Смекни!
smekni.com

Продолжение экономического роста в условиях кризиса еврозоны (стр. 4 из 42)

Оба решения были крайне негативно встречены представителями основных немецких кредитных институтов и вызвали их весьма жёсткое сопротивление. Президент Союза немецких сберегательных касс Хайнрих Хаазиз вместе с главами четырёх крупнейших немецких банковских институтов обратился с открытым письмом к правительству Германии. В нём утверждалось, что искусственное ужесточение понятия «собственный ка-питал» не соответствует интересам стабилизации финансовых рынков, и что от заявленных планов надо отказаться. Особую активность проявил председатель правления «Дойче Банк» Йозеф Акерманн, который в многочисленных интервью настаивал на том, что увеличение доли капитала первого уровня для тех банков, которые существенно сократили за последние годы объ-ём «токсичных» активов в своих портфелях, является бесполез-ной мерой. Он также заявлял, что его банк сделает всё для того, чтобы изыскать собственные средства для решения этой задачи и не будет обращаться за помощью к государству.

По оценкам экспертов, для повышения доли капитала перво-го уровня до 9% двум крупнейшим банковским институтам Гер-мании, которые являются основными держателями греческих облигаций среди немецких кредитных учреждений – «Дойче Банк»[16] и «Коммерцбанк» – необходимо несколько миллиардов евро. Вместе с другими четырьмя немецкими банками до середины 2012 г. им надо будет изыскать 13,1 млрд евро. Основная часть этой суммы приходится на «Коммерцбанк», который нуждается в 5,3 млрд евро. С учётом существующих жёстких сро-ков без обращения к государственной помощи банкам будет трудно найти необходимые средства[17].

Весьма негативно Германия отнеслась к активно продвигае-мым Еврокомиссией и большинством стран еврозоны (а также Великобританией и США) предложениям о финансировании за-долженности южноевропейских стран за счёт эмиссионного ме-ханизма Европейского Центрального банка. Несмотря на беспрецедентное давление, федеральный канцлер Ангела Меркель решительно выступила против такой идеи. В этом она опиралась на поддержку нового президента Бундесбанка Йенса Вайденман-на (сменившего в 2011 г. на этом посту преждевременно ушед-шего в отставку Акселя Вебера[18]), а также на твёрдую позицию Бундестага и Федерального Конституционного суда. Сторонни-ки неограниченной эмиссии считают, что такое решение сможет успокоить рынки и стабилизировать ситуацию, что, на их взгляд, в полной мере перекрывает риски инфляционного потен-циала такого механизма. Но немецкие политики вполне обоснованно указывают на то, что для единой валюты могут наступить негативные последствия в том случае, если рынки не отреагиру-ют на предлагаемые эмиссионные меры ожидаемой стабилизацией. Например, не исключено, что инвесторы в ситуации обоб-ществления долгов станут отказываться не только от итальянских и греческих, но и от гособлигаций других стран еврозоны.

ФРГ, несмотря на нарушения Маастрихтских критериев, по-прежнему считается наиболее надёжной гаванью для частных и государственных вкладчиков. Однако надо учитывать факт быстро растущей финансовой нагрузки на её госбюджет, связанной с предоставляемыми гарантиями в рамках вышеупомянутых фондов поддержки. Если Германия будет вынуждена безлимит-но гарантировать долги проблемных стран, то участники рынков всех уровней (от зарубежных управляющих фондами до обычных бундесбюргеров) в конечном итоге задумаются о целесообразности вложений в немецкие государственные ценные бумаги. В этом случае вся создаваемая с таким трудом конструкция предоставления гарантий может рухнуть, и тогда уже некому будет выступать гарантом последней инстанции. Если Германия перестанет быть финансовым спасательным якорем еврозоны, то про «евроланд» наверняка можно будет забыть.

Сложно сказать, удастся ли ведущей стране еврозоны сохра-нить в 2012 г. основной вектор своей политики, направленной на сохранение независимости ЕЦБ[19], укрепление надёжности национальных частных кредитных институтов, продолжение необходимых реформ во всех государствах евроланда и труднейших шагов в области унификации их финансовых политик. Слишком много факторов, которые этому противодействуют. Но, если это удастся сделать (возможно, и за счёт определённых уступок своим партнёрам[20]), то Германия укрепит своё положе-ние ведущего игрока в еврозоне и будет способствовать её даль-нейшему реформированию.

4. Рекордные показатели в области занятости

В 2011 г. продолжилось улучшение ситуации на рынке труда. Общее количество работников в народном хозяйстве Германии возросла на 541 тыс. (+1,3%) и превысила 41 млн человек, что стало рекордным показателем со дня основания ФРГ. Боль-шинство из них относится к категории работников, подлежащих обязательному социальному страхованию. Численность занятых полный рабочий день росла более быстрыми темпами по отно-шению к частично трудоустроенным. В отдельных регионах страны ситуация оказалась близка к полной занятости. Увеличение количества долгосрочно занятых оказало положительное влияние и на рост номинальных заработных плат[21].

