Смекни!
smekni.com

Общая психология (стр. 54 из 55)

и одаренности у детей

Предпосылкой развития соответствующих способностей и одаренности являются склонности, под которыми понимают избирательную направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ею заниматься. Учитывая глубокую устойчивую потребность ребенка в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью, педагогу следует все же различать способности и склонности: возможны случаи их несовпадения.

Главное условие развития способностей и одаренности — наличие деятельности, которая должна быть разнообразной по содержанию и используемым формам работы, построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, стимулировать их к поиску нестандартных способов решения задач.

Работая с одаренными детьми, следует учитывать возрастные предпосылки одаренности, выделенные Н. С. Лейтосом: в младшем школьном возрасте это вера в истину, восприимчивость, в подростковом — энергия и склонности, в старшем школьном возрасте — склонность к рассуждениям.

Важно, чтобы выполняемая деятельность вызывала у детей позитивные эмоции, переживания которых во многом связаны с достигаемыми результатами. Дети должны осознавать свою успешность и компетентность в выполняемой деятельности. При этом задача учителя — развивать у них высокую самоэффективность
(А. Бандура), которая позволит учащимся ставить сложные цели, прилагать усилия для их достижения, мужественно преодолевать препятствия, поддерживать у себя высокую адекватную самооценку и высокий адекватный уровень притязаний. Работая на зону ближайшего развития детей (Л. С. Выготский), учитель должен развивать у них целеустремленность, настойчивость и самокритичность, формировать учебную мотивацию школьников, побуждать, а не принуждать их заниматься деятельностью.

Осуществляя прогноз относительно способностей, следует помнить о постепенности, неравномерности, асинхронности психического развития, индивидуальных вариантах прохождения возрастных этапов онтогенеза. По мнению ученых, отсутствие раннего развития не исключает возможности его поъема в перспективе.

Педагогу необходимо учитывать связь между творчеством, интеллектом и адаптацией детей к школьной жизни. Выявлены четыре группы детей с учетом этой связи: а) дети с высоким уровнем творчества и интеллекта (верят в свои возможности, имеют хороший самоконтроль, хорошую социальную интеграцию, высокую способность к концентрации внимания и большой интерес ко всему новому); б) дети с высоким уровнем интеллекта, но слабыми творческими способностями (энергия направлена на достижение успеха в учебе, неудачи воспринимаются как катастрофа, боязнь риска и высказывания своего мнения, пониженная общительность, боязнь самооценки); в) дети с низким уровнем интеллекта, но с высоким творческим потенциалом (постоянный конфликт между собственным представлением о мире и школьными требованиями, недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение, боязнь оценки со стороны окружающих); г) дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей (хорошая адаптация и удовлетворенность жизнью, недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью).

Таким образом, проблемная адаптация к школьной жизни наиболее вероятна у детей, которые принадлежат к двум промежуточным группам (б, в). Эти группы детей требуют поддержки со стороны психолога и учителя в школьных условиях принуждения к определенным правилам, поиска адекватных средств развития их способностей (одаренности).

В качестве подходов к обучению одаренных детей можно использовать акселерацию (ускорение развития) и обогащение. Акселерация предполагает ускоренное развитие детей за счет использования компактных программ и сокращения сроков обучения. Обогащение осуществляется путем предоставления ученикам (только 25% школьникам) дополнительного и разнообразного материала с учетом их познавательных потребностей и интересов. Программа «Модель вращающейся двери», направленная на обогащение, включает отбор одаренных детей по трем критериям (интеллект, креативность, мотивация) и вовлечение их в проекты, при этом участники программы могут в любой момент покинуть ее. Для развития одаренности детей необходимо осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения, вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность под руководством учителя.

Создавая условия для развития способностей и одаренности детей, следует учесть еще одно существенное обстоятельство. Для успешного выполнения любой деятельности требуются не только способности, но и обладание необходимыми знаниями, навыками и умениями.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое способности?

2. В чем отличие способностей от задатков?

3. По каким признакам можно сделать вывод о наличии у человека способностей к деятельности?

4. Какие способности входят в структуру профессионально-педагогических способностей?

5. Назовите уровни развития способностей.

6. В чем отличие таланта от гениальности?

7. Какие группы одаренных детей выделяют ученые?

8. По каким критериям отбирают одаренных детей?

9. Какие группы детей выделены с учетом связи творчества и адаптации?

10. Каковы условия развития способностей и одаренности у детей?

11. Какие подходы к обучению одаренных детей вы знаете?

