Смекни!
smekni.com

Общая психология (стр. 2 из 55)

Важный момент в организации деятельности в дидактическом театре — разъяснение студентам ее сущности. Доведите до их сведения информацию о составе и структуре актерских трупп. Обратите внимание на то, что обучение в дидактическом театре строится как совместная деятельность студентов в актерских труппах, как забота каждого о выполнении творческого задания. Подчеркните необходимость проявления творчества в дидактическом театре, осознания собственной творческой индивидуальности, освоения творческого опыта других.

Далее разъясните, что перед проведением занятия по психологии каждая актерская труппа (по очереди) получает творческое задание: создать дидактический спектакль на основе определенного объема теоретического материала, по сути своей являющийся специфическим объяснением нового учебного материала студентам-зрителям. В качестве способов создания дидактических спектаклей порекомендуйте разработку сценария на основе совместного анализа вариантов, предложенных членами актерской труппы; творческую доработку сценариев спектаклей, написанных студентами прошлых лет; создание спектакля в процессе сотрудничества актерской труппы с одним из режиссеров учебной группы студентов старшего курса.

Сформируйте представление о разнообразных формах дидактических спектаклей (судебное заседание, экскурсия, сказка и т. д.). Предложите использовать при создании спектакля формы и приемы работы творческой прессы, к примеру, интервью, рекламу, репортаж, «К барьеру». Поставьте задачу создания внешнего оформления дидактических спектаклей — наглядной опоры и средства творческого самовыражения студентов.

Доведите до сознания студентов главную функцию театра — дидактическую — и их ведущую позицию в совместной деятельности — позицию учителя. Подчеркните необходи­мость подчинения содержания спектакля, его внешнего оформления обучающим задачам занятия. Учитывая показатели творческой педагогической деятельности (понимание воспи­танника, индивидуальный подход к нему как субъекту и объекту воспитания), объясните важность соблюдения определенных правил общения в дидактическом театре.

С началом функционирования дидактического театра дайте подробную информацию студентам о создании дидактических спектаклей, поддержании творческой атмосферы в актерских труппах, об оценивании результатов совместной деятельности на занятиях по предмету, о дальнейших перспективах использования ее продуктов. Сведения об организации дидактического театра, управлении совместной учебной деятельностью студентов, о подготовке психологических салонов для учащихся школ представлены в авторском пособии «Общая психология в дидактических спектаклях» (Барановичи, 2005).

Успехов, уважаемый коллега,

в практическом осуществлении формулы

«творческий педагог — творческий студент»!

Рекомендации студентам,

участникам совместной учебной деятельности

в дидактическом театре

Уважаемые студенты, вы приступаете к изучению психологии — предмета, которого не было в школьном расписании. Освоение его содержания будет проходить необычно: в дидактическом театре. Для активного вхождения в непривычную для вас деятельность следуйте модели, представленной ниже.

Итак, получив творческое учебное задание, прежде всего обсудите его с членами своей актерской труппы. Ознакомившись с выделенным для инсценирования объемом теоретического материала, осмыслите его, определите в нем главные положения, выделите новые научные понятия, психологические факты, закономер­ности, подлежащие усвоению; сформулируйте психологические заповеди, которые в последующем включите в содержание дидактического спектакля.

Обсудите варианты сценического воплощения теоретического материала, изготовления наглядных пособий, бутафории, активизируя при этом свое творческое воображение и воображение членов актерской труппы. Определите один из предложенных вариантов в качестве наиболее оптимального для показа на «сцене». Напишите сценарий дидактического спектакля, руководствуясь образцами, помещенными в пособии.

Когда сценарий дидактического спектакля будет готов, представьте его преподавателю, который, ознакомившись с текстом, вынесет решение о целесообразности его доработки. При наличии качественного сценария приступайте к распределению ролей, а также поручений по созданию наглядных пособий, музыкального оформления и необходимой бутафории. Выучив текст выделенной для вас роли, приступайте к проведению совместной репетиции. В ходе проведения репетиции внесите правки в сценарий спектакля, если в этом возникает необходимость. Количества репетиций должно быть достаточно для качественной подготовки дидактического спектакля к показу на учебном занятии.

