Смекни!
smekni.com

Общая психология (стр. 17 из 55)

ЭКСПЕРИМЕНТ ПАДИШАХА АКБАРА

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

В е д у щ и й.

П а д и ш а х А к б а р.

В и з и р ь М а н с а р.

С л у г а А л и.

Занавес. Звучит музыка.

В е д у щ и й (говорит за занавесом). Много лет тому назад в далеком городе Багдаде жил Падишах Акбар. Однажды после обеда он лежал на диване и рассуждал.

Открывается занавес. На диване лежит Падишах Акбар.

П а д и ш а х А к б а р (сам себе). Интересно… Когда рождается человек, он уже владеет языком или научается ему на протяжении жизни?

Входит В и з и р ь М а н с а р.

О, визирь Мансар! Вот ты-то мне и нужен.

Визирь Мансар подходит к Падишаху Акбару, низко кланяется.

В и з и р ь М а н с а р. Слушаю, о мой повелитель!

П а д и ш а х А к б а р. Ответь мне, визирь, языку научаются в течение жизни или он дается человеку с рождения?

В и з и р ь М а н с а р. Прости, о великий падишах! Мудрейшие учат, что язык передается с молоком матери.

П а д и ш а х А к б а р. Вот как! А я думаю иначе. И сделаю так. (Зовет слугу.) Али, Али…

Входит С л у г а А л и. Кланяясь, он подходит к Падишаху Акбару.

П а д и ш а х А к б а р. Сходи в мой гарем. Забери у двенадцатой жены новорожденных сыновей и помести их в отдельное, изолированное от людей, помещение. На протяжении семи лет следи за тем, чтобы дети были сыты, чтоб они имели все необходимое, но чтобы ни разу не слышали человеческой речи. А через семь лет посмотрим, кто умнее: я или мои мудрейшие. (Слуге.) Пошел!

С л у г а А л и. Слушаю, о мой властелин! (Кланяясь, уходит.)

Занавес закрывается. На сцену выходит В е д у щ и й.

В е д у щ и й. Прошло семь лет. Падишах и Визирь вошли в помещение, где росли мальчики… (Обращается к зрителям.) Кто оказался прав: падишах или визирь?

1. Чем закончился эксперимент падишаха Акбара? 2. Какова роль социального фактора в развитии личности?

Творческое задание

Разработайте сценарии дидактических спектаклей по теме «Личность».

Темы для спектаклей

1. Программа «Секретная часть». Гость программы — З. Фрейд.

2. Программа «К барьеру». В дискуссии по вопросу о формировании личности принимают участие ученые Дж. Уотсон и А. Маслоу.

3. Программа «К барьеру». В дискуссии по вопросу о формировании личности принимают участие ученые А. Бандура и Ж. Пиаже.

4. Программа «К барьеру». В дискуссии по вопросу о формировании личности принимают участие ученые К. Роджерс и А. Н. Леонтьев.


Т е м а 7

САМОСОЗНАНИЕ

Вопросы к обсуждению

1. Понятие о самосознании.

2. Характеристика Я-концепции.

3. Самооценка и уровень притязаний.

4. Самоуважение и самоэффективность.

Литература

1. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура ; пер. с англ. ; под. ред. Н. Н. Чубарь. — СПб. : Евразия, 2000.

2. Бернс, Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. В. Бернс ; пер.
с англ. М. Б. Гнедовского, М. А. Ковальчук ; под общ. ред., вступ. ст.
В. Я. Пилиповского. — М. : Прогресс, 1986.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1983. — Т. 3.

4. Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. / Ж. Годфруа ; пер. с франц. — Изд. 2-е, стереотип. — М. : Мир, 1996. — Т. 1.

5. Квинн, В. Н. Прикладная психология / В. Н. Квинн. — СПб. : Питер, 2000.

6. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. — М. : Полит-издат, 1984.

7. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология / Г. Лефрансуа. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — (Проект «Главный учебник»).

8. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс ; пер. с англ. — СПб. : Питер Ком, 1998.

9. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001. — (Сер. «Учебник нового века»).

10. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. — 2-е изд. — М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. — Кн. 1 : Общие основы психологии.

11. Общая психология : курс лекций / сост. Е. И. Рогов. — М. : ВЛАДОС, 2003.

12. Первин, Л. Психология личности. Теория и исследования / Л. Первин,
О. Джон / пер. с англ. ; под ред. В. С. Магуна. — М. : Аспект Пресс, 2001.

13. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. — М. : Просвещение, 1989.

14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — Т. 1; 2.

15. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М. : Шк. пресса, 2000.

16. Хэйес, Н. Что такое психология? / Н. Хэйес, С. Оррелл. — М. : Эксмо, 2005.

