Смекни!
smekni.com

Общая психология (стр. 6 из 55)

Принцип психофизиологического единства. Психика и мозг взаимосвязаны. Психика — это результат деятельности мозга, мозг — ее нейрофизиологическая основа. С учетом рассматриваемого принципа необходимы комплексные исследования и объяснения психических явлений, в которых, образно говоря, нашлось бы место и для смысла жизни, и для нейрона, и для социума (А. В. Юревич).

Вопросы для самопроверки

1. Почему психологию называют парадоксальной наукой?

2. Что является объектом и предметом современной психологии?

3. Почему психологию называют полипарадигмальной наукой?

4. Дайте определение психики.

5. Назовите составляющие психики.

6. Сформулируйте основные задачи психологии.

7. Охарактеризуйте кратко принципы психологии.

Ключевые понятия

Психология, психика, психические процессы, психические состояния, психические свойства, субъективность.

Творческое задание

Подготовьте дидактический спектакль (по выбору) к показу на следующем лекционном занятии. Воспользуйтесь образцами спектаклей, представленными в пособии.

Т е м а 3

Развитие психологии

Вопросы к обсуждению

1. Стадии развития науки.

2. Этапы развития психологической науки.

3. Современная научная психология.

Литература

1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций : учеб. пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : ЧеРо, 1997.

2. Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. / Ж. Годфруа ; пер. с франц. — Изд. 2-е, стереотип. — М. : Мир, 1996. — Т. 1.

3. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001.

4. Зинченко, В. П. Психология на качелях между душой и телом / В. П. Зинченко // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3.

5. Кандыбович, Л. А. История психологии в Беларуси : учеб. пособие /
Л. А. Кандыбович; под ред. Я. Л. Коломинского. — М. : Тесей, 2002.

6. Козубовский, В. М. Общая психология : методология, сознание, деятельность : учеб. пособие / В. М. Козубовский. — Минск : Амалфея, 2003.

7. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. — М. : Просвещение, 1986.

8. Лихи, Т. История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2003. — (Сер. «Мастера психологии»).

9. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001. — (Сер. «Учебник нового века»).

10. Менчинская, Н. Ю. Человек с солнечной стороны / Н. Ю. Менчинская. — М. : КРИТЕРИОН, 2005.

11. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. — 2-е изд. — М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. — Кн. 1 : Общие основы психологии.

12. Первин, Л. Психология личности. Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон ; пер. с англ. М.С. Жамкочьян ; под ред. В.С. Магуна. — М. : Аспект Пресс, 2001.

13. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. — М. : Просвещение, 1989.

14. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М. : Шк. пресса, 2000.

15. Смирнов, С. Д. Методологический плюрализм и предмет психологии /
С.Д. Смирнов // Вопросы психологии. — 2005. — № 4.

1 Стадии развития науки

Наука — это социальный организм, успешное функцио-нирование которого невозможно без развития. Развитие науки предполагает появление новой проблематики, открытие новых способов изучения явлений; изменение предмета науки; появление новых научных школ, направлений, новых представлений об объекте исследования; переживание кризисов с характерной для них борьбой научных школ и научных взглядов.

Выделяют три стадии развития любой социальной науки
(Т. Кун, 1970). Для стадии раннего развития науки характерна конкуренция между научными школами и представлениями об объекте изучения. Отличительный признак этой стадии — отсутствие единой научной парадигмы. На стадии нормальной науки ученые придерживаются единой парадигмы в изучении явлений и следуют ей. В области знания может остаться одна единственная научная школа. На стадии научной революции наука переживает кризис, сопровождаемый борьбой научных взглядов и расшатыванием научных традиций. Возникновение кризиса обусловлено тем, что преобладающая научная парадигма не способна дать исчерпывающие ответы на актуальные в науке вопросы. Завершается эта стадия изменением научной парадигмы, после чего наука вновь может перейти на стадию нормальной науки.

2 Этапы развития психологической науки

Выделяют несколько этапов в развитии психологического знания, взяв за основу предмет психологии.

«Первые шаги» психологии. Первые представления о духовной деятельности человека носили анимистический характер (в пер.
с лат. анима — душа). Согласно этим представлениям, все живое и неживое на земле имеет душу, которая управляет явлениями, предметами и людьми.

