Смекни!
smekni.com

Лекции по древней русской истории до конца XVI века (стр. 56 из 94)

Состав новгородского общества.

На верху социаль­ной иерархии стояли бояре, крупные землевладельцы и капиталисты, пускавшие свой капитал в оборот как в разные промышленные предприятия, так и в торговлю, ссужавшие деньгами торговцев, или купцов. Класс бояр в Новгороде, по всем данным, образовался тем же самым путем, как и в других русских землях; т. е. из княжес­кой дружины, осевшей на места, сделавшейся землевла­дельческим классом и вобравшей в себя лучших, вячших, нарочитых людей местного общества. Пользуясь близостью к власти, участвуя в управлении, класс этот увеличивал свои капиталы и землевладение и стал в конце концов вертеть всем обществом. Держа купцов и черных людей в долгах, бояре направляли решения веча, держали в своих руках все выборные должности — по­садника, тысяцкого, сотских, старост и т. д. Следую­щий за боярами социальный слой составляли так называемые житьи люди. То были также капиталисты и землевладельцы, как и бояре, но оставшиеся вне круга правящей знати и в отличие от бояр занимавшиеся так­же и торговлей. Ниже житьих людей были купцы, вед­шие торговлю на свои и чужие деньги. Высший разряд купечества составлял особую корпорацию при церкви св. Иоанна на опоках — «Иванское сто». По уставу, данному этой корпорации еще князем Всеволодом в 1135 году, чтобы стать «пошлым купцом», полноправ­ным и потомственным членом «Иванского купечества», надо было внести в товарищество 50 гривен серебра и 21,5 гривны в пользу церкви св. Иоанна. Иванскому купечеству даны были важные привилегии, а именно: оно выбирало пять старост, которые под председатель­ством тысяцкого ведали все торговые дела и торговый суд в Новгороде: ведало меры веса — вощаные скальвы, медовые пуды или безмены, гривенку рублевую (для взвешивания благородных металлов), и меры длины (Иванский локоть). Кроме «Иванского ста», были, по-видимому, и другие корпорации купеческие, вроде «ку- печеского ста», упоминаемого в духовной одного новго­родца XIII века. Ниже купцов стояли черные люди, разнообразные городские ремесленники и мелкие тор­говцы, а также и простые рабочие, проживавшие в горо­де. Все перечисленные классы составляли городское на­селение, хотя могли владеть недвижимостями и вне города и проживать в них. Высший класс собственно сельского населения составляли так называемые земцы или своеземцы. Это были мелкие землевладельцы-зем­ледельцы, обрабатывавшие свои собственные земли, чаще всего из горожан, которые приобретали земли вне города и заводили на них хозяйство. Ниже их стояли смерды, обрабатывавшие государственные земли Новгорода Великого и платившие с них оброк в Новгородскую казну, а еще ниже половники, изорники, кочетники, обрабатывавшие владельческие земли из-полу, из тре­тьего, четвертого снопа, смотря по местным условиям. Эти половники находились в большой зависимости от землевладельцев, которые стали признаваться их госпо­дами, имеющим право требовать их выдачи наряду с холопами, а также и судить. В Новгороде продолжали существовать и закупы Киевского периода, наймиты, которые брали заработную плату вперед под обеспече­ние своей личностью и были холопами своих кредито­ров все время, пока отрабатывали взятую «купу», а в случае бегства или преступления, становились полными холопами, или одерноватыми, как называли их в Новго­роде. Эти одерноватые холопы занимали уже самое низ­шее положение в новгородской социальной иерархии.

Итак, в Новгородской земле в противоположность Суздальской поддерживалась наличность могуществен­ного, богатого и влиятельного класса горожан, которо­му принадлежало экономическое господство в стране. Бывшие слои этого класса — бояре и житьи люди — господствовали экономически над другими городскими классами — купцами, черными людьми, и над сельски­ми — половниками. Купцы, как организаторы сбыта в добывающей промышленности, господствовали над про­мышленниками — земцами, смердами и половниками. Землевладельцы и торговцы господствовали, наконец, и над закупами. Короче сказать, народная масса в Новго­родской земле находилась в экономическом подчинении у городских капиталистов разных званий и состояний. Все зависело в своем материальном благополучии от главного города земли, который рассыпал свой капитал по стране, возбуждал и организовывал народный труд, указывал ему пути и направления. При таких условиях и руководящая политическая роль в земле должна была закрепиться и упрочиться в Новгороде не за князем, а за вечем главного города.

