Смекни!
smekni.com

Общая психология (стр. 3 из 55)

Подытоживая вышесказанное, следует признать, что творчество носит как процессуальный, так и результирующий характер. Вместе с тем для учителя, организующего детское творчество, исключительную важность приобретает его процессуальная сторона. По этому поводу Л. С. Выготский писал: «Важно не то, что создадут дети, а то, что они создают, важно то, что они практикуют свое творческое воображение и мышление». Характер протекания творческой деятельности и ее результат зависят также от личности творца и создаваемых условий. Последние (условия) могут выступать стимулами или, наоборот, барьерами творческой деятельности.

2 Составляющие творчества

Философы (И. А. Ильин, И. И. Лапшин), педагоги (М. М. По-ташник, В. С. Шубинский), психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Лук) в качестве составляющих творчества рассматривают:

- потребность созидать (под потребностью понимают переживаемую, осознаваемую и не осознаваемую человеком нужду, зависимость в том, что необходимо для жизнедеятельности его организма и развития личности). Удовлетворение потребности в созидании происходит в процессе самореализации личности — максимальной реализации и проявлении своих возможностей
(А. Маслоу, К. Роджерс);

- психологическую готовность, без которой невозможна постановка задачи в психическом плане: понимание задачи и требований педагога, оценка своих возможностей. М. И. Дьяченко и
Л. А. Кандыбович под психологической готовностью понимают опыт, знания, умения, навыки, отношения, установки и др. Поэтому готовность к творческой деятельности предполагает наличие у творца: а) соответствующих знаний, умений, навыков; б) развитого творческого воображения. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые, самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Л. С. Выготский сформулировал важный закон творчества: «Чем больше опыта и знаний у человека, тем богаче игра его воображения»; в) развитого творческого мышления — способности мыслить в разных направлениях
(Дж. Гилфорд). Творческое мышление проявляется в ярко выраженном стремлении к интеллектуальной оригинальности, способности видеть объект под другим углом зрения, расширять традиционные пути его использования на практике, изменять наблюдаемый объект таким образом, чтобы видеть спрятанные от наблюдения стороны, продуцировать идеи в ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей;

интуицию. Долгое время считалось, что интуиция — это озарение, Божий дар, «мгновенная вспышка». С. Л. Рубинштейн связал интуицию с умственной деятельностью человека. Интуиция, по мнению ученого,это мгновенно кристаллизованный закономерный результат проведенного анализа, обусловленный предыдущим ходом мыслей;

рефлексию — самоанализ, направленный на осмысление условий, в которых протекает творчество, своих возможностей созидать, хода творческой деятельности, ее промежуточных и конечных результатов. Итог рефлексии — осознание, без которого невозможно дальнейшее развитие и совершенствование личности творца.

В последние годы большое значение в творческой деятельности отводится эмоциональному интеллекту личности (Д. Голиман, П. Сэловей, Дж. Мейер). Эмоциональный интеллект включает в себя cпособность распознавать свои эмоции и управлять ими, распознавать эмоции других людей и принимать их, cамомотивацию и коммуникативные способности, т. е. умения строить и поддерживать отношения. Организаторам детского творчества, стремящимся к развитию эмоционального интеллекта детей, важно знать не только, какие знания усвоены ими, но и какие отношения возникли у них в процессе творчества, чем отличаются эти отношения от общепринятых.

3 Этапы творческой деятельности

Этапы творческой деятельности были впервые выделены в XVII веке философом Пуанкаре. Современные исследователи творчества придерживаются позиции ученого в вопросе о его этапном характере (А. Н. Лук, В. А. Моляко и др.).

В качестве этапов творческой деятельности выделяют: формулировку проблемы, подготовку к ее решению, формулировку замысла, воплощение его на практике, проверку и доработку. По мнению
В. С. Шубинского, каждый этап творческой деятельности конкретизируется в звеньях. Педагогу и психологу, организуя творчество детей, необходимо знать звенья творческой деятельности, ибо они позволяют понять психологические механизмы — способы преобразования личности в процессе решения творческих задач.

Звенья творческой деятельности:

1. Творческое затруднение (внутреннее состояние человека, которое характеризуется неуверенностью, сомнениями относительно наличия у человека необходимых для решения творческой задачи знаний и умений).

