Смекни!
smekni.com

Теоретические проблемы личностно-ориентированного образования (стр. 10 из 45)

Подчеркивая специфику культурного (социокультурного) действия, Ю. М. Лотман (71) говорит об особой сфере -семиосфере, отграничивая ее от биосферы и ноосферы. С последней Ю. М. Лотман связывает рациональную деятельность человека, осуществляющуюся как научная, исследовательская деятельность. Воспроизводство (а мы бы сказали и создание) социокультурного значения регулируется закономерностями, присущими культуре, а не гносеологии, и поэтому не ориентировано на абсолютные ценности (в смысле логически верифицированной Истины) и правила коммуникации.

И если выше мы обращали внимание на то, как оценивают основания и связь с данной теорией сторонники школы диалога культур, то здесь уместно обратиться к опыту работы Е. Е. Шулешко из Донецкой области, который также начинал в лаборатории Д. Б. Эльконина. Очевидно, наиболее точно суть его педагогики выражена в его ответе на вопрос: «Каким образом внедряется Ваша методика?» - «Видите ли, я не внедряю методики. Я занимаюсь постановкой культурных способов работы с детьми» (цит. по: А. Русаков, 100).

Основой такой работы у Е. Шулешко является обеспечение системы ровеснических отношений между детьми от пяти до десяти лет. «Не на обучение, не на воспитание мировоззре­ния, не на развитие интеллектуальных способностей и лич­ностных качеств, а именно на формирование сообщества детей-ровесников, всецело должно быть направлено педагоги­ческое внимание. Ровесничество обеспечит и то, и другое, и третье...» (цит. по 100). Акцент этот очень интересный и полностью понять его можно, на наш взгляд, если

44

обратиться к тому, что обеспечивает ровесничество, в систему отношений которого включается и сам педагог.

Во-первых, равенство детей перед осваиваемым миром. Во-вторых, потенциально равные возможности и право на конструирование собственной модели этого мира. В-третьих, «методическую защищенность» комфортности существования ребенка с правом на ошибку (социоигровая педагогика, педагогика настроения, ровесническое образование - вот далеко не полный список названий педагогической системы Е. Е. Шулешко). В-четвертых, совершенно уникальная индивидуализация ситуации обучения. («Методы работы с разными детьми всегда окажутся разными - то, к чему в прошлом году подбирались с одной стороны, в этом удается совершенно иначе. К одним математика легко приходит вместе с росчерками, к другим - с конструированием, а к третьим -через ритмическую гимнастику. Предметный клубок каждый раз будет вращаться по-разному» (цит. по 100). В-пятых, ориентация на целостность личности ребенка, связанную с формированием «предметно-личностного способа» жизни. («Шулешко, - пишет А. Русаков, - уникален среди новаторов уже тем, что использует слово «грамотность» в сто раз чаще, чем слово «развитие» ... Те черты, которые устойчиво признаются в определенном общественном укладе чертами грамотно действующего лица и устанавливаются в постоянном средоточии ситуаций деловой и игровой детской жизни» (100). И еще на примере конкретного учебного предмета:

«... биология - это не только академическая дисциплина для школ и вузов, но определенный способ жизни. И попасть в Биологию - это значит обладать способностью жить особой жизнью, жизнью биолога» (100). В-шестых, его система сориентирована не только на учет детских индивидуальных особенностей, но и на учет особенностей личности педагога. Можно называть и в-седьмых, и в-восьмых, и т.д.

Но главное во всем этом, на наш взгляд, - обеспечение ОБЩЕНИЯ, а не учебной коммуникации, работа на уровне СМЫСЛОВ, а не значений, развертывание поля для подлинного ТВОРЧЕСТВА детей, а не ограничение его рамками типовых

45

задач или обобщенных способов деятельности. Этому контексту работы созвучно определение творческой личности, даваемое авторами книги «Возможные миры или создание практики творческого мышления»: «...творческая личность» означает человеческое существо, которое своими «смысло­выми образованиями личности», «смысловой сферой личности» погружено в зону поиска, для которого имеющиеся предмет­ности, системы значений есть возможные - и удерживаемые в качестве возможных! - реализации его жизненных отно­шений (а не просто средства деятельности)» (46, 25).

С точки зрения парадигмы педагогического мышления, лежащей в основе системы Е. Е. Шулешко, на наш взгляд, можно со всей определенностью говорить о реализации в ней парадигмы «affirmo».

