Смекни!
smekni.com

Стихотворения 13 (стр. 104 из 106)

ст-ния Кузмина, не включавшиеся им в состав прижизненных поэтических

сборников. При выборе предпочтение отдавалось произведениям, представляющим

малоисследованные периоды творчества Кузмина (прежде всего - ранние годы),

ст-ниям, определяющим поворотные пункты в идейном и творческом развитии

поэта, не опубликованным вообще или опубликованным в малодоступных

современному русскому читателю изданиях и, наконец, опубликованным с

неточностями.

561. ССт, в тексте статьи Дж.Малмстада. Печ. по автографу в письме к

Г.В.Чичерину от 13 января 1897 г., сопровожденному словами: "Посылаю тебе

следующее стихотворение без отношения к музыке (хотя оно очень годится для

таковой, мне кажется)" (РНБ, арх. Г.В.Чичерина). 18 января Чичерин отвечал:

"В новом стихотворении мне очень нравится общее настроение, и лениво усталый

ритм, и много отдельных образов, но в общем оно менее самобытно, чем

"Смуглый и бледный" или "Бледные розы"" (РГАЛИ; последнее ст-ние,

датированное апрелем 1 895 г., недавно републиковано П.В.Дмитриевым // НЛО.

1993. Э 3. С. 156). Ответ Кузмина на разбор Чичерина - в письме от 24 января

1897 г. (ССт. С. 36).

562. "В мире искусств". 1907. Э 13/14. Дата - по списку музыкальных

произведений Кузмина (РГАЛИ) с уточнением: "янв.". Апулей принадлежал к

числу любимых писателей Кузмина; выполненный им перевод "Метаморфоз"

("Золотого осла"), впервые опубл. в 1929 г., перепечатывается до сих пор,

причем в последнем известном нам воспроизведении текста снята редакторская

правка, которой перевод был подвергнут в 1950-е гг. Мистагог - в древней

Греции жрец, возглавлявший мистерии. Смерть Антиноя. См. примеч. 80-86 (7).

563-575. Зеленый сборник стихов и прозы. СПб., 1905 (вышел 20 декабря

1904г. См. дневник Ю.Н.Верховского // РГБ, арх. Л.В.Горнунга). Первая публ.

стихотворений Кузмина безотносительно к музыке. При жизни автора более не

перепечатывалось. Об адресате посвящ. см.: "Второе лето я отчаянно влюбился

в некоего мальчика, Алешу Бехли, живших тоже на даче в Василе <Васильсурске>

Вариных < сестры Кузмина > знакомых. Разъехавшись, я в Петербург, он в

Москву, мы вели переписку, которая была открыта его отцом, поднявшим

скандал, впутавшим в это мою сестру и прекратившим, таким образом, это

приключение" (Кузмин и русская культура. С. 153; письма А.Бехли к Кузмину -

ЦГАЛИ С.-Петербурга). В письме к Чичерину, написанном в июле 1903 г., Кузмин

рассказывал: "Странный случай; когда мы ездили в женский монастырь через

леса вчетвером: сестра моя, племянник Сережа, я и Сережин товарищ Алеша

Бехли, среди самой несоответственной обстановки мне захотелось вдруг

изобразить ряд сцен из итальянского Возрождения, страстно. Можно бы

несколько отделов (Canzoniere, Алхимик, Венеция и т.п.) и даже я начал слова

из Canzoniere (3 сонета) и вступление" (РНБ, арх. Г.В.Чичерина). 20 августа

ему же: "Я 12-го перебрался в Нижний и вот до 20 написал музыку к 8 сонетам;