2. «Творческий тупик» характеризуется тем, что человек, приложив усилия, реализовав несколько вариантов решения задачи, не способен ее решить. Важно знать, что при интеллектуальном напряжении и высокой мотивированности человек в перспективе сможет преодолеть затруднения и успешно решить поставленные задачи.

3. Звено «Эврика» связано с работой подсознания, интуицией, с нахождением способа решения задачи.

4. Звено развития предполагает совершенствование, дальнейшую доработку найденного варианта решения задачи.

5. Звено критики и подтверждения предполагает критический анализ, оценку и проверку сделанного.

Следует помнить, что высказанные замечания могут стать барьером творческой деятельности личности. Поэтому критика должна быть конструктивной и поддерживающей. Прежде чем дать негативную оценку найденному решению, важно отметить позитивное в деятельности человека, предложить свой вариант развития предложенной им идеи, проявить эмпатию (сочувствие, сорадование).

4 Структура творческой личности

Единого мнения относительно структуры творческой личности у исследователей творчества нет. Вместе с тем ученые отмечают важность направленности личности в решении творческих задач (желание творить, интерес к творчеству, потребность созидать, позитивная установка на творческую деятельность).

В структуре творческой личности и зарубежные, и отечественные психологи (А. Н. Лук, Дж. Гилфорд) выделяют интеллектуальные качества человека (острота ума, склонность к сомнению, самостоятельность и независимость суждений, самокритичность). Большую роль в структуре творческой личности зарубежные психологи отводят позитивному Я; высокой адекватной самооценке; высокому адекватному уровню притязаний; самоуважению и самоэффективности (осознание собственной успешности и компетентности в решении предстоящих задач). Творческой личности, по мнению зарубежных исследователей, присущи желание быть признанным, желание работать ради признания, антиконформизм (отсутствие приспособленчества, бездумного следования общим мнениям), интерес ко всему сложному и новому, способность удивляться и восхищаться. Ребенок с творческими способностями отличается от своих сверстников аутентичностью (спонтанностью, открытостью), честностью, самостоятельностью, независимостью, чувством юмора, склонностью к игре, антиконформизмом, уверенностью в себе.

В решении творческих задач велика роль волевых качеств: целеустремленности и настойчивости. Так как творчество связано с «шоком новизны», вызывает страх от осознания того, что выдвигаемая идея не соответствует устоявшимся взглядам, от человека требуется мужество. Мужество проявляется в преодолении собственной лени, неуверенности, страха неудач и страха успеха в процессе решения творческих задач.

В структуре творческой личности педагога выделяют направленность на формирование творческой личности ученика, артистизм, чувство юмора, педагогический такт, умение активизировать воображение учеников, умение формулировать неожиданные интересные парадоксальные вопросы, создавать проблемные ситуации (проблемная ситуация — это внутреннее состояние человека, которое возникает при постановке задачи).

5 Условия организации творческой деятельности

Передать творчество невозможно, а управлять творческой деятельностью учащихся можно и нужно через создание соответствующих условий. В качестве одного из таких условий выступает организация деятельности, создающей потребности и возможности творчества. Вовлекая школьников в творческую деятельность, необходимо формировать у них не только знания, но и способы оперирования ими. Важно делать акцент на зону ближайшего творческого развития каждого ученика (что он может сделать при небольшой помощи, при поддержке более опытного человека). При этом необходимо иметь в виду, что подсказка мало влияет на продуктивность работы одаренных детей.

Для акта творчества в равной мере необходимы, считает Л. С. Выготский, интеллектуальный и эмоциональный факторы. Поэтому в качестве основного принципа развития творческого потенциала личности следует рассматривать обеспечение эмоционального самовыражения учащихся. Важны не столько знания, сколько отношения, формируемые в процессе усвоения знаний. Необходимо создавать благоприятную атмосферу, эмоционально поддерживать школьников, учитывать их индивидуальные особенности, ожидать высоких результатов творческой деятельности от своих воспитанников. Ожидания учителей в отношении учеников иногда оказываются самореализующимися пророчествами (Р. Розенталь, Л. Джейкобсон, 1968). Наиболее полно они оправдываются в начальной школе.