Оказывается, таким образом, что система обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, квалифицированная нами как субъектно-ориентированная, несет в себе потенциал личност­ной «культурологической» педагогики и, по-видимому, ближе всех стоит к ее практической реализации, о чем свидетель­ствуют и ее «родственные связи» с теми подходами и практи­ками обучения, которые мы однозначно определяем как «личностно-культурологические».

1.2.2. Система обучения Л. В. Занкова

Систему Л. В. Занкова нередко противопоставляют системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, что фиксируется даже в назва­ниях систем: «Дидактическая система обучения Л. В. Занкова» и «Теория развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова». Имплицитно в названиях присутствует указа­ние и на генетические корни теорий (педагогика и психо­логия), и на преимущественные акценты в их развитии В целом, на наш взгляд, с этим нельзя не согласиться, но более глубокое и точное различение этих теорий можно получить на основании сравнения их в рамках нашей типологии.

Л. В. Занков провозгласил основополагающей идеологией школы педагогику развития. «Развитие детей в данной системе, - пишут его последователи, - понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон - внимания, памяти,

46

воображения и т.п., а как общее развитие личности. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли и чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу» (13, 5).

В подобной общей ориентации нет ничего особенного. Специфика системы раскрывается через содержание совокуп­ности дидактических принципов, составляющих ее ядро.

Принцип обучения на высоком уровне трудности. «... дело не в том, - писал Л. В. Занков, - что просто требуется некоторое напряжение умственных сил учащихся, как об этом говорится в дидактике, когда речь идет о постепенном повы­шении трудности. Обучение на высоком уровне трудности вызывает своеобразные процессы психической деятельности в овладении школьниками учебным материалом. Здесь происходит не только добавление к имеющимся знаниям и их объединение. Существенное заключается в том, что усвоение определенных сведений, становясь достоянием школьника, вместе с тем ведет к их переосмыслению в дальнейшем течении познания» (51, 115).

Реализация принципа в практике предполагает соблюдение меры трудности, которая конкретизируется «в программах, учебниках, в методических путях и приемах обучения. Ее реализация в повседневной работе обусловлена также тем, что учитель постоянно следит за процессом и результатами усвоения детьми знаний и навыков» (51, 116).

Содержание данного принципа уточняется через ряд других принципов. Так, принцип ведущей роли теоретических знаний позволяет автору подчеркнуть, что «имеется в виду не любая трудность, а трудность, заключающаяся в познании взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи» (51. 116). Изменяется в этой связи и место формиро­вания навыков, которые, по Л. В. Занкову, теперь формируют­ся «на основе общего развития на базе возможно более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей» (51, 116).

Принцип изучения материала быстрым темпом требует постоянного движения вперед и избегания затянутых, нудных

47

повторов усвоенного знания, что существенно влияет на инте­рес учащихся к учебе. Кроме того, по мнению Л. В. Занкова, «быстрый темп изучения дает возможность раскрывать разные стороны приобретаемых знаний, углублять их и связы­вать» (51, 117). Последнее, правда, аргументируется в основном противопоставлением вредности для педагогики «жвачки» учебного материала. С другой стороны, сторонники концепции Л. В. Занкова отмежевываются и от системы «опережающего обучения» (С. П. Лысенкова, 1995).

Поэтому остается лишь догадываться, что КАЧЕСТВЕННАЯ роль данного принципа (а именно это подчеркивает Л. В. Занков) проявляется либо в быстром движении по мате­риалу по типу первоначального объяснения учебного материала темы В. Ф. Шаталовым, либо, как поясняют его последователи, «... быстрое продвижение вперед идет одновре­менно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается повторением изученного. При этом повторение ведется так, что ранее изученное выступает в иной связи с происхождением нового и сопровождается открытием в нем неизученных сторон и новых граней. Такое повторение направлено не просто на закрепление знаний, но на их более углубленное понимание» (13, 10).

Следующий принцип - осознание школьниками процесса учения - также противопоставляется автором традиционному принципу сознательности по объекту и по характеру осозна­ния. В принципе сознательности «... осознание обращено вовне, имея своим объектом сведения, умения и навыки, которыми надо овладеть, то во втором (в принципе осознания школьниками процесса учения - Н. А.) оно обращено внутрь, на протекание учебной деятельности» (51, 117).

И, наконец, принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых Данный принцип сторонники теории интерпретируют в плане подчеркивания гуманисти­ческой (личностной) направленности концепции обучения Л. В. Занкова, расширяя несколько рамки психодидактического подхода и перенося акцент на коммуникативную сторону обучения.