Смекни!
smekni.com

Продолжение экономического роста в условиях кризиса еврозоны (стр. 25 из 42)

Помимо этого в ходе консультаций обе стороны заявили о готовности интенсифицировать взаимодействие в рамках «боль-шой двадцатки» в направлении усиления роли G20 в качестве главной площадки международной экономической и финансовой кооперации; центральные банки ФРГ и Китая намереваются учредить Германо-китайский форум по финансовой стабиль-ности.

Правительства двух стран обсудили вопросы увеличения объёмов двусторонней торговли и инвестиций, углубления ко-операции в сфере малого и среднего бизнеса, тесного сотрудни-чества в рамках таких отраслей как сельское хозяйство и аграр-ные технологии, энергетика, в области защиты окружающей среды. В очередной раз была подчёркнута важность совместной работы в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, стандартизации и сертификации как обязательного условия дальнейшего развития экономического партнёрства. В этой свя-зи была создана совместная комиссия по вопросам стандартизации, целью работы которой является усиление ориентации Китая на соблюдение международных норм[196].

Наконец, следует упомянуть об инициированном соответст-вующими министерствами «Германо-китайского стратегическо-го партнёрства в сфере электромобилестроения», которое пред-полагает сотрудничество между отдельными предприятиями, исследовательскими учреждениями и местными органами власти двух стран[197]. Основы партнёрства в этой области были за-ложены в июле 2010 г. при подписании совместного коммюнике, теперь же в нём принимают участие порядка десяти министерств и ведомств ФРГ и Китая[198].

Важными темами для обсуждения стали наука и образование: стороны намерены развивать успешное научно-техниче-ское сотрудничество, продолжающееся уже более 30-ти лет. В ходе консультаций было подписано шесть двусторонних согла-шений, в частности, договор о содействии обширной кооперации в сфере высшего образования. Данное соглашение предусматривает установление партнёрства между университетами двух стран и создание совместного института фундаментальных исследований. Планируется, что в последующие четыре года в программах обмена примут участия более 20 тыс. студентов и учёных. Дальнейшее развитие исследовательской кооперации запланировано в основном в таких областях как энергетика, за-щита окружающей среды, биология и электромобилестроение. Министр науки и образования ФРГ Анетте Шаван назвала сфе-ру образования и научных исследований ядром немецко-китай-ских отношений[199]. Подобное сотрудничество – один из каналов передачи технологий, безусловно, выгодный для Китая.

В совместное правительственное заявление также вошёл ряд политических договорённостей, в которых, в частности, оговаривается проведение политики, направленной на дальнейшее сближение двух стран и организация регулярных встреч на выс-шем уровне. Германская сторона подтвердила свою привержен-ность «политике единого Китая» и своё уважение территориальной целостности КНР, а также заявила о намерении открыть новое генеральное консульство в Шеньяне. Наконец, представители правительств договорились об углублении сотрудничества в сфере защиты прав человека.

За перспективными договорённостями и взаимовыгодными контрактами стороны, впрочем, не забывали о собственных ин-тересах и препятствиях, существующих в отношениях. Предпринимательское сообщество и политические круги ФРГ тради-ционно отмечают следующие проблемные сферы:

- недостаточная открытость китайского рынка, которая сохраняется, несмотря на многолетнее членство в ВТО и особенно затрудняет проникновение на рынок малых и средних не-мецких компаний, которые сталкиваются с проблемами сертификации;

- свободная торговля и необходимость установления единых норм стандартизации с китайскими партнёрами. В ходе межправительственных консультаций был сделан акцент на по-требности в единых стандартах в области электромобилестрое-ния;

- добросовестная конкуренция, наличие дискриминационных норм при создании совместных предприятий, нарушение прав интеллектуальной собственности;

- нарушение прав человека и политика КНР в отношении Тибета.

Министр экономики Ф. Рёслер в своей речи на закрытии 6-го германо-китайского форума обозначил первые три условия как обязательные для скорейшего достижения общих целей, од-нако дипломатично не стал заострять внимание на нарушениях, допускаемых китайской стороной, а лишь подчеркнул важность реализуемой ею работы и «совместных усилий» по решению су-ществующих проблем[200]. В то же время, представители деловой общественности формулируют свои претензии к китайским вла-стям в более жёсткой форме. Так, перед началом ответного визита А. Меркель в Китай в начале февраля 2012 г. президент Торгово-промышленной палаты Германии Х.Х. Дрифтман обра-тился к канцлеру с просьбой защитить немецкий бизнес и пого-ворить с китайскими коллегами «открыто и начистоту» о необходимости принятия международных стандартов и норм, о соблюдении равенства прав местных и зарубежных компаний, о снятии барьеров, препятствующих проникновению на китайский рынок, отмене практики принудительной передачи техни-ческих знаний и прочих условиях здоровой конкуренции.

