Смекни!
smekni.com

Теоретические проблемы личностно-ориентированного образования (стр. 12 из 45)

53

встретить комментарий к этому методическому приему о том, что в таких условиях стимулирование учебной деятельности становится «внутренним делом» учащихся и основывается на их конкуренции и стремлении решить как можно больше и более сложных задач. Но эта же практика создает своеобразную нишу для учащихся, позволяющую и уйти от этой конкуренции - выбор задачника для решения. Как я смогу соревноваться, кроме как по количеству, если у меня нет оснований для сравнения трудности и качества задач из разных учебников. Другими словами, и в данном случае решающее слово остается за педагогом, который манипулирует моим индивидуальным движением в предмете. Термин «манипулирование» в данном случае вовсе не является ругательным, а фиксирует лишь тот аспект рассматриваемых приемов, который мы и называем «инструментальным».

Но, что особенно важно, движение-то в предмете оказы­вается, как мы отметили, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ, но психологи­чески - субъектным, а не личностным. Чтобы уловить это раз­личие, следует обратить внимание на тот факт, что учащийся не «выращивает» в себе определенное предметное знание, а присваивает его определенную, извне заданную схему. «Выращивает»-»присваивает» - не игра в терминологию, а попытка ухватить специфику психологических особенностей освоения учащимся мира в двух вариантах: в первом - это духовно-практическое- отношение, во втором - научно-теоретическое .

«В духовно-практическом отношении человека к миру, -отмечает А.С.Арсеньев, -...в отличие от научно-теоретического, мир выступает не как чуждый и противостоящий человеку в своей объективности, но, наоборот, как несущий на себе отражение человеческой субъективности. Это - непосред­ственно целостное отношение, в котором чувство и мышление не существуют отдельно, а мир воспринимается как непосред­ственно свой, мир человека, как продолжение своего «я» (118, 99). Оба эти отношения к миру совпадают в момент творчест­ва, но именно творчества-то на первых шагах освоения схемы знаний, зафиксированных, например, в опорных сигналах,

54

и нет. Дело в том, что подход В. Ф. Шаталова строится в русле функционалистской парадигмы педагогического мышления, согласно которой человек рассматривается как средство формирования необходимого обществу «функционера». В личностно-ориентированной педагогике человек рассматривается как основная цель образования.

А. С. Арсеньев относительно педагогического процесса высказывает следующие соображения: «...педагогический процесс есть соединение двух типов отношений. Во-первых, это отношение к изучаемому предмету, который при научно-теоретическом подходе выступает как внешняя вещь (т.е. отношение субъект-объект). Во-вторых, это отношение между учителем и учеником, т.е. отношение субъект-субъект. Подчинение его научно-теоретическому подходу нежелательно, так как переводит его в объектно-вещный план, что делает ученика объектом технологически-вещных манипуляций учителя, затрудняя тем самым личностное общение и воспи­тывая частичного человека вместо нравственного существа» (118, 108). В приведенном высказывании обращает на себя внимание попытка развести по уровням особенности форми­рования того или иного отношения к миру у учащегося -предметный и личностный. С точки зрения автора высказы­вания, оказывается, что собственно личностное развитие обеспечивается только на уровне общения личностей учаще­гося и учителя.

Здесь важно развести, по крайней мере, два прин­ципиальных, на наш взгляд, момента. Первый из них связан с тем, что не только уровень общения учитель-ученик обеспечивает развитие личности, но и некоторые условия организации учебного процесса, где обнаруживается иной (не обязательно учитель) общающийся, как это, например, представлено в школе диалога культур. Субъект-субъектные отношения могут устанавливаться и на уровне общения Учащихся между собой, где и будут происходить основные личностные сдвиги (хотя условия для осуществления таких диалогов и создает учитель). Другими словами, духовно-фактическое отношение к миру в рамках учебного процесса

55

действительно обеспечивается в русле реализации диалогов (полифонии) личностей, но не обязательно только на уровне взаимоотношений учитель-ученик. Есть еще один уровень субъект-субъектных отношений - внутренний диалог с самим собой, своим «Я», т.е. собственно процесс творчества.

Вместе с тем, и это второй момент, личность учителя является ключевым моментом в формировании личностных сдвигов как таковых, с одной стороны, а с другой - учитель же обеспечивает и организацию диалогов других уровней, сохра­няя за собой ведущую роль в целеполагании, разворачивании и т.д. этих диалогов. И если учитель обладает мощным личностным потенциалом (авторская школа, технология, что и составляет суть личностно-ориентированного обучения - см. ниже), то он вполне компенсирует манипулятивные особенности субъектной педагогики. Именно этот вариант мы и имеем в случае с В. Ф. Шаталовым. Другими словами, необходимо различать методическую систему В. Ф. Шаталова и конкретный вариант ее реализации в лице самого Шаталова. Методическая система сама по себе, как это мы пытались показать, является субъектно-ориентированной и инструмен­тальной по своим организационно-методическим и содержа­тельным основаниям.

