Смекни!
smekni.com

Закрытое акционерное общество (стр. 9 из 94)

Природу коррупции исследователи данного явления объясняют по-разному. «С древних времен коррупция является одним из наиболее устойчивых видов отклоняющегося поведения. Она возникает в тех сферах государственного управления, где интересы частных лиц, групп пересекаются с властными функциями государственного аппарата и представляющих его должностных лиц… Вечность коррупции, ее наличие в любом обществе и при любой социально-экономической формации свидетельствует о ее функциональности, то есть о том, что она удовлетворяет определенные требования общественной системы, играет специфическую роль в ее поддержании как целого»[90]. С этой точки зрения, коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами носителей коррупционных отношений, но и рядом иных обстоятельств.

В современной научной литературе коррупцию рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, экономическом, криминологическо-правовом. В связи с чем, многообразие подходов к исследованию коррупции обусловливает отсутствие однозначного определения содержания этого явления. По мнению ряда исследователей, коррупцию легче разузнать, чем определить. Некоторые из них вообще считают, что дать четкое определение коррупции, которое было бы общепринятым, нельзя в принципе. Среди причин этого называют, прежде всего, культурные отличия разных обществ. В одном обществе различного рода явления воспринимаются как коррупция, в другом не только допускаются, но даже и ожидаются в соответствии с практикой данной культуры[91]. Следует согласиться, что взгляды общества на коррупцию могут различаться, хотя ее проявления практически всегда будут универсальны.

В средствах массовой информации и в общественном сознании, как правило, общество в целом негативно относится к коррупции, отождествляя ее, в первую очередь, со взяточничеством на различных уровнях государственной власти. Этому пониманию соответствует принятое в юридической науке понимание коррупции преимущественно как «законное – незаконное», что позволяет выделить следующие признаки коррупции: определение круга лиц, могущих совершить коррупционные деяния (государственные и муниципальные служащие); определение сферы, в которой могут совершаться эти деяния (в связи с выполнением служащим своих должностных обязанностей); определение целей таковой деятельности - обогащение, получение каких-либо преимуществ и преференций материального и иного характера, предоставляемых именно за осуществление некоторых действий, а также определение круга лиц, заинтересованных в совершении указанных деяний - сам государственный служащий или иное лицо, группа лиц.

Политология исследует коррупцию преимущественно в контексте вопроса о власти. Коррупция рассматривается в качестве способа осуществления власти или в качестве способа борьбы за нее. В зарубежной политологической литературе коррупция определяется как девиантное политическое поведение, выражающееся в нелегитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения[92]. В основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества[93]. При этом, не все типы политической коррупции могут быть определены законом как правонарушения. В политической коррупции выделяются следующие элементы: а) «политический патронаж и клиентелизм» - опека политиками избранных нижестоящих структур, создание для них наиболее благоприятных условий в обмен на личную преданность и политическую поддержку; б) «покупка голосов» - осуществляется в ходе избирательных кампаний, применяются в отношении фиксированных групп избирателей (подарки и иные материальные блага); в) «общественная кормушка» - деньги, выделяемые из бюджета местным властям, для общественных нужд в целях завоевания симпатий избирателей[94].

На основании изложенного, возможно определить понятие коррупции в узком смысле как явление, когда должностные лица, обличенные властью, намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения. В коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто покупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом.

Однако эти представления касаются лишь части феномена «коррупция». Как подчеркивается в докладе Всемирного банка «Борьба с коррупцией в странах с переходной экономикой», в настоящее время считается общепризнанным, что коррупция выходит за рамки административного функционирования правительства и охватывает «внутреннюю организацию политической системы, взаимоотношения между ключевыми государственными институтами, взаимодействие между государством и предприятиями, а также взаимоотношения между государством и гражданским обществом[95].

В связи с вышеизложенным, о коррупции можно говорить как в широком, так и в узком значении.

«В современном мире основной импульс прогресса исходит не от институтов государства, а от отдельной творчески развитой, свободной и ответственной личности. Именно здесь источник современной коренной трансформации основ общественного устройства, способствующей процветанию страны, искоренению причин коррупции»[96]. Таким образом, при выработке основных антикоррупционных мероприятий в деятельности исполнительных органов государственной власти необходимо учитывать социальную природу этого явления. Социология рассматривает коррупцию в контексте вопросов о строении социального пространства и воспринимает ее в качестве части совокупного социального организма общества. Коррупция обусловлена и тем обстоятельством, что одни лишь формальные, закрепленные в законах и иных нормативных правовых актах отношения между государственными и негосударственными структурами не могут обеспечить полноценного функционирования системы государственного управления и объективно в любом обществе дополняются неформальными отношениями. Специфическим видом этих неформальных отношений и является коррупция. Следовательно, в широком смысле - коррупция – это синтетическое явление, представляющее собой особую социальную структуру, совокупность устойчивых и универсальных норм, принципов при взаимоотношениях людей. Без уяснения социальной сущности коррупции, без установления ее существенных признаков и круга деяний, попадающих под категорию коррупционных, нельзя определить реальные цели предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, а также сформулировать адекватные правовые и организационные средства их реализации. При этом, как замечает А.В. Дахин, особенность структур коррупции состоит в том, что они развиваются в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных лиц, дублируют, замещают собой функциональные отношения должностных лиц, представляют собой альтернативу разрешенным законодательством действиям этих лиц[97].

Природа любого социального явления связана с его общественной ролью и причинными взаимосвязями с другими социальными явлениями. Причины его возникновения лежат в постоянно развивающихся и изменяющихся обще­ственных связях. Возникающие между социальными явлениями взаимосвязи при наличии определенных условий выступают основой появления нового, что полностью отвечает законам диалектики. Возникновение и трансформация со­циальных явлений происходит в среде, характеризующейся определенной коммуникативностью, т.е. обладающей определенными механизмами общения между индивидами. Такой средой выступает человеческое общество, вне кото­рого невозможно возникновение социальных явлений. По этой причине иссле­дование любого из них, в том числе и коррупции, предполагает в первую оче­редь, уяснение его природы и причинной взаимосвязи с другими явлениями.

Рассматривая коррупцию в широком смысле, следует отметить, что в научных работах по данной проблематике выделяются следующие признаки коррупции: отклоняемость поведения коррумпированной элиты по отношению к интересам общественного большинства; использование коррумпированной элитой метода принуждения для достижения властного экономического господства; неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений; нелегитимность использования участниками коррупционных отношений материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству, а также средств их достижения[98]. Поэтому коррупция как социальное явление представляет собой неформальное, отклоняющееся поведение управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании ею социальных благ.

Таким образом, коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социального явления, поскольку затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и отдельно взятой личности; коррупция оказывает влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства; коррупция влияет на государственно-правовые механизмы, а также воздействует на общественные и личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе и др. В этом проявляется социальная опасность коррупции.