Смекни!
smekni.com

Общая психология (стр. 41 из 55)

Гнев — это отрицательная эмоция, причиной которой является фрустрация. Наиболее распространенным способом выражения гнева выступает агрессия — преднамеренное действие, направленное на причинение вреда или боли. К способам выражения гнева относят: прямое выражение чувств, косвенное выражение чувств (перенос гнева с человека, вызвавшего фрустрацию, на другого человека или предмет) и сдерживание гнева. Оптимальные варианты преодоления гнева: обдумывание ситуации, нахождение в ней чего-нибудь комического, выслушивание своего оппонента, отождествление себя с человеком, вызвавшим гнев, забывание старых обид и раздоров, стремление почувствовать любовь и уважение к противнику, осознание своего состояния.

Радость — это активная положительная эмоция, которая выражается в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Длительное ощущение радости называют счастьем. По Дж. Фридману, человек счастлив, если он одновременно ощущает удовлетворенность жизнью и душевный покой. Как показывают исследования, более счастливы люди семейные, с активными религиозными убеждениями, имеющие хорошие взаимоотношения с окружающими.

Страх — это отрицательная эмоция, возникающая в ситуациях реальной или кажущейся опасности. Обоснованные страхи играют важную адаптивную роль, способствуют выживанию. Тревожность — это специфическое переживание, вызываемое предчувствием опасности и угрозы, и характеризующееся напряженностью и озабоченностью. Состояние тревоги зависит от проблемной ситуции (экзамен, выступление) и от личностной тревожности. Если ситуативная тревожность представляет собой состояние, связанное с конкретной внешней ситуацией, то личностная тревожность стабильную черту личности, постоянную склонность индивида испытывать состояние тревоги. Люди с низкой личностной тревожностью всегда более спокойны, невзирая на ситуацию. Требуется относительно высокий уровень стресса, чтобы у них вызвать стрессовую реакцию.

Вопросы для самопроверки

1. Сравните эмоции и чувства. В чем их сходство? В чем отличия?

2. Как объясняет возникновение эмоций Ч. Дарвин?

3. В чем суть теории когнитивного диссонанса?

4. Назовите эмоциональные состояния в зависимости от формы протекания.

5. В чем специфика аффекта?

6. В чем сходство стресса и аффекта? А в чем отличия?

7. Страсть — это чувство или эмоция?

8. Чем вызвано переживание фрустрации?

9. Каковы оптимальные варианты преодоления гнева?

10. Назовите высшие чувства в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Дайте их краткую характеристику.

11. В чем отличия ситуативной тревожности от личностной?

Ключевые слова

Эмоции, чувства, эмоциональное состояние, положительное эмоциональное состояние, отрицательное эмоциональное состояние, амбивалентное эмоциональное состояние, стеническое эмоциональное состояние, астеническое эмоциональное состояние, эмоциональный тон, настроение, депрессия, апатия, аффект, стресс, информационный стресс, эмоциональный стресс, общий синдром адаптации, дистресс, эустресс, страсть, фрустрация, высшие чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства, нравственные чувства, гнев, агрессия, радость, страх, тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СПЕКТАКЛИ

НАСТРОЕНИЕ

СОН В РУКУ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Д и к т о р т е л е в и д е н и я.

И р и н а А н т о н о в н а.

В. А. С у х о м л и н с к и й.

Н. К. К р у п с к а я.

К. Д. У ш и н с к и й.

А. С. М а к а р е н к о.

К. С. С т а н и с л а в с к и й.

У ч и т е л я ш к о л ы.

Д и к т о р т е л е в и д е н и я. Добрый день, уважаемые телезрители! Предлагаем посмотреть художественный фильм «Сон в руку».

На фоне музыки демонстрируются таблички с текстом:

Режиссер — Кернога И. А.

Главные роли исполняют:

учительница — Кернога И. А.

Сухомлинский В. А. — Пилипчук А. Л.

Крупская Н. К. — Занько Т. И.

Ушинский К. Д. — Лежень И. В.

Макаренко А. С. — Ильченко И. В.

Станиславский К. С. — Бушило Т. К.

Учительская. Входит И р и н а А н т о н о в н а.

И р и н а А н т о н о в н а. Добрый день!

У ч и т е л я. Добрый день!

О д и н и з у ч и т е л е й. Ирина Антоновна! Вас вызывает директор.

И р и н а А н т о н о в н а. Осталось пять минут до звонка. Как бы не опоздать на урок.

Демонстрируется табличка с текстом «Прошло три минуты». В учительскую
входит И р и н а А н т о н о в н а.

И р и н а А н т о н о в н а. Почему он сказал, что я совсем не умею работать с классом? Я ведь так люблю детей! Не хочу идти на урок. Настроение отвратительное. Никого не хочу видеть.

Садится в кресло и засыпает. Она спит и видит во сне, как в учительскую входят п е д а г о г и п р о ш л о г о.

И р и н а А н т о н о в н а. О, так это же К. Д. Ушинский! С кем он беседует? С самой Н. К. Крупской! А вот и В. А. Сухомлинский с А. С. Макаренко подошли!