В Древней Греции сформировались мифологические (основанные на мифах) представления о духовной жизни человека. Психические явления, свойственные человеку, объяснялись действиями и поведением богов и богинь, а также их взаимоотношениями друг с другом. Анимистические и мифологические представления о психике человека носили ненаучный характер.

Донаучная психология. Донаучная психология связана с деятельностью западных философов Платона (IVв. до н. э.) и Аристотеля (IIIв. до н. э.).

Платону принадлежит учение о вечных идеях, существующих за пределами земной жизни. Мир вечных идей — обиталище души (в нем она находится до вхождения в тело родившегося человека, в него устремляется после смерти человека) и фактор сознания. Платоновский мир вечных идей, как верно подметила Ю. Б. Гиппенрейтер, это мир культуры, это идеалы и ценности людей, воплощенные в науке и литературе.

В своих взглядах на психику Платон выступал, с одной стороны, идеалистом, отдавая приоритет в объяснении психических явлений душе. Ученый выделял три вида душевных явлений: разум, волю и мотивацию. Гармоническое единство этих частей души обеспечивало, по его мнению, целостность душевных проявлений. С другой стороны, в своих воззрениях на психику Платон предстает дуалистом, придавая значение в объяснении психических явлений и душе, и телу, указывая на сложные отношения между ними. Первостепенной задачей человека Платон считал заботу о здоровье души.

Аристотеля, ученика Платона, считают основателем психологии.
В своем понимании духовной деятельности человека он выступал скорее материалистом, признающим первичность материи. В работе
«О душе» (первое психологическое сочинение) Аристотель утверждал, что душа — это функция тела, главная сущность которой — реализовать биологическое существование человека. Сложные психические явления, согласно ученому, формируются на основе простых: ощущений, представлений, образов памяти, понятий. Взгляды Аристотеля оказали влияние на развитие науки вплоть до XV века.

Большой вклад в развитие психологии внесли медики, которые рассматривали душу как механизм жизнедеятельности человека. Древнегреческий врач Гиппократ (IV—IIIвв. до н. э.) заложил основы учения о темпераменте, ввел в науку понятие «темперамент», а также названия основных типов темперамента. Римский врач Гален (IIв. до н. э.) обогатил представления о физиологической основе психики; выделил произвольные и непроизвольные движения, приблизился к пониманию сознания.

Следующий этап в развитии психологии охватывает периоды Средневековья и Возрождения (V—XVвв.). На этом этапе единого понимания душевной жизни человека не существовало. Согласно богословскому направлению, душа являлась божественным, сверхъестественным началом. Изучение душевной жизни было подчинено задачам богословия. Считалось, что только внешняя сторона души, обращенная к окружающему миру, способна поддаваться человеческому постижению, величайшие тайны души доступны только в религиозном опыте.

Одновременно с суждениями богословов на этом этапе возникло схоластическое учение (средневековая религиозно-идеалисти-ческая философия, основанная на церковных догматах и обслуживающая богословов), которое по-своему объясняло природу и происхождение душевного. В своей интерпретации духовной деятельности человека Ф. Аквинский, с одной стороны, опирался на взгляды Аристотеля, с другой — богословов. Главным предметом дискуссии в те годы выступала природа души и обиталище ее в теле человека. Следует признать, что проблемы, волновавшие схоластов, нашли свое отражение в научной деятельности ученых
XX века (Р. Моуди и др.).

С XVII века развитие психологического знания характеризовалось попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских позиций, без необходимой экспериментальной базы. На этом этапе французский философ Р. Декарт (1596—1650) заложил основы детерминистской концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса. В своей работе «Трактат о человеке» ученый выступил представителем дуализма. С одной стороны, он утверждал, что между душой человека и его телом полнейшее различие: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим, способен производить в теле движения. С другой стороны, своей механистической концепцией о функционировании человека философ показал, что поведение человека управляется центральной нервной системой.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенных учением Р. Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632—1677). Философ утверждал, что особого духовного начала нет, оно всегда есть одно из проявлений материи. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Б. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с точностью и объективностью.