Следующий важный шаг — сценическое воплощение теоретического материала по психологии в форме дидактического спектакля на занятии по предмету. Показ дидактического спектакля завершается первичным анализом и оценкой деятельности актерской труппы, в котором участвуют как студенты-зрители, так и студенты-артисты. Систематический анализ и объективная оценка результатов совместного творчества — основание для дальнейшего творческого развития каждого его участника.

Успехов, мои будущие коллеги!

Помните, творческий учитель рождается

в студенческой аудитории!


Т е м а 1

ВВЕДЕНИЕ В ТВОРЧЕСКУЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вопросы к обсуждению

1. Понятие о творчестве.

2. Составляющие творчества.

3. Этапы творческой деятельности.

4. Структура творческой личности.

5. Условия организации творческой деятельности.

Литература

1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, 1965.

2. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001.

3. Ерчак, Н. Т. Общая психология. Тестовые задания / Н. Т. Ерчак. — Минск : Новое знание, 2005.

4. Ильин, И. А. Философия и жизнь / И. А. Ильин // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. — М. : [б. и.], 1990.

5. Кан-Калик, В. А. Психологическое творчество : Библиотека учителю
и воспитателю / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. — М. : Педагогика, 1990.

6. Кулюткин, Ю. М. Развитие творческого мышления школьников /
Ю. М. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — Л., 1967.

7. Лапшин, И. И. Творческая деятельность в философии / И. И. Лапшин //
На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. — М. : [б. и.], 1990.

8. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. — М. : Наука, 1978.

9. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001. — (Сер. «Учебник нового века»).

10. Матюшкин, А. М. Развитие творческой активности личности / А. М. Матюш-кин. — М., 1991.

11. Мірзаянава, Л. Ф. Урок псіхалогіі / Л. Ф. Мірзаянава. — Мн. : Бел. навука, 2003.

12. Моляко, В. А. Психология творческой деятельности / В. А. Моляко. —
Киев : Знание, 1978.

13. Мэй, Р. Мужество творить: очерк психологии творчества / Р. Мэй / пер.
с англ. — Львов : Инициатива ; М. : Ин-т общ. иссл., 2001.

14. Поташник, М. М. Как развивать педагогическое творчество /
М. М. Поташник. — М. : Знание, 1987. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология», № 1).

15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн.— М. : Педагогика, 1989. — Т. 2.

16. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. — М. :
Изд-во полит. лит. — 1968.

17. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск : Пеленг, 1993.

18. Шубинский, В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубинский. — М. : Знание, 1988.

19. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности /
Е. Л. Яковлева. — М. : Флинта, 1997.

1 Понятие о творчестве

На современном этапе своего развития Беларусь, стремящаяся к независимости и самостоятельности, испытывает острую потребность в творческих личностях, создающих принципиально новые, оригинальные, уникальные продукты в процессе выполнения деятельности, преобразующих своим творчеством себя и окружающий мир. Творческий потенциал членов общества — важный фактор социального и экономического процветания страны.

Вместе с тем творческие люди испытывают порой огромное давление, вызванное отсутствием у них бездумного следования общим мнениям, спонтанностью и открытостью, честностью и самостоятельностью, независимостью и уверенностью в себе, направленное на то, чтобы заставить их стать заурядными членами общества, каких большинство. В коллективном сознании творчество по-прежнему ассоциируется с неполноценностью. Поэтому миссия современного учителя состоит в том, чтобы создать соответ-ствующие условия для выявления и развития творческой личности своих воспитанников, воспитать у них мужество творить (Р. Мэй). Решение этой задачи требует от будущего учителя глубоких теоретических знаний вопросов творчества: его сути, структуры, этапов, условий и др.

Среди ученых нет согласия относительно того, что представляет собой творчество. С философских позиций творчествоэто творческий процесс, который приводит к созданию принципиально новых духовных и материальных ценностей. Происходит это в ходе деятельности с материалами окружающей нас действительности на основе познания общих закономерностей объективного мира. Одни ученые считают, что творчество — это беглость, гибкость и оригинальность мышления (Дж. Гилфорд). Другие связывают творчество с подготовкой, созреванием, озарением и проверкой (Г. Уоллес), при этом озарение считают центральным моментом творчества. В психологическом словаре творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей, что становится возможным благодаря наличию у человека знаний, умений, способностей и мотивов. Это и приводит к появлению продукта, отличающегося новизной, оригинальностью и уникальностью.