Смекни!
smekni.com

Стихотворения 13 (стр. 105 из 106)

основания для датировки: "Сочинил слова и музыку М.Кузмин, которых <так!> и

переписал это для дорогих и многоуважаемых Серафимы Павловны и Алексея

Михайловича Ремизовых. 1906. Октября 22-го дня". Сан-Миньято - церковь во

Флоренции.

611. "В мире искусств". 1907. Э 9/10. В Дневнике 23 июня 1907 г.

записано, что ст-ние относится к числу "старых".

612. "Перевал". 1907. Э 10, как третье ст-ние цикла "На фабрике".

Другие ст-ния этого цикла - 175-182 (4) и 24-31 (7). Беловой автограф - Рук.

1911. Цикл состоял из 6 ст-ний, однако опубликовано и нам известно только 3.

613. Печ. по беловому автографу РГАЛИ, написанному двумя почерками:

первые полторы строки и начальные буквы остальных строк (ст-ние представляет

собою акростих) - рукой Кузмина, остальное - рукой, вероятно, В.Г.Князева.

614-621. ССт, в разделе "Коллективное". На самом деле Кузмин является

единственным автором этого цикла, представляющего собою часть более широкого

замысла - сборника "Пример влюбленным", составленного из стихов Кузмина и

Князева. Более подробно об истории замысла см.: СиМ. С. 88. Печ. по беловому

автографу (Пример). Помимо публикуемых здесь, в цикл входят ст-ния 258-269

(11, 8, 9, 6, 3, 2).

1. Зеленый доломан - см. примеч. 258-269 (3). Люблю два года. Кузмин

познакомился с Князевым (см. примеч. 109) в 1910 г. Chevalier d'Orsay - см.

примеч. 1.

2. "Рига, Рига". См. примеч. 258-269 (1).

3. Беловой автограф - Рук. 1911. Черновой автограф без загл. - РГАЛИ.

"Белей лилеи" - из ст-ния Ф.Сологуба "Любовью легкою играя..."

4. Беловой автограф - Рук. 1911. Черновой автограф без загл. - РГАЛИ

"Не было ни гроша, да вдруг алтын" - пьеса А.Н.Островского.

8. Архистратиг - святой Кузмина, архистратиг Михаил. Копье на его

иконах не часто, но встречается. Мой труд о воинах святых - неосуществленный

замысел Кузмина (в рекламе на сборнике "Осенние озера" как готовящаяся

объявлена "Книга о святых воинах").

622. Печ. по беловому автографу: Пример, цикл "Сердце зеркальное".

623. "Аргус". 1913. Э 2. Кабаре - петербургское артистическое кабаре

"Бродячая собака". Ст-ние печаталось на программах "Бродячей собаки".

624. ССт. Черновой автограф - РГАЛИ. Чтение первых четырех слов в ст.

16 предположительно. Ходовецкий - см. примеч. 405. Алина - имя, популярное в

различных текстах, преимущественно французских, конца XVIII и начала XIX в.

И Лондон слал туманный сплин. Видимо, контаминированная отсылка к строкам

"Евгения Онегина": "Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон

щепетильный" (гл. 1, стр. XXIII) и "Недуг... Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра" (гл. 1, стр. XXXVIII).

625. "Биржевые ведомости". 1914, 23 ноября (6 декабря). Утр. вып.

Феодор Стратилат, Егорий (т.е. Георгий Победоносец), Димитрий Солунсхий -

см.: "Федор-Стратилат, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский: явление их

есть изъявление силы Архангела Михаила" (Ремизов А. Образ Николая

Чудотворца. Париж, 1931. С. 9). Солунь - ныне Салоники.

626. Лук. 1914. Э 32 (рождественский номер).

627. Печ. по беловому автографу РГАЛИ. Второй беловой автограф - РНБ,

арх. П.Н.Медведева. Тройное имя - Стамбул, Константинополь, Царьград.

