Смекни!
smekni.com

Общая психология (стр. 28 из 55)

Значительный вклад в физиологию органов чувств внес ученый М. В. Ломоносов, предсказавший современные представления о механизмах цветового зрения. Источником познания, по мнению ученого, служат показания органов чувств человека, которые проверяются опытом.

На протяжении XVIII и XIX вв. были открыты новые данные о строении и функциях нервной системы, органов чувств, о закономерностях возникновения ощущений, развивающихся в результате воздействия различных раздражителей. В результате исследований немецких физиологов Э. Вебера, Г. Гельмгольца и др. были расшифрованы механизмы функционирования органов чувств и сформулированы основные положения психофизики — науки о количественной взаимосвязи между физическими параметрами раздражителя и характером возникающих при этом ощущений.

С позиций ленинской теории отражения (1909) окружающий нас мир материален, носит первичный характер, а ощущения идеальны и вторичны. Ощущения — продукт деятельности особым образом организованной материи — мозга. Они возникают в результате воздействий факторов объективной реальности на соответствующие органы чувств человеческого организма. Проверка получаемой человеком информации из окружающего мира осуществляется в ходе его практической деятельности. Таким образом, внешний мир познаваем при помощи ощущений. Противоположной точки зрения придерживаются субъективные идеалисты, утверждающие, что ощущения носят первичный характер, а окружающий нас мир вторичен и выступает как совокупность ощущений.

Современный этап в развитии физиологии ощущений связан с именами И. М. Сеченова и И. П. Павлова. И. М. Сеченов впервые в истории естествознания применил рефлекторный принцип для понимания психической деятельности. Продолжая его традиции,
И. П. Павлов разработал учение об анализаторах. Развивая представления И. П. Павлова, академик Л. А. Орбели (1882—1958) создал учение об афферентных системах как о входящих в состав анализатора и взаимодействующих структурах, проводящих возбуждение от рецепторов в центральную нервную систему.

3 Закономерности ощущений

В качестве закономерностей ощущений рассматривают нижний абсолютный порог чувствительности, верхний абсолютный порог чувствительности, порог различения, адаптацию, компенсацию, сенсибилизацию и синестезию.

Нижний абсолютный порог чувствительности — это минимальная величина раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение. При уменьшении силы раздражителя имеют место подпороговые ощущения. Верхний порог чувствительности — это максимальная величина раздражителя, при которой сохраняются ощущения данного вида. За этим порогом свет ослепляет, звук оглушает. Между порогом и чувствительностью существует обратная связь: чем выше порог ощущений, тем ниже чувствительность человека, и наоборот. Величина порогов и чувствительность обусловлены действием социальных и психологических факторов.

Порог различения представляет собой минимальную разницу в раздражителях, которая вызывает едва заметную разницу в ощущениях. Этот факт впервые был выявлен французским ученым
П. Бугером. Немецкий ученый М. Вебер в XIX веке пришел к выводу, что пороги различения — это величина более или менее постоянная. К примеру, для слуховых ощущений величина порога составляет 1 / 10, для зрительных ощущений — 1 / 100 первоначальной величины. Сформулированное положение было названо законом Бугера — Вебера. Отталкиваясь от экспериментальных данных Э. Вебера, немецкий физик Г. Фехнер вывел основной психофизиологический закон: если интенсивность раздражений возрастает в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии.

Адаптация — это изменение чувствительности анализатора в процессе приспособления к действующему раздражителю. Обычно адаптация рассматривается на трех уровнях: физиологическом, психологическом, социальном. Адаптация бывает позитивная (повышение чувствительности анализаторов в процессе приспособления к слабо действующему раздражителю); негативная (притупление ощущения в результате продолжительного действия раздражителя; изменение чувствительности анализатора в результате действия сильного раздражителя).

В процессе приспособления к новым условиям жизнедеятельности на этапе профессионального обучения имеет место дидактическая, социально-психологическая и профессиональная адаптация. Дидактическая адаптация — это приспособление студентов к формам и методам обучения, формам контроля и оценки знаний. Социально-психологическая адаптация — это приспособление к новому социуму, к его традициям, нормам и правилам поведения, установление взаимоотношений с членами этого социума. Профессиональная адаптация представляет собой вхождение студентов в условия учебно-профессиональной деятельности посредством усвоения ее содержания, способов решения задач, формирования профессионально важных характеристик.

