Смекни!
smekni.com

Общая психология (стр. 9 из 55)

Сущность эволюционной теории сводится к следующему:
а) среди представителей вида существует бесчисленное количество вариаций; б) среди появившихся на свет представителей вида дольше будут жить более приспособленные, они и передадут свои признаки потомству; в) более сложные виды происходят в ходе эволюции от более простых. Человек — это результат эволюции.

Главным механизмом эволюции, по Ч. Дарвину, является естественный обор (отбор природой более приспособленных существ к своему окружению). Естественному отбору могут подвергаться не только физические характеристики, но и способности к социальному поведению и разумной деятельности. В сложных условиях человеку могут содействовать в адаптации интеллект и изобретения. Успешной адаптации способствует и преадаптация (нереализованная готовность организмов к будущему, сформировавшаяся в старой среде), идея которой принадлежит Ч. Дарвину.

В XX веке эволюционная теория получила дальнейшее развитие: ученые-генетики объяснили механизмы эволюции.

2 Уровни приспособительного поведения животных

Большой вклад в изучение уровней поведения животных внесли в XX веке ученые этологического направления (К. Лоренц, Н. Тинберген и др.), проводившие натуралистические наблюдения и изучавшие инстинкты как модели поведения, не являющиеся результатом научения.

Выделяют шесть уровней приспособительного поведения животных: таксис, рефлекс, инстинкт, импринтинг, навык и интеллектуальное поведение. Таксис, рефлекс и инстинкт являются врожденными формами поведения.

Таксис — самый простой уровень врожденного приспособительного поведения, характерный для одноклеточных организмов (амеба, парамеция). Это общая механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения. Благодаря таксису живое существо ориентируется в окружающей среде; активно, но вместе с тем постепенно и медленно реагирует на каждое изменение, происходящее в ней, т. е. вырабатывает индивидуально меняющееся поведение даже в условиях эксперимента. Таксис может входить в структуру поведения живых существ более высокого уровня развития, к примеру, насекомых летним вечером неудержимо влечет к зажженной лампе.

Более высоким уровнем приспособительного поведения выступает рефлекс. Рефлекс — это локализованная, более точная реакция на раздражение одного или нескольких рецепторов. Эта форма поведения связана с развитием нервной системы у организмов. В отличие от таксиса рефлекс способен к перепрограммированию (формирование условных рефлексов). Вместе с тем и таксис, и рефлекс — это простые и стереотипные реакции, особенно характерные для самых примитивных животных. Рефлексы могут входить в структуру более сложных форм поведения, к примеру, инстинктивных.

Инстинкт — это врожденная, целесообразная, жестко закрепленная, стереотипная форма поведения, в основе которой лежат безус-ловные рефлексы. Инстинкт позволяет живому организму приспосабливаться к узкому кругу неизменных ситуаций. Брачное поведение животных, постройка ими жилищ, перелеты птиц, гнездование есть проявления инстинкта.

Инстинктивное поведение — более сложная форма поведения, чем инстинкт. Это комплекс врожденных и приобретенных компонентов, которые позволяют живому существу лучше приспосабливаться к окружающему миру. Напротив, инстинкт — только часть этого поведения, наименее пластичный его компонент. К примеру, крыса, благодаря наличию врожденного пускового механизма
способна вынашивать и рожать детенышей, однако, будучи изолирована в течение длительного времени от своих сородичей, не способна проявить «материнский инстинкт» (не строит гнездо). Таким образом, для проявления инстинктивного поведения необходимы как внутренние условия (врожденный пусковой механизм), так и внешние (наблюдение за поведением сородичей).

У человека «материнский инстинкт» практически исчез. Привязанность матери к ребенку зависит от опыта, приобретенного ранее, от участия в заботе о ребенке, его реакций на эту заботу. Понятие «отцовский инстинкт» также не несет в себе научного содержания.

К. Лоренц и Н. Тинберген (представители биологического подхода) установили, что инстинкты обладают побудительной силой, однако инициируются специфическим внешним стимулом. Так, курица бросается на спасение цыплят только в том случае, когда слышит сигналы бедствия. Кроме того, обладая адаптивной ценностью, инстинкты являются специфическими для вида. К примеру, чтобы сберечь свое потомство, серебристые чайки уносят скорлупу яиц, привлекающую внимание хищников, подальше от гнезда. Однако, как показали наблюдения, несмотря на внешнюю сложность, в основе инстинкта разум все же не лежит.