Четвертое названье - Рим. Ср. известную формулу старца Филофея: "Два Рима

пали, третий - Москва - стоит, а четвертому Риму не бывать". Айя-София -

собор св. Софии в Константинополе. Тот горький день - 29 мая 1453 г., день

взятия Константинополя турками. Ст-ние было первоначально предназначено для

газеты "Биржевые ведомости" (см. примеч. 628).

628. "Огонек". 1916. Э 52. См. в письме Кузмина от 9 декабря 1915г.

А.А.Измайлову, редактировавшему литературный отдел "Биржевых ведомостей":

"Посылаю Вам стихи на Рождество, вроде "Вертепских вирш". Если во 2-ом

куплете смутят "рубашечки", то можно или его пропустить, или из 1-го или

2-го сделать один:

Ангелы удивленные,

Ризами убеленные,

Над пещерою малою

Розою алою

Свивайте свой круг.

Мне бы хотелось, конечно, как написано. Это стихотворение взамен

"Царьграда", который оплачен и не пойдет" (Ежегодник Рукописного отдела

Пушкинского дома на 1990 год. СПб., 1993. С. 64 / Публ. А.Г.Тимофеева).

629. "Нива". 1917. Э 15. Сатурн - здесь: бог времени. На Кирочной ул.

жил Ю.И.Юркун (см. примеч. 245-257). Взята Крепость. Петропавловская

крепость была занята восставшими 27 февраля. Адмиралтейство пало - 28

февраля. Пасха в посту настала. В 1917 г. Пасха приходилась на 25 марта, и,

следовательно, Февральская революция произошла в Великий пост. Чердачные

совы - полицейские, ведшие огонь по восставшим с чердаков. "Всем, всем,

всем." - так начинались многие радиодепеши, напр., напечатанная в той же

"Ниве" (1917. Э 10. С. 160).

630. "Русская воля". 1917, 16 апреля. Утр. вып. Черновой автограф

первых 8 строк - РГАЛИ. Волынский полк. Имеется в виду мятеж учебной команды

Волынского полка 27 февраля 1917 г. Виленский переулок - место расположения

казарм Волынского полка.

631. "Русская воля". 1917, 17 мая. Утр. вып.

632. Кузмин и русская культура (см. там же комм, публикатора

И.Г.Вишневецкого). Печ. по черновому автографу РГАЛИ. Радужных Врат дева -

гностический термин, введенный в русскую поэзию Вл.Соловьевым (см. его

ст-ние "Нильская дельта"). Еннойя (Эннойя, греч. "помышление") - в

представлениях гностиков неоформленная духовная субстанция, порожденная

падшей Софией (см. примеч. 413).

633. ССт. - Ахматова и Кузмин. Печ. по беловому автографу РГАЛИ.

Глебова-Судгешшна О.А. - см. примеч. 444. Веселый и лечалышй рок. Имеется в

виду история отношений Кузмина с С.Ю.Судейкиным (см. примеч. 14-23) и

В.Г.Князевым (см. примеч. 109), где Глебова-Судейкина играла роль

"разлучницы". И в нежно-желтом сарафане Сбирали осенью анис. См. начало

ст-ния 447. Элизий сладгостных теней. Ср.: "Душа моя, Элизиум теней"

(Ф.И.Тютчев). Коломбшшая Психея. Одной из наиболее известных ролей

Глебовой-Судейкиной была Псиша в одноименной пьесе Ю.Беляева. В стихах

Князева (и позднее - в "Поэме без героя" А.Ахматовой) она выступает под

маской Коломбины.

