Смекни!
smekni.com

Теоретические проблемы личностно-ориентированного образования (стр. 16 из 45)

Принципиальная ориентированность теоретико-деятельностной парадигмы проектировочного мышления на учет естественных закономерностей развития и функционирования объекта создает серьезные трудности для проектировщика, поскольку в ряде случаев, в частности, в педагогике исклю­чаются возможности проектного исследования, т.к. закономер­ности развития и функционирования личности до сих пор

73

описываются в самом общем виде (на уровне возрастных особенностей или закономерностей осуществления отдельных психических функций) и в полном объеме познать их можно только в реальной деятельности по осуществлению проекта. Кроме того, реализация социального проекта включает в себя личность, организующую его внедрение, специфика деятель­ности которой также непредсказуема.

Описанная ситуация создает дважды парадоксальную ситуацию: а) чтобы что-то изменить, необходим проект, но адекватный природе объекта проект не может быть создан, поскольку эта природа заявит о себе только в момент реализации проекта; б) разработчик проекта в силу причин, изложенных в пункте а) в оптимальном варианте является и реализатором проекта, который, в свою очередь, является «элементом» проекта. Другими словами, проектировщик должен проектировать собственную деятельность относитель­но объекта, закономерности развития и функционирования которого в направлении изменений неизвестны, и в этом смысле проектировщик ... не может проектировать.

Существует ли выход из этого тупика? Да. В практике социального проектирования можно обнаружить несколько направлений поисков путей преодоления сформулированной выше парадоксальности.

А) Переход к вероятностному прогнозированию. Иллюстра­цией этого направления поисков могут служить, например, модели развития общественных ситуаций или поведения электората при выборах Президента.

В педагогике это находит выражение в подборе педагоги­ческой технологии к уровню и характеру развития учащихся. Именно специфика технологии с определенной степенью вероятности гарантирует достижение запланированных результатов.

Мы поддерживаем и развиваем это направление поиска, предлагая, в частности, свою систему диагностики развитости учащихся, способ интерпретации получаемых результатов и обобщенные ориентиры разработки педагогической техно­логии под тип психического развития учащихся.

74

Б) Осуществление управления социальными процессами по результату. Родоночальники данного подхода к управлению, финские исследователи Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне, И. X. Ниссинен (101), сформировали основные положения своей конепции применительно к управлению производством.

Нельзя сказать, что методология концепции управления по результатам адаптирована к ситуации управления собствен­но социальными процессами. Тем не менее, отдельные ее эле­менты, несомненно, постепенно, на наш взгляд, начинают занимать все более заметное место в социальном управлении. Причем, в области педагогики это ощущается наиболее сильно. В самом деле, нельзя строить образовательный процесс, не определившись четко в целевых установкам, соотнесенных с возможностями субъекта к изменению, что обусловливает перенос акцента управления на процесс освоения. Подчер­кивается право учащегося на ошибку, ведущее место отво­дится мотивации учения, в деятельности педагога на первое место выходит аналитико-экспертная деятельность в противо­вес традиционной - контрольной и т.д.

В настоящей работе ориентация на такого рода методо­логию управления поддерживается и развивается в отдельных ее направлениях. В частности, разработка системы крите­риально-ориентированных тестов и увязывание ее с таксоно­мией учебных задач (см. главу 3) позволяет качественно изменить систему управления освоением учащимися учебного материала и др.

В) В исследованиях по социальному управлению расши­ряется спектр методологических работ, основная направлен­ность которых связана с выработкой некоторых обобщенных рекомендаций по принципам осуществления социального прогнозирования, проектирования и т.д. с отказом от разра­ботки унифицированных рекомендаций по организации социальной жизнедеятельности.

Реализация этих подходов конкретизируется относительно объекта преобразования и находит свое выражение в социаль­ном управлении, например, в создании зон свободного

75

экономического развития, как своеобразных эксперименталь­ных площадках новой экономики. Другим примером конкре­тизации обобщенных схем является государственная политика в области статусов субъектов Федерации и т.д.

Педагогика также имеет немало примеров подобного характера. Вариативность программ обучения, альтернативные учебные заведения - это и многое другое, хотя и подготавли­валось, и рождалось внутри практической педагогики, потребовало определенного методологического осмысления, которое позволило бы не только отделить «зерна от плевел», но и упорядочить всевозможные педагогические течения относительно главной цели образования - ученика.