В. А. С у х о м л и н с к и й. Антон Семенович, я создал такую психологическую атмосферу в школе, которая способствует продуктивной работе всего педагогического коллектива. В учительской всегда стоят цветы. Я не позволяю себе и своим заместителям вызывать учителя в кабинет перед началом урока и устраивать ему разнос. Согласитесь, мы в ответе за его эмоциональное самочувствие. Так или нет, Надежда Константиновна?

Н. К. К р у п с к а я. Конечно. Вы знаете, коллеги, требуется наша помощь.

А. С. М а к а р е н к о. Что-то случилось?

К. Д. У ш и н с к и й. Представьте себе, учительнице испортили настроение, а ей идти на урок. Что делать?

Входит К. С. С т а н и с л а в с к и й.

И р и н а А н т о н о в н а (рассуждает вслух). Кто этот педагог? Я о нем ничего не знаю.

К. С. С т а н и с л а в с к и й. Добрый день!

В. А. С у х о м л и н с к и й. Добрый день!

Н. К. К р у п с к а я. Добрый день! Каким ветром Вас сюда занесло?

К. С. С т а н и с л а в с к и й. Да вот, услышал ваш разговор. Поспешил на помощь.

К. Д. У ш и н с к и й. Как кстати!

К. С. С т а н и с л а в с к и й. Предлагаю воспользоваться разработанным мной методом физического действия. Он должен помочь.

А. С. М а к а р е н к о. Коллеги! Звенит звонок. Нам пора уходить в прошлое. Предлагаю советы учительнице оставить в письменном виде на столе.

Звенит звонок на урок. Ирина Антоновна пробуждается.

И р и н а А н т о н о в н а. Какое чудесное сновидение! (Подходит к столу. Берет в руки оставленный лист и читает.) Да это же метод физического действия К. С. Станиславского! В основе этого метода лежат волшебные слова «Если бы...». Он поможет мне избавиться от плохого настроения.

Подходит к зеркалу, смотрит на свое грустное отражение.

И р и н а А н т о н о в н а. Если бы я была в хорошем настроении, как бы я выглядела? (Учительница рассуждает вслух.) Я бы улыбалась.

Улыбается своему отражению в зеркале.

И р и н а А н т о н о в н а. Если бы я была в хорошем настроении, какой была бы у меня осанка? (Рассуждает вслух.) Прямой, голова была бы приподнята.

Смотрит в зеркало, улыбается, выпрямляет спину, приподнимает голову.

И р и н а А н т о н о в н а. Если бы я была в хорошем настроении, какой была бы у меня походка? (Рассуждает вслух.) Конечно же, бодрой и уверенной! Такой походкой я и пойду в свой класс.

И р и н а А н т о н о в н а с улыбкой на лице входит в класс.

И р и н а А н т о н о в н а. Добрый день, дети! Я рада вас видеть!

1. В чем сущность метода физического действия?

АФФЕКТ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Б у к в а А.

Б у к в а Ф.

Б у к в а Ф.

Б у к в а Е.

Б у к в а К.

Б у к в а Т.

У ч е н ы й А р х и м е д.

Звучит сигнал «Воздушная тревога». На сцене появляются учащиеся-«буквы».

В с е (вместе). Аффект!

Б у к в а А. Что такое аффект? Это взрыв снаряда?

Б у к в а Ф. Нет, аффект — это эмоциональный взрыв!

Б у к в а Ф. Какой реакцией он сопровождается?

Б у к в а Е. Бурной эмоциональной реакцией. Например, всплеском гнева, горя, отчаяния.

Б у к в а К. Как проявляется аффект в поведении человека?

Б у к в а Т. Большой заторможенностью или большим возбуждением.

Б у к в а А. Что может вызвать аффект?

Б у к в а Ф. Слова людей, конфликты, различные жизненные события, утрата близких, родных.

Б у к в а Ф. Аффект — всегда отрицательная реакция?

Б у к в а Е. Нет, возможен аффект радости.

По сцене пробегает человек с березовым веником, босой, завернутый в простыню, и радостно кричит: «Эврика! Эврика!»

Б у к в а К. Узнали? Это Архимед. Он в состоянии аффекта радости, так как открыл важный закон физики.

Б у к в а Т. Следствием чего является аффект?

Б у к в а А. Недостаточной воспитанности человека, его слабой воли, неумения владеть собой.

Б у к в а Ф. Только ли взрослым свойственен аффект?

Б у к в а Ф. Нет, аффект может наблюдаться и у детей. У них процесс торможения еще недостаточно выражен.

Б у к в а Е. Как должны вести себя родители, если ребенок находится в состоянии аффекта?

Б у к в а К. Обсуждать поступок ребенка необходимо после того, как он успокоится. Важно выяснить, под воздействием чего или кого он был совершен. Если в этом виноват другой ребенок, он должен быть наказан.

Б у к в а Т. Необходимо приучать детей доброже­ла­тельно относиться друг к другу.

Б у к в а А. Чем более возбужден ребенок в состоянии аффекта, тем более спокойным должен быть взрослый. Если поступок совершен ребенком в состоянии аффекта, он заслуживает наказания, но при этом нужно сказать: «Я знаю, ты это сделал непреднамеренно». Если ребенок находится в состоянии нарастающего аффекта, полезно переключить его внимание на какую-нибудь деятельность.