634-637. WSA. Bd. 14 / Публ. Ж.Шерона. В примеч. к отдельным ст-ниям

указываются их публикации на родине. Печ. по списку неизвестной нам рукой

(РНБ, арх. А.Д. и С.Э.Радловых; все прочие публикации также восходят к этому

источнику). В цикле наиболее открыто выразилось отношение к пооктябрьской

действительности, определившееся после энтузиазма первых революционных дней

уже в середине 1918 г. Ср. одну из многих однотипных записей: "Боже мой,

Боже мой! где все? где? Теперь и скромная жизнь, смиренным швейцаром

исчезла, даже монастырь, даже нищими. Я не говорю про Альберовскую жизнь, но

где Нижний, Окуловка, зять, даже Евдокия <Нагродская>, даже лавка? даже

Ландау, даже советский хлеб Зиновия <Гржебина>? Где Пасха, пост, весна,

кладбище? Неужели головой в прорубь? <...> Печально я думал о тепле, не то

пчельнике, не то яблочном саду. Неужели и там большевики все засрали? А где

же все монахи? Смотрю хронологично Гете, что он писал в моем возрасте. К

кому прижаться? Мы всех растеряли. И страшно мне невероятно. <...> А какое

золотое солнце! но к чему оно? к чему все?" (Дневник, 24 марта 1920).

1. "Наше наследие". 1988. Э 4 / Публ. Н.А.Богомолова. Мироносицы -

женщины, пришедшие ко гробу Христа умастить его тело миром (Мк. 16, 1-8; Лк.

24, 1-10). Иезекиилево колесо. См.: "И смотрел я на животных, - и вот, на

земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А

ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны

были глаз" (Иезек. 1, 15, 18). "Адьбер" - см. примеч. 444. На твоих

страницах - т.е. на страницах прозы Юркуна. "Уколы винных иголок!" Ср.:

"Вина весеннего иголки" (ст-ние 1 в цикле 326-334). Подвергался стольким

нападкам. Имеется в виду резкая критика повести "Крылья". О "банной" теме у

Кузмина см.: Богомолов Н.А. Заметки о "Печке в бане" // Кузмин и русская

культура. С. 197 -198. "Honny soit qui mal y pense" - "Пусть будет стыдно

тому, кто об этом плохо подумает" (фр.) - девиз ордена Подвязки.

2. "Родник". 1989. Э 1 / Публ. Р.Д.Тименчика. Шотландский юнга Тристана

- персонаж оперы Р.Вагнера "Тристан и Изольда". Но где желание наше? - см.

примеч. 435, а также: "Как странно. Прежде мечты были эротические, потом

кулинарные, теперь только о тепле" (Дневник, 7 декабря 1921).

3. "Родник". 1989. Э 1 / Публ. Р.Д.Тименчика. Сам ты дико запевал

Бессмысленной начало тризны. Имеются в виду ст-ния Кузмина 1917 г. Чистый

понедельник - понедельник первой недели Великого поста.

4. В морских казармах содержался Юркун осенью 1918г. (см. также ст-ние

5 в цикле 524-530). "Туман за решеткой" - повесть Ю.Юркуна (полный текст

неизвестен). "Schlafe, mein Prinzchen, scNafein" - начальные слова

"Колыбельной" Моцарта (в традиционном русском переводе - "Спи, моя радость,

усни").

638. Ст. 21-24 впервые в тексте А.М.Ремизова "Крюк. Память

петербургская" ("Новая русская книга". 1922, Э 1). Полностью - в статье

З.Н.Гиппиус "Опять о ней" ("Общее дело". 1921, 20 ноября), затем - в очерке:

Шайкевич А. Петербургская богема // Орион. Париж, 1947. В ССт - по

автографу, неизвестному нам. Печ. по публикации Г.А.Морева ("Русская

литература". 1991, Э 2) по автографу, хранящемуся в Музее Анны Ахматовой в

Фонтанном Доме. В автографе и списке РТ-2 ст-ние озаглавлено "Меньшиков в

Березове". Об истории текста и ст-ния см.: Морев Г.А. Из комментариев к

текстам Кузмина. II // НЛО. 1993. Э 5. С. 165-167. Меньшиков <так!> в

Березове - явная отсылка к картине В.И.Сурикова.

639. Шиповник. М., 1922. Вып. 1. Черновой автограф со ст. 20 - РГАЛИ.

640. Шиповник. М., 1922. Вып. 1. Черновой автограф - РТ-2.

641. Шиповник. М., 1922. Вып. 1. Беловые автографы - ИРЛИ, альбом

К.М.Маньковского с датой записи: 30 ноября 1 921 (указано А.Г.Тимофеевым) и