До минимального значения опустился уровень безработицы. На протяжении последних двадцати лет (с 1991 г.) доля безработных в экономике Германии является одной из самых низких в Европе[22]. Важно, что по сравнению с 2005 г. уровень долгосрочной безработицы (лица, находящиеся без работы год и более) по состоянию на конец 2011 г. снизился более чем на 40%, при этом сокращение этой группы безработных, начиная с 2006 г., происходило более быстрыми темпами по сравнению с другими категориями лиц, не имеющих работы. Это стало новым явлением в рамках циклического развития немецкой экономики. Одновременно росло количество вакантных мест. В 2011 г. существенно увеличилась численность работников, подлежащих обязательному социальному страхованию. Более того, темпы прироста данной категории трудоустроенных были выше темпов прироста занятых в целом. Важной тенденцией стало появление новых рабочих мест во всех отраслях экономики.

Производительность труда в час на одного занятого выросла на 1,2%, при этом нетто заработная плата увеличилась на 2,2%. Прирост номинальной заработной платы составил 4,8%, что существенно превысило показатели прошлого года (+2,7%) и стало рекордным, начиная с 1992 г. Это обусловило увеличение доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств, с 2,9 до 3,3% – самый большой прирост в течение 2-х лет с начала 90-х гг. прошлого века (в 2012 г. согласно прогнозам он не-сколько снизится – до 3%). Данный фактор стал решающим для развития покупательной способности населения и укрепления его доверия к экономической ситуации внутри страны.

Очевидно, что наряду с благоприятной внутренней конъюн-ктурой, позитивные процессы на рынке труда были обусловле-ны влиянием реформ, начатых Герхардом Шрёдером в рамках программы «Агенда-2010» ещё в 2003 г.

В прошлом году коалиционное правительство продолжило политику по более активному вовлечению в экономику женщин, граждан пожилого возраста, малоквалифицированной ра-бочей силы и граждан с миграционным фоном. Примечательным фактом стала подготовка Министерством внутренних дел и пу-бликация осенью 2011 г. доклада, содержащего анализ ситуации в области демографического развития немецкого общества[23]. В нём не только уточнены положения, содержащиеся в прежних исследованиях, но и обращено внимание на ряд новых вызовов. Вот уже 40 лет средний уровень рождаемости в ФРГ не превы-шает 1,4 ребёнка, в то время как в Европе он равен 1,7. После-довательно растёт продолжительность жизни и, соответственно, доля пожилых граждан в возрастной структуре. За последнее десятилетие доля трудоспособного населения существенного со-кратилась, а доля граждан пенсионного возраста возросла. Общество становится всё более гетерогенным – растёт число граждан не немецкого происхождения.

Для более эффективного решения долгосрочных задач по улучшению ситуации на рынке труда правительство начало раз-работку ряда основополагающих документов. Ведущую роль среди них играет стратегия демографического развития страны (планировалась к обнародованию весной 2012 г.), учитывающая положения упомянутого доклада о демографической ситуации, а также разработанного ранее специального плана действий в этой сфере для восточногерманских земель.

Если в 2001 г., когда экономика находилась на подъёме, чи-сло безработных и вакантных мест было примерно равно, то в 2011 г. их количество было уже на миллион меньше при одновременном сокращении предложений на рынке труда. Это свидетельствует о постепенном сглаживании структурных диспро-порций, хотя эта проблема остаётся актуальной и её решением предстоит заниматься и будущим федеральным правительствам. Так, согласно данным опроса, проведённого Немецкой торгово-промышленной палатой, около трети предприятий осенью 2011 г. не могли в краткосрочный период заполнить существующие вакансии. По оценкам её экспертов, речь шла приблизительно о 1,3 млн рабочих мест. Институт немецкой экономики в Кёльне провёл исследование, посвящённое ситуации с высококвалифи-цированными специалистами, занятыми в области математики, информатики, естественных наук и техники[24]. Учёные пришли к выводу, что по состоянию на октябрь 2011 г. в этих сферах ва-кантными были 239 тыс. рабочих мест. Одновременно около 74 тыс. человек искало работу по специальностям этих 4-х направлений[25]. В целом наибольший дефицит кадров существует по та-ким специальностям, как инженеры, специалисты по информационным технологиям, высококвалифицированные специалисты в отрасли металлообработки и электротехники, воспитатели и няни, сиделки, специалисты в области логистики и гостинично-го хозяйства. Вышеупомянутое консалтинговое агентство «Pro-gnos» подсчитало, что без целенаправленных мер привлечения специалистов из-за рубежа уже в 2015 г. дефицит на рынке тру-да Германии составит 3 млн человек, а в 2030 г. – 5 млн[26].