конечно, не ожидаю большой их популярности, и даже не знаю, что ты-то их

поймешь ли сразу и оценишь ли, не отметнешь ли. Но сам я ими очень доволен,

хотя не всегда музыка лучше слов", - и далее, перечислив сонеты, названные и

здесь "Il Canzoniere" (явно в подражание знаменитому циклу Ф.Петрарки): "От

2-9 включ<ительно> музыка написана, редко я писал с такою скоростью, и

причем не дома. Что из этого выйдет - не знаю, может выйти и "битва русских

с Кабардинцами". Лучше других 3. 4. 5. 6., хуже других 7. и 2., 8. и 9.,

кажется, средние". Списки нот всего цикла - РНБ. Беловые автографы ст-ний

1-4, 6 - в письме к Г.В.Чичерину (июль 1903; РНБ, арх. Г.В.Чичерина), ст-ний

5, 9, 12-13 - в письме к нему же от 20 августа 1903 г. (Там же).

5. "Озерный Ланселот" - французский рыцарский роман неизвестного автора

(XIII век).

7. Кремона - итальянский город, в котором работали знаменитые

скрипичные мастера Страдивари, Амати и Гварнери.

576. Проталина. СПб., весна 1907. Беловой автограф - РГАЛИ, в записной

книжке 1904 г., что является основанием для датировки.

577. ССт с предположительной датировкой: 1907-1908. Печ. по беловому

автографу в записной книжке 1904 г. (РГАЛИ). Ст-ние основано на библейском

сюжете (Быт., гл. 18-19). Еглаин (Еглаим) в Библии упоминается дважды: Ис.

15, 18; Иезек. 47, 10.

578-586. ССт. - День поэзии 1979. М., 1979 /Публ. С.Григорьянца. Печ.

по беловому автографу с датой (РГАЛИ), к которому восходит публикация в "Дне

поэзии", имеющая ряд неточных прочтений. О становлении замысла и текста

этого вокально-музыкального цикла узнаем из писем Г.В.Чичерину к Кузмину. 17

августа 1904 г.: "Этот последний замысел - "Харикл из Милета" - это страшно

интересно. Это та самая форма серии, которую ты довел до сих пор до

наибольшего мастерства. Эти легкие наброски у тебя содержат maximum

жизненности и почвенного содержания". 2-5 августа: "2-я элегия, с размером

вроде сапфического и прекрасным завершением "Рим семихолмный", - прелестна,

классична, пластична; четвертая строфа более модернична по интенсивности

сравнений. <...> И завершение - бодр и смел, и красота и радость -

прекрасно". 26 сентября: "Наставления мага и по словам прекрасны. Следующий

Э мне кажется немного неуклюж". 6 октября: "Э 8 Харикла - прекрасная

картина; только не очень ли скоро после "заря едва алела" скатывается

солнце?". В 1906 г. Кузмин перевел сюжет цикла в прозу, сделав из него

вставную новеллу для 19-й главы "Повести об Елевсиппе" (Кузмин М. Вторая

книга рассказов. М., 1910. С. 119-125). Нотный автограф всего цикла с

датами, относящимися, очевидно, к созданию музыки, - РНБ.

1. В автографе РНБ под загл. "Элегия", с датой - 21 августа. В "Дне

поэзии" под загл. "Отъезд". В основном автографе есть незачеркнутый вар.

поел, строки: "Рим семигорный". В автографе РНБ ст. 12: "Жизни и счастья".

2. В автографе РНБ, под загл. "У Манлия Руфа", с датой: 27 августа.

3. В автографе РНБ, под загл. "В цирке", с датой: 31 августа. В

автографе РГАЛИ между ст. 6 и 7 первоначально был еще один: "Блеск поражал

мой непривычный взор". Я белым камнем этот день отмечу. См. примеч. 61-67

(2).

4. В автографе РНБ, под загл. "Эрос", с датой: 6 сентября. В автографе

РГАЛИ в ст. 14 есть незачеркнутый вар. слова "забьется" - "трепещет".

5. В автографе РНБ, под загл. "К магу", с датой: 13 сентября. В "Дне

поэзии" - под загл. "У мага". Начиная с этого ст-ния нумерация отдельных

ст-ний прекращается.