Ключевые слова

Способности, задатки, естественные (природные) способности, специфические (человеческие) способности, общеумственные способности, специальные способности, теоретические способности, практические способности, учебные способности, творческие способности, талант, гениальность, одаренность, общая одаренность, специальная одаренность, склонности.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ

ЗАДАТКИ

ОДНАЖДЫ В ГОРОДЕ АНГЕЛОВ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Б о г и н я.

П е р в ы й а н г е л.

В т о р о й а н г е л.

Т р е т и й а н г е л.

Ч е т в е р т ы й а н г е л.

На сцене трон. На нем восседает Б о г и н я. Она о чем-то думает. По обе стороны от трона

а н г е л ы в белых одеяниях. Они ведут себя шумно: толкают друг друга, хихикают.

Б о г и н я. Я требую тишины!

Ангелы замолкают и с удивлением смотрят на нее.

Б о г и н я. Знаете ли вы, почему я вас собрала?

Ангелы пожимают плечами, с непониманием смотрят на Богиню.

Б о г и н я. Я планирую отправить вас на Землю.

А н г е л ы. Ура! На Землю!

Б о г и н я. Вы, задатки, уже достаточно взрослые и должны выполнить свою миссию на этой планете. Пройдут годы, вы превратитесь в способности, таланты, возможно, в гениальности! Но вот сижу я и думаю: готовы ли вы?

А н г е л ы. Готовы!

П е р в ы й а н г е л. Мы докажем это! (Обращается к другим ангелам.) Правда?

Ангелы согласно кивают головами.

П е р в ы й а н г е л. Вот я, например, - Математические задатки! А это значит — врожденные индивидуально-психологические предпосылки, которые позволяют при определенных условиях научиться вычленять при восприятии пространственные и количественные отношения, функциональные зависимости, развить логическое мышление и умение быстро обобщать математический материал… Вот смотрите! а2+ b2 + c2. Из этого получаем (а + b) 2 = c2 и выходит…

Б о г и н я. Достаточно! Уморил! Лети-ка ты к младенцу Пифагору. (Смотрит на часы.) Он родится через десять минут.

П е р в ы й а н г е л. Ура!

В т о р о й а н г е л. И я! И я хочу на Землю! На моей основе легко формируются умения правильно оценивать пропорции и световые отношения, чувствовать выразительную функцию цвета, развивается творческое воображение. Вы только посмотрите, что я нарисовал! (Демонстрирует белый лист с черным квадратом посередине. Все в недоумении его рассматривают.) Эх вы! Это же негры темной ночью крадут черную лошадь! Куда вам до меня - художественно-изобразительных!

Б о г и н я. Отправляйся к Малевичу. С него выйдет толк!

В т о р о й а н г е л. Ура! Мне еще памятник поставят, вот увидите!

Т р е т и й а н г е л (шепчет). Памятник… памятник…. Слушайте! Я памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа! О Богиня, пришел и мой час отправиться на Землю! Посмотрите, как бурлит во мне активность, как проступает эстетическая позиция, как кристаллизуются наблюдательность и впечатлительность. Литератур­ные способности людям тоже необходимо развивать.

Б о г и н я. К кому же тебя направить? (Просматривает список группы и называет фамилии студентов.) Голобокова, Кисурина, Мелех, Головков… Пушкин! Лети-ка ты к нему!

Т р е т и й а н г е л. Благодарю, Богиня! Незамедлительно отправлюсь в путь.

Ч е т в е р т ы й а н г е л. А теперь послушайте меня (поет):

Миллион, миллион, миллион алых роз,

Из окна, из окна, из окна видишь ты…

Или вот:

Будь со мной мальчиком, пушистым зайчиком…

И еще:

Я знаю, что у нее-нее-нее душа кошкина,

А я — шикарная, мадам Брошкина!

Пауза.

На моей основе развивается ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, формируются способность к слуховому представлению и способность чувствовать ритм.

Б о г и н я. Отправим-ка вас, Музыкальные задатки, к Аллочке Пугачевой.

Ч е т в е р т ы й а н г е л. Со мной, с задатками, да со своим трудолюбием Пугачева, безусловно, получит широкую известность!

Ангелы удаляются.

Б о г и н я. Улетели… А теперь я обращаюсь к вам, родители и учителя. Ваша задача — увидеть этих крошек в каждом ребенке и взрастить их до настоящих ТАЛАНТОВ!

1. Что такое задатки?

2. Что Вы знаете о своих возможностях?

3. Используете ли Вы свои возможности в полной мере?