Адаптация связана с явлением кризиса. Кризисы, переживаемые в адаптации, носят стихийный, неуправляемый со стороны образовательной среды вуза характер. Под стихийным кризисом в адаптации понимаем непродолжительный во времени период (от месяца до полугода) с достаточно отчетливыми границами, связанный с резким снижением показателей адаптированности студентов в процессе вхождения их в образовательный процесс вуза. Болезненный характер их переживания вызван осознанием студентами своей неспособности к эффективному овладению новыми способами учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности на этапе вузовского обучения.

Выявлено, что в дидактической адаптации студенты переживают кризис успешности и компетентности, в профессиональной — кризис профессионального выбора, в социально-психологической адаптации — кризис взаимоотношений.

Симптоматика кризиса успешности и компетентности, переживаемого первокурсниками в дидактической адаптации, включает резкое снижение успеваемости, ухудшение представлений студентов о собственной успешности и компетентности в решении учебно-познавательных задач, ослабление у студентов желания учиться, снижение познавательных мотивов учебной деятельности, возрастание тревожности, неустойчивость настроения, снижение активности и ухудшение самочувствия.

Симптоматика кризиса профессионального выбора в профессиональной адаптации — ухудшение представлений студентов о педагогической профессии, информационный «голод», вызванный неполучением новых сведений о выбранной профессии, снижение или утрата удовлетворенности сделанным профессиональным выбором, усиление внешних отрицательных мотивов учебно-профессиональ-ной деятельности.

К симптомам кризиса взаимоотношений в социально-психол-огической адаптации первокурсников можно отнести отрицательную динамику представлений о группе, информационный «голод», обусловленный отсутствием реальных знаний о сокурсниках; повышенную тревожность в общении со сверстниками, неудовлетворенность во взаимоотношениях в группе, высокую тревожность, обусловленную контактами с преподавателями; снижение коммуникативных мотивов учебно-познавательной деятельности.

Компенсация — это более совершенная работа органов чувств, более интенсивная их работа при наличии одного или нескольких сенсорных дефектов. Жизнь и творчество кандидата психологических наук О. И. Скороходовой, утратившей зрение и слух в раннем детстве, показывают, что успешная адаптация к условиям жизнедеятельности происходит за счет компенсации: интенсивного развития обонятельного, осязательного и вибрационного анализаторов.

Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражения других органов чувств. Взаимодействие ощущений проявляется в процессах сенсибилизации и синестезии.

Сенсибилизация — это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация может быть вызвана: а) взаимодействием ощущений (слабые слуховые или вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность); б) значимостью или ожиданием воздействия, установкой на различение определенных раздражителей; в) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ);
г) тренировкой, упражнением (фонематический слух развивается в процессе занятий по иностранному языку).

Синестезия — это возникновение в результате воздействия раздражителя на один орган чувств ощущения, характерного для другого органа чувств. С явлением синестезии, преобразованием звуковых образов в цветные, мы сталкиваемся при посещении дискотек. Это явление используют авторы при создании художественного образа: «От ее тонкого пронзительного голоса у Артура стало кисло во рту» (Э. Л. Войнич).

4 Развитие ощущений

Ощущения развиваются в процессе деятельности. Сензитивным (благоприятным) периодом для развития у ребенка сенсорики (ощущений и восприятия) в процессе деятельности является дошкольный возраст.

Развитию ощущений у дошкольников содействует методика итальянского педагога М. Монтессори (1870—1952). Данная методика предусматривает предоставление детям очень большой свободы передвижения в помещении и общение друг с другом; действия детей с предметами, в результате которых формируются сенсорные эталоны (идеальные образцы, хранящиеся в памяти, с которыми человек сравнивает то, что он воспринимает в данный момент). Такими эталонами являются контуры предметов, тон цветовой гаммы, градации громкости и высоты звука и др. Высокий уровень развития ощущений и восприятия у дошкольников — база для развития у них разнообразных способностей в школьном возрасте.

Организуя деятельность детей, педагог должен учитывать их возраст и влияние определенных видов занятий на развитие ощущений. Выявлено, что в младшем и среднем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение слуха в сравнении с дошкольным возрастом. Фонематический слух развивается под воздействием обучения чтению, изучения иностранного языка, совершенствования устной речи.