6. В автографе РНБ, под загл. "Наставления мага", с датой: 15 сентября.

7. В автографе РНБ, под загл. "Казнят? казнят?", с датой: 20 сентября.

В ст. 10 незачеркнутый вар. слова "гаванских" - "портовых".

8. В автографе РНБ, под загл. "Смерть", с датой: 29 сентября. В

автографе РГАЛИ незачеркнутый вар. ст. 2: "Кустарник по бокам, равнину к

морю" (в автографе РНБ этот вар. - основное чтение).

9. В автографе РНБ, под загл. "Клятва", с датой: 30 сентября.

587-603. ССт, под загл. "Семнадцать сонетов". Цикл сформирован в

беловом автографе (РГАЛИ). Сохраняя целостность и. композицию цикла, мы

принимаем наиболее поздние из известных нам редакций отдельных сонетов.

Ст-ния 1-5, 7-9, 13-14, 16-17 печ. по беловым автографам в записной книжке

1904 г., что дает основания для датировки основного корпуса текстов.

3. Израиль Моисея так дождется и т.д. См. "ВотЯ стану перед тобою там

на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить

народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин израильских" (Исх. 17, 6).

5. АДБ. - очевидно, А.Бехли (см. примеч. 563-575).

6. Печ. по беловому автографу: Пример, цикл "Сердце зеркальное". "Флор

и Бланшефлор" - французский роман в стихах (XIII в.).

7. Как Порции шкатулка золотая. См.: Шекспир, "Венецианский купец", акт

2, сц. 7; акт 3, сц. 2.

9. После данного ст-ния в автографе под цифрой 10 оставлено место еще

для одного сонета, в котором написаны только 2 последние строки:

Потом опять оставь меня на дне,

Но улыбнувшись, улыбнувшись мне.

10. Печ. по беловому автографу: Пример, цикл "Сердце зеркальное".

11. Проталина. СПб., весна 1907. В списке РГАЛИ дата - январь 1904.

12. "В мире искусств". 1907. Э 9/10.

13. В списке РГАЛИ дата - апрель 1905. Сан-Миньято - церковь во

Флоренции.

15. "В мире искусств". 1907. Э 9/10.

604-608. Ст-ния, входившие первоначально в состав "Алек-сандрийских

песен", но исключенные из окончательной редакции (см. преамбулу к четвертой

части книги "Сети").

1. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ. Первоначально между ст. 8 и 9 был еще

один: "Что читал я Порфирия и Плотина", а между ст. 11 и 12: "И читал я

позднею ночью". Таис. По предположению комментаторов ССт., героиня

одноименного романа А.Франса (входившего в круг чтения Кузмина),

александрийская куртизанка. Каракалла - галльская одежда. "Оса" - см.

примеч. 7779 (3).

2. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ.

3. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ. Первоначальный вар. ст. 7: "Здорово

наклюкался, сердечный".

4. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ.

5. Печ. по беловому автографу (РГБ, арх. В.Я.Брюсова), в цикле

"Александрийские песни", VII. Повесть о золотом осле - "Метаморфозы" Апулея.

Вафилл - см. примеч. 24-31 (4). Каноп - см. примеч. 103-107.

609. Впервые - в тексте статьи: Богомолов Н.А. Петербургские гафизиты

// Серебряный век в России. М., 1993. Печ. по автографу РГАЛИ, к которому

восходит и первая публикация. Гафиз. Ст-ние явно относится к периоду

активной деятельности кружка "гафизитов", т.е. к концу весны - осени 1906 г.

Подробнее см. в статье, где впервые опубликовано ст-ние (перепеч.: СиМ. С.

67-98). Еще одно ст-ние Кузмина, связанное с "гафизитством", см.: ССт. С.

446-447.

610. ССт с датой: 1914-1916. Печ. по беловому автографу РГАЛИ. Еще один

беловой автограф - РНБ, арх. А.М.Ремизова (нотный текст) с надписью, дающей