В нашей работе эта логика практико-ориентированной педагогики представлена разработкой обобщенного алгоритма разработки авторской педагогической технологии (см. ниже).

Г) Особое место в работе исследователей по вопросам социальных технологий занимает проблема результата социальных преобразований, который представляется в виде модели, норматива, стандарта. Причем, здесь необходимо дифференцировать две ситуации: а) первая из них связана с созданием принципиально нового качества социального объекта; б) вторая - с воспроизведением на «новом социальном материале» имеющихся образцов социальных объектов. И если для первой ситуации характерен подход, в котором домини­рует вероятностная установка, т.е. модельный результат преобразований рассматривается как ориентир, который, по возможности, необходимо достигнуть, то для второй ситуа­ции параметры и характеристики норматива (стандарта) рассматриваются как необходимое качество развития социаль­ного объекта.

Педагогика в данном контексте попадает в противоречивую ситуацию: с одной стороны, она имеет дело с уникальной личностью ученика и в этом смысле для нее не может сущест­вовать прототипа, а значит воспроизвести определенное каче­ство социального объекта (человека определенного общества) она может с известной долей условности, а с другой стороны,

76

институт учебного заведения призван воспроизводить «социальные объекты» строго определенного качества.

Собственно эта альтернатива во многом определяла внутреннюю логику развития дидактики (см. главу 1), а сегодня присутствует в спорах о школьных стандартах. И де­ло здесь не в поисках компромисса. Он сегодня, на наш взгляд, найден в различных вариантах интерпретации назначения стандарта: а) стандарт школьного образования - это минимум, который необходимо освоить для адекватного вписывания личности в общество; б) стандарт - это описание уровня и качества освоения учебного материала, обеспечивающего дальнейшее обучение или более широко - полноценное освоение культуры; в) «... любой стандарт подвижен и дина­мичен, он лишь фиксирует внешние и внутренние детер­минирующие факторы и -обстоятельства, которые так или иначе влияют на оценку результативности целенаправленной деятельности» (32, 27-28).

Главное, на наш взгляд, (и это не откровение для педаго­гики) смена целевых установок педагогики, точное опреде­ление ее приоритетов: либо это подготовка «винтика» системы и тогда стандарт - это догма, а личность - средство достижения этой цели, либо личность - это цель образования и тогда стан­дарты, технологии, проекты, программы и т.п. - средства и ориентиры организации изменения и совершенствования личности.

Важно помнить и о том, что говоря о стандартах, мы ведем речь, в основном, о «знаниевом стандарте», практически не касаясь специфики ценностных норм, норм поведения и т.п. В личностно-ориентированном обучении подобное ограничение недопустимо. Развитие личности предполагает изменение ее мотивационной и эмоционально-волевой сфер. В обсуждаемом контексте весьма плодотворным, на наш взгляд, может оказаться предложенное Г А. Баллом различие «норм-стандартов» и «норм-идеалов». «...Нормы-стандарты, - пишет А. Г. Балл, - могут касаться процесса или результата деятельности, фиксировать несколько различающихся между собой уровней качества того или другого (соответствующих,

77

например, школьным баллам «З», «4» и «5»). Среди норм-идеалов целесообразно выделить достижимые в принципе (например, в спорте - уровень чемпиона страны или мира) и абсолютные, к которым можно только приблизиться. Но в любом случае сохраняется принципиальное различие между нормами указанных типов: нормы-стандарты обязательны для выполнения лицами, занимающими соответствующую социаль­ную позицию, а степень приближения к идеалу - дело личное» (17, 47).

Вводимое А. Г. Баллом различие норм позволяет все нормы квалифицировать и формулировать двояко. В частности, собст­венно личностные нормы (моральные, культурные, поведен­ческие и т.д.) в данном контексте можно интерпретировать:

как нормы-стандарты в формулировке «НЕ ...» («не убий» и т.д.), тем самым задавая достаточно определенные ориенти­ры для организации воспитательной работы, и как нормы-идеалы, степень достижения которых «дело личное», а оцени­вается она может экспертом на основе соответствующего тезауруса, включающего в себя систему понятий, адекватно