Возвышение веча и умаление княжеской власти в Новгороде.

Внутренняя политическая история Новгоро­да и состояла в постепенном возвышении веча и умале­нии значения княжеской власти. Самый отправной мо­мент в истории княжеской власти в Новгороде оказался неблагоприятным для дальнейшего ее развития. Новго­род не сделался самостоятельным княжением, как дру­гие главные города русской земли. С того времени как покинули его первые князья для Киева, он почти посто­янно находился под властью великого князя — сначала Киевского, а затем Владимирского или их соперников. Все эти князья держали в Новгороде своих родственников-князей или мужей-наместников. При частой смене великих князей происходили частые смены и на новго­родском столе. Первое время новгородцы пытались заве­сти у себя самостоятельного, независимого князя, по­стоянную княжескую династию, но все их попытки оставались тщетными. Новгородский край представлял отдаленный северо-западный угол тогдашней Руси, ле­жавший в стороне от главной арены деятельности кня­зей и их дружин, и потому на первых порах князья неохотно соглашались удаляться от своих родичей. Вы­яснилось затем, что экономически край зависит и от Приднепровской Руси, и от Суздальской, и потому не­мыслимо становиться ему в политически изолирован­ное положение от той и другой, устраиваться совер­шенно самостоятельно со своей княжеской династией. Все это в общей сложности в конце концов и заставило новгородцев обходиться сменными князьями. Но смен­ный князь не мог, конечно, расширить и возвысить свою власть, свое политическое значение в Новгороде. При сменных князьях силой вещей должна была разви­ваться политическая самодеятельность общества, кото­рое, сплошь и рядом оказывалось предоставленным са­мому себе.

Но политическая самодеятельность неизбежно ведет к расширению политических прав. Такое расширение дает себя выследить уже в первой половине XII века. В XI веке князья правили в Новгороде при помощи на­значаемых ими посадников и тысяцких. Когда князь покидал Новгород добровольно или поневоле, то и на­значенные им должностные лица обыкновенно слагали свои обязанности. Но такой порядок с течением време­ни, при частой смене князей, оказался в высшей степе­ни неудобным, ибо периодически создавал безначалие в городе. Поэтому новгородцы стали выбирать посадни­ков сами. Первое упоминание об этом в летописи отно­сится к 1126 году, когда новгородцы дали посадниче­ство некоему Мирославу. Но об этом говорится уже как об обычном явлении. Само собой разумеется, что раз посадник стал выборным, и сам характер его должности изменился. Прежде он был только помощником князя, теперь он стал вместе с тем представителем и охраните­лем интересов Новгорода, независимым от князя. Кня­жеская власть вместе с тем потерпела серьезное ограни­чение. Дальнейший шаг в этом направлении был сделан в княжение Всеволода Мстиславича, около 1135 года. Всеволод отказался от торгового суда, который сосре­доточился в руках пяти старост от Иванского купече­ства: трех — от житьих людей и двух — от купцов, под председательством тысяцкого. Князь удовольствовался получением денежной суммы в 25 гривен серебра. До половины XII века новгородские владыки ставились выс­шей церковной властью, киевским митрополитом и собо­ром епископов. Но со второй половины XII века новго­родцы начали выбирать из местного духовенства и своего владыку, собираясь всем городом на вече, и отправляли в Киев своего избранника уже только для рукоположе­ния. Первым таким выборным епископом был Аркадий, игумен одного из местных монастырей, избранный нов­городцами в 1156 году. Так, во второй и третьей четвер­ти XII века вся новгородская администрация стала вы­борной. Развившиеся со второй половины XII века усобицы князей давали Новгороду возможность произ­водить выбор между князьями и налагать на них извес­тные обязательства. Даже такой князь, как Вселовод III, делал им в этом отношении разные уступки. В 1209 году новгородцы усердно помогали ему в его походе на Ря­занскую землю. В награду за это, по рассказу летописи, Всеволод сказал им: «любите, кто вам добр, и казните злых», т. е. отдал вечу суд по политическим преступле­ниям; при этом Всеволод дал новгородцам «всю волю и уставы старых князей, чего они хотели». Из рассказов летописи о столкновении веча с князем Святославом Мстиславичем в 1218 году по поводу лишения посадни­чества Твердислава без вины с его стороны, видно, что князья в то время целовали крест — без вины волости мужа не лишити.