1 Понятие о самосознании

Самосознание представляет собой осознание человеком своих качеств, достоинств и недостатков. Это образ себя и отношение к себе, связанное со стремлением человека к самосовершенствованию. Главные функции самосознания: познание себя; усовершенствование себя; поиск смысла жизни.

С рождения до года самосознание у ребенка отсутствует. Формируется самосознание постепенно под воздействием социума и выступает как этап в становлении сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности и специфическими изменениями во взаимоотношениях с окружающими
(Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). С года до двух лет у ребенка появляется понимание своей отдельности от других людей, того, что у него есть свои мысли, способности и желания. С двух до трех лет ребенок при помощи языка начинает сравнивать себя с другими людьми. Говоря о себе, он начинает употреблять местоимение «я». С трех до пяти лет у него начинают формироваться самооценка, а также такие ее элементы, как гордость или вина.

В изучение самосознания большой вклад внесли представители гуманистической и феноменологической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). В гуманистической психологии человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Феноменологическая психология — это разновидность гуманистической психологии, которая акцентирует внимание на феноменальном мире человека, т. е. на том, как человек сам воспринимает этот мир и себя в этот мире.

2 Характеристика Я-концепции

Согласно К. Роджерсу, человек рождается с феноменальным полем. Феноменальное поле — это уникальное поле опыта человека. Оно включает восприятие, действия, события. То, что входит в поле опыта, может осознаваться, может не осознаваться, может соответствовать объективной реальности, а может не соответствовать. Феноменальное поле имеет границы. Оно ограничено физически (организмом человека) и психологически (человек воспринимает не все стимулы окружающего мира, а те, что непосредственно опасны или безопасны, приятны или неприятны). В момент рождения человека поле, по мнению К. Роджерса, неразличимо.

В процессе социализации феноменальное поле дифференцируется, в нем выделяется Я (самость, Я-концепция). Я как результат выделения себя из среды позволяет ощущать себя субъектом своих психических и физических состояний, процессов; переживать целостность, тождественность с самим собой в отношении настоящего, прошлого и будущего.

Я — это совокупность установок человека на самого себя
(Р. Бернс). Эта организованная, относительно устойчивая, более или менее осознаваемая структура постоянно находится в процессе формирования. В своих работах К. Роджерс подчеркивает стремление человека к самоактуализации (использование и развитие своих возможностей, превращение их в способности).

Я-концепция может быть положительная (человек любит, принимает себя); отрицательная (человек не любит, не принимает себя) и амбивалентная (одновременное присутствие в сознании противоположных чувств, которые человек переживает по отношению к себе).

Для социально-психологического подхода в рассмотрении структуры Я характерно выделение следующих компонентов:

а) познавательного, или когнитивного (представления о своих качествах, внешности, способностях, социальной значимости);

б) эмоционально-оценочного (самоуважение, себялюбие, самоунижение);

в) поведенческого, или конативного (действия и поступки, определяемые знаниями о себе и отношением к себе, к примеру, стремление самоутвердиться в профессии).

В русле общепсихологического подхода Я-концепция рассматривается в терминах Образов-Я. Выделяют Я-реальное — это видение человеком самого себя в настоящий момент. Позже формируется Я-идеальное — то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать требованиям общества. Если Я-идеальное включает желания и надежды человека, то Я-должное — совокупность его убеждений, которые связаны с долгом, обязательствами и ответственностью (Е. Т. Хиггинс, 1987). В Я-фантастическое входят представления о том, каким человек мог бы стать, если бы это было возможно. Я-концепция не статична, поэтому в системе представлений человека о себе выделяют Я-динамическое — кем человек стремится стать.

Расхождение между Я-концепциями является показателем адаптации. При отсутствии больших различий между Я-идеальным и Я-реальным можно говорить о хорошей адаптации человека, о психологическом здоровье его личности. И, наоборот, при серьезных расхождениях Я-реального и Я-идеального человек переживает неудовлетворенность. Расхождения Я-должного и Я-идеального с Я-реальным вызывают у человека различные эмоции: Я-должного и Я-реального — тревогу, страх; Я-реального и Я-идеального — тоску, печаль. Вместе с тем расхождение между Я-концепциями — норма когнитивного развития личности, стимул к самосовершенствованию (И. С. Кон, Д. Майерс).

Важной характеристикой Я-концепции является конгруэнтность, свидетельствующая о соотношении восприятия самого себя и субъективного жизненного опыта. У конгруэнтной личности слова, мысли и действия не расходятся между собой. При расхождении возникает конфликт с самим собой, вызывающий у личности тревогу, что новое знание войдет в сознание и вынудит Я к изменению. Чтобы этого не допустить, личность использует защитные механизмы, которые способствуют снижению тревоги. Для развития и роста личность должна быть конгруэнтной. Стимулирует личность к большей конгруэнтности, по К. Роджерсу, тенденция к самоактуализации.