Смекни!
smekni.com

Лекции по древней русской истории до конца XVI века (стр. 72 из 94)

Общая политика московских государей в отношении боярства.

Развитию солидарности в боярской аристокра­тии не благоприятствовала и сама политика первых мос­ковских государей в отношении боярства. Эти государи, как уже сказано, узаконяли местничество, и таким обра­зом, как говорит Флетчер, злобу и взаимные распри бояр обращали в свою пользу. Но самое главное — это то, что они, беспощадно относясь к отдельным лицам, не трога­ли всего класса в целом, не нарушали разом его общих интересов и таким образом не вызывали общего неудо­вольствия, общего противодействия. Они создавали свой абсолютизм так же, как и государство, по маленьким дозам, по кусочкам, по частям и потому медленно, неза­метно, но крепко строили свое политическое сооружение. Как уже было сказано, в новообразовавшемся Московс­ком государстве было множество владельцев с правами государей в их имениях. Существование таких мелких государей было, конечно, помехой в развитии власти ве­ликого князя Московского над обществом. Тем не менее, ни Иван III, ни сын его Василий не предпринимали ника­ких общих мер против этих государей-вотчинников. Они, как мы видели, довольствовались только тем, что стара­лись уменьшать их число, приобретать княжеские родовые вотчины себе, давать князьям взамен их княжеств простые именья без княжеских в них прав. Затем, и свои, и иноземные наблюдатели отметили изменение отношений великого князя к боярству, его самовластие, деятельность без боярского совета. Но это самовластие и деятельность проявлялись только в будничной практике не возводились в принцип. В особо важных случаях великий князь собирал на думу своих бояр и не только делом, но и словом подтверждал политическое значение боярства. В 1510 году великий князь Василий, на самовластье которого, как мы видели, жаловался Берсень-Беклемишев, решая в Новгороде судьбу Пскова, «велел своим боярам по своей думе творити, как себе сдумали». Результатом этого боярского совещания и был арест псков­ских властей и граждан, приехавших тогда к государю с челобитьями. Когда Василий умирал, он созвал к себе своих бояр и говорил с ними об «устроении земском», «как после него царству строиться». Он говорил об этом со всеми боярами, а не с теми только доверенными людь­ми, с которыми прежде, запершись сам-третей, делал всякие дела. Но раз в устранении бояр от обсуждения решения государственных вопросов не было никакой прин­ципиальной последовательности, то и боярство со своей стороны не могло выступать с противодействием вели­кокняжескому самовластью и определенными по этой части притязаниями и стремлениями. Боярство прояви­ло определенные политические стремления в смысле ог­раничения утверждавшегося абсолютизма только в конце 40-х и в начале 50-х годов XVI века, во время юности царя Ивана Васильевича Грозного.

* * *

Пособия те же, что упомянуты и в предыдущей лек­ции и кроме того:

Н. П. Павлов-Сильванский. Государевы служилые люди. 2-е изд. СПб., 1909.

В. О. Ключевский. Боярская дума древней Руси. 4-е изд. М., 1908.


лекция двадцатая

МОНАРХИЧЕСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ И МОСКОВСКОЕ БОЯРСТВО

В ЦАРСТВОВАНИЕ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО

РАЗГРОМ БОЯРСТВА И УПАДОК ЕГО ОБЩЕСТВЕННОГО

И ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

ПРОИЗВОЛ и насилия в малолетство Ивана Грозного.

Утверждавшийся монархический абсо­лютизм своими отрицательными сторонами дал себя уви­деть и почувствовать князьям и боярам Московского государства преимущественно в малолетство Грозного. Хотя отдельные лица и страдали от самовластья Ивана III и его сына, но в общем Иван и даже Василий умело пользовались своей властью. В их крепких руках эта власть как никак все же служила преимущественно го­сударственным, национальным целям, а не личным стра­стям и прихотям. Не то стало по смерти Василия, в малолетство его сына — Ивана Васильевича. Умирав­ший Василий желал, чтобы бояре сообща и дружно пра­вили после него государством. Призвав их к себе, он говорил им: «с вами держал я русскую землю, вы мне клятву дали служить мне и моим детям; приказываю вам княгиню и детей своих, послужите княгине и сыну моему, поберегите под ним его государства. Русской земли, и всего христианства от всех недругов, от бесерменства и от латинства, и от своих сильных людей, от обид и от продаж, все заедин, сколько вам Бог помо­жет». Но это желание было уже не осуществимо. Васи­лий до известной степени отучил бояр от дружной совместной деятельности на пользу государства, верша дела сам-третей у себя в спальне. Тот же порядок стал действовать и после его смерти. Его молодая вдова Еле­на Васильевна стала вершить всякие дела сначала втро­ем — с дядей Михаилом Глинским и со своим любим­цем, князем Иваном Овчиной Телепневым-Оболенским, а потом и вдвоем — с этим последним. Но правительни­ца стала пользоваться своей властью уже в угоду своим личным чувствам и пристрастиям. Она посадила в зак­лючение дядю своего Михаила, укорявшего ее за зазор­ное поведение, арестовала князей Ивана Федоровича Вольского и Ивана Михайловича Воротынского с деть­ми, по всем данным, за то, что те выражали неудоволь­ствие против князя Овчины-Оболенского. Крутое само­властие Елена обнаружила и в других случаях, угождая, главным образом, своему фавориту. Результатом этого был заговор, жертвой которого пали и сама правитель­ница, и ее фаворит. По известию Герберштейна, Елену отравили; а на седьмой день после ее смерти был аресто­ван и ее фаворит. Его уморили голодной смертью в тюрьме, арестованных же из-за него лиц освободили из заключения.