правил игры: следствием декабрьских заявлений Пеки-на стало заметное падение акций «BMW» и «VW».