Импринтинг — это глубокая привязанность особи к первому движущемуся объекту, который она видит при появлении на свет. Характерен импринтинг для птенцовых и выводковых птиц, млекопитающих. Данная форма поведения животного является частично врожденной, частично приобретенной, проявляется, когда у него существуют пробелы в знаниях, обеспечивая тем самым его выживаемость.

К. Лоренц выявил, что привязанность формируется в течение некоторого критического периода (период, когда организм наиболее чувствителен к воздействиям окружающей среды и легче всего воспринимает их, формируя свой индивидуальный опыт. До критического периода любая тренировка мало результативна, а после него орган или функция уже постепенно утрачивают пластичность). Э. Хесс определил его границы. Наблюдения ученого показали: начало проявления импринтинга связано со способностью родившейся особи двигаться вслед за объектом, а завершение — с появлением страха нового, неизвестного. У разных видов животных, как показали исследования К. Лоренца, импринтинг формируется на разные объекты. К примеру, у гусей он формируется практически на любой движущийся объект. У диких уток имеется врожденная схема родителя: родитель движется; имеет определенную высоту; издает определенные звуки.

Импринтинг, как было установлено, по-разному формируется у живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционного развития. К примеру, у шимпанзе импринтинг формируется после трех—четырех месяцев жизни. У ребенка интенсивная привязанность к определенному человеку проявляется только к шестимесячному возрасту (Д. Боулби и М. Эйнсуорт). К восьми—девяти месяцам жизни дети начинают бояться незнакомцев, а также испытывать страх, расставаясь с человеком, к которому привязались. Возможно, это критический период для формирования привязанности у ребенка.

Д. Боулби и Дж. Робертсон изучили эффекты разлучения на детях, у которых была сформирована привязанность. Оказалось, что в разлуке сначала ребенок протестует, затем отчаивается, наконец, переходит на стадию отчуждения (после возвращения матери ребенок не хочет ее признавать). Ученые доказали, что длительное разлучение пагубно сказывается на формировании личности ребенка. Разлучение наиболее болезненно в возрасте между шестью месяцами и тремя—четырьмя годами (М. Эйнсуорт). Наблюдения за детьми в детских домах показывают, что, будучи лишены привязанности в детстве, они вырастают личностями, не способными любить и глубоко привязываться к другим людям.

Более высоким уровнем приспособительного поведения является навык, которому животные научаются методом проб и ошибок, путем подражания или в процессе дрессировки. Навык как результат научения представляет собой освоенный способ поведения, в основе которого лежат условные рефлексы. Его отличительные признаки: вырабатывается в течение жизни; может распадаться, если потребность в данном способе действия у животного отпадает; может совершенствоваться. Таким образом, навык — это гибкая, изменчивая форма поведения, в основе которой, однако, разум не лежит. Ученый-бихевиорист Э. Торндайк выявил несколько эффектов формирования навыков у животных, в частности, эффект правильного первого действия и эффект упражнений. Физиолог И. П. Павлов обосновал теорию классического обусловливания (под влиянием внешнего раздражителя у животного постепенно формируется условный рефлекс, лежащий в основе навыка).

Интеллектуальное поведение — это поведение животного на основе установления связей между элементами жизненной ситуации и выведения решения путем умозаключения. Свойственно оно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян. Формированию интеллектуального поведения у высших позвоночных содействуют возникновение «предвосхищающего» поведения, возрастающая сложность процесса восприятия и большая прочность памяти на последовательных ступенях эволюции животных.

Интеллектуальное поведение носит приобретенный характер, имеет сложную структуру, включающую предварительную ориентировочно — исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи; формирование пластически изменчивых программ движений, направленных на достижение цели; сличение выполненных действий с исходным намерением. Проявляется подобное поведение у животных порой как озарение, носит саморегулирующий характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается. Так, чтобы достать бананы, подвешенные к потолку клетки, обезьяна первоначально совершает несколько неудачных попыток, после чего осуществляет «успешный» прыжок с плеча человека, которого намеренно подтолкнула к удобному для прыжка месту (В. Келер).

Для интеллектуального поведения животного характерно использование элементарных орудий труда, порой и их изготовление. Вместе с тем изготовленное «орудие» животное не бережет, впрок не изготавливает. Более того, интеллект животного по своим характеристикам напоминает интеллект трехлетнего ребенка, мыслящего только в процессе выполнения практических действий.