Что же касается дискуссии по поводу гражданских прав и свободы слова в КНР, она то обостряется, то на время затихает, подобно хроническому заболеванию, а реакция китайских властей колеблется от открытого раздражения и негативных последствий для внешнеэкономических отношений – как после встреч канцлера с Далай-ламой – до сдержанной вежливости, когда разговор заходит об очередном арестованном диссиденте или правозащитнике. Впрочем, немецкой стороне раз за разом дают понять, что это – внутренние дела государства, и оно не нуждается в сторонних советах.

2. Основные показатели и направления двустороннего сотрудничества. Инновационный аспект

В минувшие годы - в особенности годы мирового финансо-вого кризиса - роль китайской экономики для ФРГ существенно выросла. Согласно статистике, совокупный объём германо-китайской торговли в 2010 г. составил свыше 130 млрд евро, а к 2015 г. стороны планируют увеличить этот показатель до 200 млрд (отметим, в 2001 г. он составлял 32 млрд евро, в 2004 – около 54 млрд, в 2006 г. - 76 млрд евро). На сегодняшний день КНР является шестым по величине адресатом немецкого экспорта (53,8 млрд евро) и самым крупным импортёром товаров на германский рынок (77,2 млрд евро). Согласно недавнему ис-следованию компании «Ernst&Young», китайский рынок является наиболее динамично развивающимся и привлекательным рынком для немецкого экспорта. В период с 2000 по 2009 гг. экспорт ФРГ в Китай увеличился на 285%, тогда как поставки в страны, традиционно являвшиеся ключевыми внешнеторговы-ми партнёрами Германии, и уже не обладающими таким потен-циалом, например, во Францию и Голландию, на 22 и 39% соот-ветственно, а экспорт в США и вовсе сократился на 13%. Даже в самый сложный для немецкой экономики кризисный 2009 г., когда экспорт сократился впервые за 15 лет и сразу – на 18,5%, вывоз в Китай увеличился на 7%[201]. Если обратиться к структу-ре взаимной торговли, то немецкий экспорт в основном состоит из продукции машиностроения, химической промышленности, электротехники, а также автомобилей и комплектующих, в то время как в ФРГ импортируются главным образом средства свя-зи, радиоприёмники и телевизоры, офисное оборудование и ком-пьютерная техника, причём доля этих групп за минувшее десятилетие значительно выросла, а также одежда, мебель и проч.

Германские инвестиции направлены в основном в производ-ство машин и оборудования, химическую промышленность и автомобилестроение – 68% компаний, инвестирующих в КНР – промышленные. В 2009 г. объём накопленных прямых инвести-ций ФРГ в Китае составил 20,7 млрд евро (2006 г. – 12,2 млрд)[202], на китайском рынке расположено свыше 5 тыс. немецких пред-приятий, на которых занято порядка 200 тыс. работников. 60% материнских компаний предприятий, присутствующих на китайском рынке – это крупные компании, 40% представляют ма-лый и средний бизнес; превалирующей формой германо-китай-ского сотрудничества является компания со 100% иностранным участием (70%) и совместное предприятие (30%)[203]. Немецкий бизнес располагается главным образом в более развитых восточных провинциях Китая и в основном концентрируется вокруг крупнейшей городской агломерации страны – Шанхая. Тем не менее, федеральное правительство видит определённые перспективы в китайской «политике развития Западного Китая» (т.н. Go West) и анализирует её значение для немецкой экономи-ки[204].

Китай также заметно увеличил объём своих капиталовложе-ний в ФРГ, сменив традиционную роль реципиента на роль ак-тивного инвестора: в 2009 г. китайские инвестиции составили 613 млн евро, почти удвоившись за предшествующие три года; количество китайских компаний на германском рынке в 2010 г. достигло - по разным оценкам – от 700 до 1000, на них занято свыше 6,5 тыс. работников. В 2010 г. помимо осуществления це-лого ряда сделок M&A предприниматели из КНР начали в Гер-мании 78 инвестиционных проектов «с чистого листа»; всего же в период с 2003 по 2010 гг. в ФРГ стартовали 182 китайских проекта ПИИ[205]. Очевидно, что Германия не отличается ни куль-турной, ни географической близостью Китаю, не располагает столь необходимыми ему ресурсами, однако привлекает китайских инвесторов в первую очередь уровнем технологического развития, качеством рабочей силы, степенью правовой защищённости. Наиболее популярными среди китайских компаний являются такие отрасли немецкой экономики, как машинострое-ние, электротехника, ИКТ, возобновляемая энергетика. Если не-мецкие компании в КНР занимаются главным образом производством, то китайские, напротив – размещают в ФРГ в основном сбытовые и маркетинговые отделения, тогда как штаб-квартиры компаний и отделения НИОКР составляют не более 3% открытых представительств. Вместе с тем, созданные в Герма-нии условия для осуществления научных разработок настолько привлекательны для китайского бизнеса, что всё большее коли-чество компаний из КНР заявляет о намерении в ближайшее вре-мя создавать в ФРГ научно-исследовательские центры. По мне-нию экспертов федерального министерства экономики и техно-логий, китайские прямые инвестиции в немецкую экономику яв-ляются центральным инструментом, который способен обеспечить процесс передачи технологий на взаимовыгодной основе[206].