Интересно отношение В. Ф. Шаталова к ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ ПРИЕМОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Он пола­гает, что специально отрабатывать и учить им не надо, они складываются у учащихся в ходе решения последними большо­го числа задач на интуитивно-практической основе. Этот момент в подходе Шаталова крайне интересен в контексте нашего анализа, поскольку в ситуации решения задач уча­щийся сталкивается с необходимостью самому создавать («вычерпывать» из материала) способы решения. С философ­ской точки зрения, это и есть ситуация «affirmo», ситуация утверждения, самостроительства собственного мышления. Однако такой ракурс рассмотрения данной проблемы не характерен для Шаталова. Для него это скорее ситуация непроизвольной отработки и закрепления усвоенного мате­риала в его применении к решению задач. Другими словами,

56

и в данном случае внимание педагога, оставаясь в рамках дидактики, сосредоточивается на условиях и средствах исклю­чительно внешних (не целенаправленное управление становле­нием приемов умственной деятельности, а создание условий, в которых они с наибольшей вероятностью могут быть актуализированы и отработаны) по отношению к личности учащегося, и по этой причине его технология остается в рамках субъектно-инструментальной педагогики.

В целом при оценке системы В. Ф. Шаталова нельзя не согласиться с квалификацией ее В. П. Беспалько (24), который определяет ее как «Репетитор». 'В этом названии, на наш взгляд, очень точно схвачена суть системы: подгото­вить ученика к выполнению им определенных требований, для чего любые средства хороши. Будет ли при этом обеспечи­ваться развитие личности? Да. Но это будет не целевое личностное развитие, а косвонное управление, т.е. управление по принципу: может, получится, а может, и нет. И еще раз подчеркнем мысль о том, что сам Шаталов как талантливейший педагог во многом компенсирует недостатки собственной методической системы. Эту же функцию, как это не пока­жется странным, выполняют и его книги (125; 126 и др.). Конкретные примеры, эмоциональный язык, тонкие психоло­гические замечания об уникальных нюансах педагогических ситуаций и т.д. - только в такой манере и можно «подкорректировать» суть методической системы, обратить внимание педагогов на значение личности учителя, его творческой индивидуальности, громадной педагогической интуиции, умения организовывать учебно-воспитательный процесс на началах сотрудничества с учеником, полного ему доверия и поддержки. «Работы В. Ф. Шаталова, - пишет В. П. Беспалько, - в известной мере учат этому компоненту учительского мастерства, однако на практике от учителя потребуется незаурядный импровизаторский талант и вдохно­вение, чтобы выйти на тот уровень общения с классом и с каждым учеником в отдельности, который ЕДИНСТВЕННО (подчеркнуто нами - Н. А.) обеспечивает успешное функцио­нирование педагогической системы В. Ф. Шаталова» (24, 295).

57

Таким образом, на основании приведенного выше анализа некоторых принципиально значимых элементов системы В. Ф. Шаталова можно квалифицировать ее как инструмен­тальную субъектно-ориентированную педагогическую систему. 1.2.4. Школа диалога культур В. С. Библера

Научно-педагогический эксперимент школы диалога культур основывается на ряде психологических и собственно педагоги­ческих предположений. Первые касаются трактовки психоло­гии учащегося и ее учета при разработке программ и проведе­нии занятий. Вторые - организации учебных ситуаций.

Психологическое развитие индивида рассматривается представителями данного направления как постоянное движе­ние от сознания к мышлению и обратно к сознанию. Сознание в данном контексте рассматривается как специфическая форма отражения бытия и представлений индивида о внешнем мире. В этом контексте оно созначно понятию «внутренней речи» но Л. С, Выготскому. Мышление - форма выражения сознания, «овнешненное», «оформленное» сознание.

В контексте организации обучения в школе диалога культур ученик «конструирует» себя, воссоздает из «небытия». Но это воссоздание не является актом исключительно произ­вольным в обучении, оно «не пускается на самотек», а его осуществление направляется, организуется на основе подсказ­ки учащемуся, где и как надо подумать. «Точки удивления» относительно основ культурного видения мира составляют стержень учебной деятельности. Изначально культурный инди­видуальный мир в данной школе строится не по-предметно, а по-основно: загадки СЛОВА, загадки ЧИСЛА, загадки ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, загадки Я-СОЗНАНИЯ, загадки МОМЕНТА ИСТОРИИ. В. С. Библер, комментируя этот момент, делает интересное «организационно-методическое» замечание: «Предполагается, что в обдумывании намеченных проблем, в диалоге с ученика­ми данного класса, данного поколения смогут вырасти прог­раммы (каждый раз - уникальные) обучения... Унифицирован­ных, априорных, последовательно (заранее) развернутых прог­рамм (вот это - сначала, это - затем, это - в заключение) в нашей школе по замыслу быть не должно. Каждая школа